Материалы Global Distance Education Network (GDENet) Library

Источник www.ctatsdistance-learning.ru


Экономическая эффективность дистанционного образования в подготовке преподавателей

Большинство развивающихся стран так быстро повышают доступность начального образования, что вынуждены привлекать неквалифицированных преподавателей или преподавателей с недостаточной квалификацией. Осознавая, что это оказывает отрицательное воздействие на качество школ, они предприняли шаги по повышению квалификации этих преподавателей путем подготовки их на рабочем месте. Такие попытки зачастую тормозились недостаточностью бюджета, низким уровнем вознаграждения преподавателей и низким качеством обучающих программ.
За последние два десятилетия, министерства образования все чаще обращаются к системе дистанционного образования для преодоления этих препятствий. Более 40 развивающихся стран начали реализацию программ дистанционного обучения преподавателей с целью обеспечения контролируемой подготовки преподавателей на их рабочих местах при уровне затрат, доступным для правительств. Обычно такие программы используют определенную форму самоподготовки, дополняемую программами, транслируемыми по радио или телевидению, и очными консультационными сессиями.

Программы дистанционной подготовки преподавателей в Шри-Ланке и Индонезии являются экономически эффективными, особенно те из них, которые сочетают самообучение с занятиями с руководителем в малых группах…
Так как проведение таких занятий не требует наличия больших залов, студенческих общежитий и даже преподавателей, периодические затраты в данном случае ниже, чем при осуществлении традиционных образовательных программ. А так как результатом является получение необходимой квалификации, то заказ правительства на повышение квалификации преподавательского состава выполняется.
Более низкие периодические затраты, однако, не являются обязательным признаком экономичности программы, так как для полной оценки затрат необходимо учитывать капитальные затраты и затраты на развитие, а также затраты (прямые и косвенные), понесенные студентами. Более того, получение сертификата о дистанционном образовании не обязательно делает педагога компетентным. Фактически, проводилось очень мало исследований экономической эффективности программ дистанционного образования (учитывающих все затраты) и действительного повышения компетенции преподавателя после таких курсов.

Настоящее исследование является попыткой заполнить этот пробел в тематической литературе. Здесь рассмотрены программы дистанционного образования (ДО) в двух странах Азии — Шри-Ланке и Индонезии. В обеих странах реализация программ традиционного и дистанционного обучения преподавателей началась в связи с необходимостью обеспечить одинаковый уровень подготовки. Нашей целью было определение общих затрат этих двух программ и оценить их эффективность в овладении преподавателями своим предметом, повышении навыков преподавания, и более полного развития профессионализма. В Шри-Ланке нами исследовано три программы, направленные на достижение первоначальной квалификации преподавателей начальной школы: программа для неработающих по данной специальности без отрыва от места проживания в Колледже Образования, университетская программа в колледже Teachers’ Colleges Degrees без отрыва от работы, и программа дистанционного образования, финансируемая Министерством Образования. В Индонезии нами исследовано две программы, обеспечивающие получение Диплома II (два года обучения после получения среднего образования) учителям низшего звена средней школы; одна из программ базируется в традиционном учреждении — Образовательные Институты или Факультеты, а вторая реализуется на базе дистанционного образования Открытого Университета.

Мы стремились провести сравнение как внутри стран, так и между странами. Внутри стран мы намеревались сравнить стоимость и эффективность программы ДО с аналогичными показателями более традиционных программ обучения без отрыва от работы (возможно, в Шри-Ланке, не в Индонезии) и с показателями программ для неработающих по специальности, направленных на получение сравнимого уровня подготовки и сертификата (по возможности, в обеих странах). Первый тип сравнения был бы полезен при решении, может ли дистанционное образование взять на себя функции обучения без отрыва от работы, традиционно выполняемые преподавательскими колледжами; второй тип сравнения способствовал бы пониманию того, возможно ли получение квалификации и профессионализма преподавателя таким экономически эффективным и без отрыва от работы способом, как это возможно благодаря программам профессиональной подготовки для неработающих по специальности. Сравнение между странами проводилось, чтобы определить, зависят ли полученные результаты от национального контекста, и понять, повлиял ли национальный характер программ на относительную экономическую эффективность дистанционных образовательных программ.

Результаты, касающиеся стоимости программы
В отношении стоимости программ дистанционного обучения в данных двух странах можно сделать следующие выводы:

    1. Программы дистанционного образования и в Шри-Ланке и в Индонезии значительно дешевле традиционных программ. Общие годовые затраты на одного человека составляют от 1/6 до 3/5 от стоимости программ на базе университетских городков.
    2. Доля от общих затрат, приходящаяся на счет обучаемых по программам дистанционного обучения, значительно выше, чем для обучаемых по программам традиционного обучения. В Шри-Ланке реальная сумма, потраченная или запланированная учащимся в системе ДО, ниже, чем в системе традиционного образования; в Индонезии этот показатель выше.
    3. С точки зрения правительства, затраты студентов высшего образования представляют собой некую форму возмещения издержек. Относительно высокий уровень возмещения издержек по программам ДО в Шри-Ланке и в Индонезии означает, что «затраты спонсора» (правительства) значительно ниже общего уровня издержек: В Шри-Ланке затраты правительства на ДО составляют от 1/10 и 1/8 от затрат образовательного и педагогического колледжей, соответственно, а в Индонезии затраты правительства на ДО составляют около 1/4 от затрат на традиционные программы для неработающих по специальности.
    4. Экономия, обусловленная ростом масштаба деятельности, обеспечила снижение удельных издержек в обеих странах, при этом, в настоящее время 5000 человек являются студентами; однако Индонезия, в условиях относительно высоких постоянных издержек, имеет возможность экономить за счет большего числа зачисленных студентов, больше, чем Шри-Ланка.
    5. Структура распределения капитальных и периодических затрат на программы дистанционного образования двух стран различна, так как в значительной степени зависит от компромиссного соотношения привлечения преподавателей и средств массовой информации, а также от сооружения конкретных зданий учреждения.
    6. Вопреки популярным представлениям о дистанционном образовании, издержки неиспользованных возможностей являются значительными для лиц, обучающихся в свободное время. Личное время, которое тратится на обучение, зачастую находится в прямой конкуренции со временем, которое тратится на зарабатывание дополнительных денег. Игнорирование издержек неиспользованных возможностей, которые несут студенты дистанционного образования, приведет к серьезной недооценке их личных затрат.
Результаты, касающиеся эффективности программы
В отношении эффективности программ дистанционного обучения в данных двух странах можно сделать следующие основные выводы:
    1. В Шри-Ланке программы дистанционного обучения преподавателей без отрыва от работы эффективны для улучшения знаний, навыков и взглядов обучаемых:
        • Программы более эффективны для улучшения языковых знаний и навыков, нежели чем в математике.
        • Программы более эффективны, чем педагогический колледж (также обучение без отрыва от работы), по четырем из пяти показателям эффективности (по пятому, овладение языком, показатели практически равны).
        • Программы более эффективны, чем образовательный колледж (обучение для неработающих по специальности), в улучшении знания языка и профессиональных навыков. Программы в некоторой степени менее эффективны, чем образовательный колледж, в улучшении математических знаний и языковых навыков, и значительно менее эффективны в улучшении математических навыков.
    2. В Индонезии программы дистанционного обучения преподавателей без отрыва от работы относительно эффективны в улучшении знаний и навыков педагогов, но неэффективны в улучшении знаний и навыков преподавателей математики. Кроме того, учащиеся в системе ДО на обоих курсах демонстрируют менее позитивные профессиональные взгляды в конце обучения, чем в начале, в то время как профессиональные взгляды учащихся традиционной системы практически не меняются.
    3. Настоящие выводы имеют отношение к различным структурным/организационным аспектам программ, и в особенности к: различно составленным учебным планам, соотношению самообучения и работы в группах и возможности обучаемых соотнести свое обучение непосредственно с событиями в классной комнате. Наиболее эффективной формой дистанционной подготовки преподавателей считается форма «не слишком дистанционного» обучения, сочетающая в себе самообучение и групповое взаимодействие на базе школы.
Результаты оценки экономической эффективности
Полученные в результате исследования показатели экономической эффективности представлены в виде значений стоимости программы в деньгах или эффективности. Далее следуют наши основные выводы:
    1. В Шри-Ланке дистанционное образование определенно более эффективно экономически, чем традиционные программы обучения для неработающих по специальности и обучения без отрыва от работы.
    2. В Индонезии программы дистанционного обучения языкам более эффективны, чем традиционные (для неработающих по специальности), а математические программы менее эффективны.
    3. Наименее эффективной программой в Шри-Ланке оказалась традиционная программа обучения без отрыва от работы на базе университета.
    4. Наименее эффективной программой в Индонезии оказалась программа дистанционного обучения математике.
    5. В обеих странах, при определении показателя экономической эффективности с использованием только правительственных затрат, эффективность программ дистанционного образования по сравнению с эффективностью традиционных программ представляется еще более высокой.
Краткий обзор
Выводы, поученные в данном исследовании, свидетельствуют о том, что для правительств существует относительно недорогой способ поднять эффективность преподавательского состава. Программы дистанционной подготовки преподавателей, по крайней мере, в Шри-Ланке и Индонезии, являются экономически эффективными, особенно те из них, которые сочетают самообучение с занятиями малыми группами с руководителем; и, в особенности, по устным и информационно-ориентированным предметам, в отличие от математики и предметов, ориентированных на получение практических навыков. Так как низкие учрежденческие расходы на реализацию программ дистанционного образования связаны с экономией, обусловленной ростом масштаба деятельности, и высоким уровнем возмещения издержек, то важно повышать уровень зачисления студентов и поддерживать относительно высокий уровень затрат студентов. Тем не менее, лица, ответственные за разработку стратегии, должны принять меры к тому, чтобы общие затраты студентов (прямые и косвенные) не стали слишком высокими, так как это привело бы к снижению спроса и подрыву экономии, обусловленной ростом масштаба деятельности, на которой основана дешевизна программы.


Автор: Х. Дин Нильсен, Мария Тереза Татто, Ариа Джалил и Н. Куларатне
Источник: Nielsen, H. Dean, and Maria Teresa Tatto with Aria Djalil and N. Kularatne. 1991. «Executive Summary.» In H. Dean Nielsen and Maria Teresa Tatto with Aria Djalil and N. Kularatne, The Cost-effectiveness of Distance Education for Teacher Training. BRIDGES Research Report Series, no. 9, Cambridge, MA: Harvard University, pp. 2-4.