ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ
БИОГРАФИЯ РЕФЕРАТ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ ОТЧЕТ О ПОИСКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
eng
jmenka@rambler.ru

РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ:

«Модель предприятия как интеллектуальная искусственная система для анализа и управления на основе знаний»

СОСТАВИТЕЛЬ: Грач Е.Г.

Основными технологиями информационного общества являются информационные технологии, которые представляют собой совокупность знаний о проведении информационных процессов, преобразующие первоначальное (исходное) знание в знание производное (вторичное). Знание здесь выступает и в роли ресурса, и в роли продукта технологического процесса.
Это вызывает необходимость постоянного обновления разноплановых знаний предприятий и организаций, как интеллектуального капитала, обеспечивающего их устойчивые стратегические позиции на рынке. Формируется новая функция управления, в задачу которой входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта создания предпосылок для распространения и передачи знаний. [1]. Знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ. Возникает необходимость создания систем управления знаниями (СУЗ), которая представляет собой взаимосвязанную совокупность организационных процедур, людей и информационных технологий, обеспечивающих сбор, накопление, организацию, распространение и использование знаний для решения задач качественного информационного обеспечения выполнения деловых процессов и интерактивного взаимодействия специалистов.
Отличительной особенностью СУЗ является интеграция множества разнородных, часто территориально распределенных источников знаний для решения общих задач. СУЗ интегрируют знания, как из внутренних, так и из внешних источников.
СУЗ, в отличие от традиционных информационных систем документационного обеспечения, превращают знания в законченный продукт с высокой потребительной стоимостью, поскольку знания, в отличие информации, полученной по традиционному запросу, точно соответствует характеру решаемой задачи и могут использоваться непосредственно при выборе решения.
СУЗ создает интерактивную среду общения людей, в которой повышается способность генерации новых знаний, сразу попадающих в корпоративную память для дальнейшего использования. С помощью СУЗ любое предприятие или организация превращается в обучающуюся организацию, создающую «спираль знаний», в которой «неизвестные (неявные) знания должны быть выявлены и распространены, чтобы стать частью новой индивидуализированной базы знаний каждого работника. Спираль возобновляется каждый раз для подъема на новый уровень, расширяя базу знаний, применяемую к разным областям организаций»[1].
Системы, основанные на знаниях, могут входить составной частью в компьютерные системы обучения. Система получает информацию о деятельности некоторого объекта (например, студента) и анализирует его поведение. База знаний изменяется в соответствии с поведением объекта. Она определяет способности обучаемого по основным направлениям курса, а затем с учетом полученных данных составляет учебный план.
Интеллектуальные задачи, которые решаются на основе СУЗ, отличаются слабой формализованностью, предполагающей нечеткость постановки целей решения задачи и описания условий решения задачи. Кроме того, уровень знаний и система критериев оценки решения у различных пользователей могут отличаться. Обычно решение интеллектуальной задачи сводится к следующим шагам типовым: На каждом шаге решения данные задачи могут использоваться СУЗ, работа которой сводится к итерационной серии поисков в корпоративной памяти, обеспечивающей точность достижения цели каждого этапа.
Одним из сложных этапов решения является формализация описания системы в виде интеллектуальной организации, которая определяется процессами интенсивной циркуляции и переработки знаний из разнородных и территориально распределенных источников. В силу этого, сетевые структуры наиболее эффективно описывают интеллектуальную систему. В частности, их удобно рассматривать в терминах распределенных систем искусственного интеллекта, т.е. многоагентных систем[3].
Агент представляет собой программный модуль, построенный по технологии, основанной на знаниях. Он является полезной метафорой для агентно-ориентированной системы, описывающей циркуляцию знаний внутри системы.
Невозможно дать строгое определение понятию «агент», так как формулировка этого термина определяется направлением исследований и разработок, использующих понятие «агент», поставленными перед разработчиками задачами.
В данном случае термин «агент» удобная метафора для реализации таких свойств элементов системы как: Анализ и проектирование данной обучающей системы выполнены на основе Gaia-методологии, специально созданной для реализации многоагентных систем, в которых все агенты взаимодействуют для достижения общей глобальной цели и где все элементы системы и связи между ними определены до этапа проектирования и не изменяются во время выполнения. Данная методология не используется для систем, в которых допускается возможность конфликтов между элементами системы.
Gaia-методология позволяет разработчику системы последовательно продвигаться от утвержденных описанных требований к проектированию самой системы (от абстрактных понятий к конкретным, увеличивая реализационную способность).
Gaia-методология включает в себя этапы анализа и проектирования. Основные этапы Gaia-методологии приведены на рис.1.
основные этапы Gaia-методологии
рис 1. Основые этапы Gaia-методологии
Анализ и проектирование могут быть представлены как процесс разработки по нарастающей детальных моделей конструируемой системы.
Главные понятия Gaia можно разделить на две категории: абстрактные и конкретные.
Абстрактные понятия используются во время концептуального анализа системы, но они не обязательно точно будут использованы в реализации системы.
Конкретные понятия , наоборот , используются в процессе проектировании, и они обычно имеют прямые дубликаты в исполняемой системе.
Так понятию «агент» на стадии проектирования соответствует понятие «роль». Понятие «роль» является основным понятием на стадии проектирования системы. Gaia-методология базируется на понятии того, что многоагентная система - вычислительная организация, основанная на взаимодействии различных ролей. Абстрактные понятия методологии и соответствующие им конкретные понятия приведены в табл.1.
Таблица 1. Абстрактные и конкретные понятия в Gaia

Абстрактные понятия Конкретные понятия
роли типы агентов
полномочия сервисы
обязанности знакомства
активности -
протоколы -
Свойства жизнеспособности -
Свойства безопасности -
Задача стадии анализа - разработать понимание системы и ее структуры (т.е. определить организацию системы). Организация - определение набора ролей системы, находящихся в конкретных отношениях друг с другом и участвующих во взаимодействии. Роль определена четырьмя свойствами:
Обязанности определяют функциональность роли(т.е. роль создана для того, чтобы делать что-то). Обязанности делятся на два типа:
Свойства жизнеспособности описывают действия, которые агент должен выполнять. Обязанности жизнеспособности конкретизируются через выражения жизнеспособности, которые и определяют жизненный цикл роли Выражения жизнеспособности описываются с помощью регулярных выражений.
Общая форма выражения жизнеспособности:
RoleName = Выражение,
где RoleName - имя роли, свойства жизнеспособности которой определяются,
Выражение – выражение жизнеспособности, определяемое свойствами жизнеспособности RoleName.
Элементарные компоненты выражения жизнеспособности - это любые активности или протоколы
Для того, чтобы выполнять обязанности, роль имеет набор полномочий. Полномочия роли связаны с ее типичным представлением и соответствующими ресурсами, которые могут использоваться при ее выполнении. Полномочия являются «привилегиями», связанными с ролью. Также полномочия устанавливают лимиты ресурсов, в пределах которых роль должна исполняться. Полномочия необходимы для того, чтобы при исполнении роли агент имел доступ к определенной информации. Некоторые роли могут генерировать информацию, другие - иметь доступ к части информации, но не изменять ее, третьи - модифицировать информацию.
Активность роли - это действия, связанные с ролью, которые могут быть выполнены ею без взаимодействия с другими ролями. Активность это «частное» действие роли.
В многоагентных системах неизбежны зависимости и взаимодействие между разными ролями. Такое взаимодействие - основной способ функционирования системы. Протокол - установленный образец взаимодействия. Один определенный протокол обычно порождает целый ряд обменов сообщениями в системе в ходе выполнения.
Схема описания протокола приведена на рис.2. Протокол определяется следующими свойствами:
описание протокола
рис 2. Описание протокола
После стадии анализа должна быть полностью детально разработана модель системы, определяющая ключевые роли, их функциональное предназначение, полномочия и обязанности, а также протоколы взаимодействия и активности, которые выполняются ролью. Схема описания роли, по которой должен быть выполнен анализ, приведена на рис. 3.
схема роли
рис 3. Схема роли
Цель классического процесса проектирования - преобразовать абстрактные модели, полученные на стадии анализа, в модели достаточно низкого уровня абстракции, чтобы их можно было легко реализовать. Однако не в случае агентно-ориентированного проектирования. Цель в Gaia - преобразовать модели анализа в достаточно низкий уровень абстракции, чтобы для реализации агентов было возможно применение традиционных технологий проектирования.
Процесс проектирования включает генерацию трех моделей:
Целью магистерской работы является реализация обучающей системы, выполненной на основе применения агентно-ориентированных технологий анализа и проектирования автоматизированных систем. Структура данной системы приведена на рис.4.

структура системы
рис.4. Структура МАС обучения студента по дисциплине
На стадии анализа в проектируемой обучающей системе были выделены основные роли. Каждая роль была описана согласно приведенной выше схеме: описание роли, выделение обязанностей, полномочий, активностей, протоколов взаимодействия. В результате этапа анализа были получены ролевая модель и модель взаимодействий. Затем, на этапе проектирования роли были конкретизированы в агентные типы.
Использование многоагентных обучающих систем в образовательном процессе обладает следующими преимуществами, а именно:
Эффективность применения технологии многоагентных систем в учебных целях неоспорима. Агентно-ориентированный подход позволяет наиболее полно реализовать индивидуальный подход к ученику. Подобные агенты, находясь в разных местах сети, образуют распределенную многоагентную систему искусственного интеллекта. Коллективный интеллект такого «сообщества» программных роботов, при соблюдении определенных критериев его организации, заметно превосходит интеллектуальную мощь каждого агента и не равен простой сумме интеллектов всех агентов входящих в сообщество. Многоагентная система искусственного интеллекта - это важнейшее средство обучения в условиях информационного общества и на переходном этапе к нему.
Основные этапы Gaia-методологии:
основные понятия Gaia-методологии

Перечень ссылок:

[1]
Мильнер Б.З. Управление знаниями. – М.: ИНФРА-М, 2003.-178 с.
[2]
Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике. – М.: СИНТЕГ, 2002. –316 с.
[3]
Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. – М.: СИНТЕГ, 1998. – 376 с.
[4]
Wooldridge M.,Jennings N.,Kinny D. The Gaia-methodology for agent-oriented analysis and design, published in book: Autonomous Agents and Multi-Agent Systems,3,285-312,2000
[5]
Zambonelli F.,Jennings N.,Omicini A.,Wooldridge M. Agent-orinted software engineering for Internet applications, published in book:Coordination of Internet agents: Models, Technologies and Applications, A.Omicini, F.Zambonelli, M.Klusch, R.Tolksdorf, Springer, 2000
[6]
Franklin S.,Graesser A. Is it an Agent, or just a Program?: A Taxonomy for Autonomous Agents,Proceedings of the Third International Workshop on Agent Theories, Architectures, and Languages, Springer-Verlag, 1996.


БИОГРАФИЯ РЕФЕРАТ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ ОТЧЕТ О ПОИСКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ