Конференция "Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития"

Секция 1. Проблемы информатизации российской науки и образования

http://www.auditorium.ru/v/index.php

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЯ

Кузнецов В.В.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина , Тамбов

Аннотация и ключевые слова
Инновационные технологии в образовании. Интернет-технологии в образовании. Технологии распределенного по сети коллективного разума. Технологии многоагентных систем.
Текст доклада
Вторая половина ХХ века ознаменовалась тем, что в большинстве стран мира возникла потребность решения проблемы информационного кризиса. Данный кризис, возникший в развитых странах в 50-е годы, проявился, например, в неуклонном экспоненциальном росте документальной информации. Так общая сумма информации созданная человечеством ежегодно удваивается. Ориентироваться в таком стремительно растущем потоке информации становится чрезвычайно трудно. С другой стороны, увеличение информации это не беда, а великое благо. Знания - самый ценный продукт, которым располагает человечество, самый надежный источник научно-технического и социального прогресса. Однако общий объем информации не тождественен объему новых знаний. Если графически сравнить рост действительных научных и технических результатов и документальной информации, то получим две кривые: первую - достаточно пологую, а вторую - значительно более быстро поднимающуюся вверх. Следовательно, человеку ХХI века необходимо уметь ориентироваться в обрушивающемся на него информационном потоке, находить нужную для него информацию, использовать ее для получения новых знаний.
Меры по преодолению информационного кризиса принято называть процессом информатизации общества. Результатом этого процесса станет общество нового типа, так называемое, информационное общество [5]. Если в современном индустриальном обществе большая часть людей занята в индустриальной (промышленной) сфере, то в информационном обществе более 80% трудоспособного населения будет занято в информационном сервисе и в информационной индустрии, участвуя в процессах сбора, накопления, хранения, обработки и реализации информации. Очевидно, что такое радикальное преобразование общества порождает целый комплекс проблем переходного периода. Среди них можно выделить философские, политические, экономические, юридические, социальные, культурные, психологические, педагогические и т.д. Все эти проблемы тесно взаимосвязаны между собой. Например, психологическая адаптация личности в условиях информационного общества невозможна без должной ее социальной, юридической, политической защиты [1]. Одной из ключевых проблем этого комплекса является создание такой системы образования и воспитания личности, которая должным образом готовила бы ее к жизни в информационном обществе.
Важнейшим средством информатизации общества являются инновационные технологии. Однако необходимо отметить, что в информационном обществе большая часть людей будет занята не столько в процессах, использующих какие-либо технологии, сколько в процессах создания и реализации новых технологий. Само понятие технологии, происходя от двух греческих слов techne и logoc, дословно означает некоторое понятие (учение) о процессе. Отсюда ясно, что понятие технологии тесно связано с понятием процесса. Под процессом будем понимать последовательную смену тесно связанных и закономерно следующих друг за другом состояний (этапов, стадий), представляющую собой непрерывное движение в соответствии с выбранной человеком стратегией, направленной на достижение поставленной цели, и реализующуюся в виде определенной совокупности действий, использующих совокупности различных способов, средств, методов и приемов. В свою очередь, под технологией будем понимать совокупность знаний о проведении тех или иных процессов. Развитие технологий может проходить как эволюционно, так и новаторски. И очевидно, что именно инновационные технологии (innovatio (лат.) - возобновление, перемена, нововведение), то есть технологии, которые не являются простым эволюционным развитием старых технологий, а являются новаторскими, в том смысле, что существенно изменяют содержание различных видов деятельности в учебно-воспитательном, социально-культурном, экономическом и т.д. процессе, являются средством информатизации общества, а также предметом и средством процессов обучения и воспитания в информационном обществе.
В отечественной литературе долгое время проблемы инноваций рассматривались в плоскости экономических исследований. Однако дать качественную характеристику инновационным процессам в обществе невозможно только в рамках экономической теории, что позволяет использовать в исследовании данных процессов современные достижения в сфере науки.
Ключевыми технологиями информационного общества являются информационные технологии, которые представляют собой совокупность знаний о проведении информационных процессов, преобразующие первоначальное (исходное) знание в знание производное (вторичное). Знание здесь выступает и в роли ресурса, и в роли продукта технологического процесса. И может на первый взгляд показаться, что технологии такого рода и должны являться предметом изучения в школе информационного общества. Однако как сейчас уже ясно, что современная школа должна учить не столько фактам, а технологиям и учитель должен выступать не просто учителем-информатором (преподавателем фактов), а учителем-технологом (преподавателем технологий). И здесь образуется некоторое наслоение понятий в литературе. Говоря о необходимости обучения технологиям, основная масса исследователей имеет в виду именно эти знаниепреобразующие или знаниегенерирующие технологии. Но уже ясно, что не только обучение таким технологиям, но даже обучение процессу создания подобных технологий (другими словами, обучение некоторой мегатехнологии) не может быть достаточным не только для системы образования информационного общества, но даже уже недостаточно на этапе его формирования - на этапе информатизации индустриального общества. Из определения технологии данного выше ясно, что они сами являются знанием, поэтому ясно, что первостепенное значение в информационном обществе будут играть именно те технологии, для которых ресурсом и продуктом являются технологии. Такие технологии, которые являются совокупностью знаний о процессе генезиса новых технологий из старых технологий, будем называть мегатехнологиями. И так далее, мегатехнологии, в свою очередь, могут также являться ресурсом для создания новых мегатехнологий путем проведения некоторых информационных процессов. В результате получаем мегатехнологию второго уровня. Этот процесс можно продолжить далее, обобщая знание в некоторое мегазнание, тем самым, формируя иерархию технологий.
Главной задачей системы образования в информационном обществе является формирование личности, обладающей не только, и не столько багажом каких-то "необходимых" фактов, и даже не набором каких-то технологий, или умением создавать новые технологии, а скорее умением сворачивать знания в технологию по мегауровням. Другими словами, необходимо обладать технологией создания мегатехнологий различного уровня иерархии технологий.
В своем развитии образовательные технологии прошли ряд стадий, которые можно проиллюстрировать следующими моделями:
1. Модель "Войско". В этом случае о системе "учитель - ученики" можно говорить, как о войсковой единице, которая может добиться успеха, если повысит уровень командования, контроля, связи и разведки. Педагог руководит учебно-воспитательным процессом, передает знания-факты, контролирует их усвоение. Работа каждого обучаемого полностью и непосредственно зависит от деятельности педагога. Данная модель является строго иерархической. В ней всегда уделяется большое внимание централизации и контролю. Преподаватели используют информацию и информационные технологии, управляющие обучающимися.
2. Модель "Машина". Педагог руководит учебно-воспитательным процессом, используя принципы проблемного обучения. Помимо получения знаний от педагога, обучаемые обмениваются своим опытом с целью поиска решения стоящей перед ними проблемы. Возможно, они даже контролируют усвоение ЗУН друг другом. При этом происходит диффузия ЗУН от "сильных" учеников к "слабым". Данная модель является сетевой.
3. Модель "Организм", который приспосабливается к внешнему окружению. Обучение, основанное на этой модели, использует метод адаптации, предполагающий активизацию внутреннего потенциала обучаемых и самоорганизацию их системы мировосприятия. В этой модели, в отличие от предыдущей, появляются "внешние воздействия" на "организм" учебной группы. "Внешние" в том смысле, что они являются внешними по отношению к системе "Педагог - учебная группа". Например, средства массовой информации, культурно-досуговые учреждения и т.п. Обучаемые реагируют на эти "воздействия" в соответствии с освоенными программами и технологиями. Не учет особенностей данной модели привел в настоящее время к колоссальному отрыву образовательной деятельности школьника, студента в образовательном учреждении от его досуга и образовательной деятельности вне школы (вуза), которая по мере информатизации общества становится все более и более информативной, и иногда уже по объему получаемой информации и технологий превышает первую.
4. Модель "Мозг". Это самообучающаяся система. Система "Педагог - учебная группа" рассматривается как нейронная сеть, которая способна гибко, быстро и творчески использовать информацию для моделирования поведения внешней среды и взаимодействия с ней. Педагог выступает в роли координатора. Он перестает быть информатором, а становится технологом. В последнее время это направление бурно развивается и основано на современных информационных технологиях искусственного интеллекта. Эти технологии используются для создания распределенных баз данных и знаний, распределенного искусственного интеллекта.
Конечно, в реальной жизни все гораздо сложнее. Реальность всегда трудно укладывается в прокрустово ложе моделей. Однако большая часть современных педагогических ситуаций описывается либо первой, либо второй моделью.
Сегодня универсальной коммуникационной и информационной средой стал Интернет с комплексом своих специфических интернет-технологий. Интернет-образование, то есть внедрение интернет-технологий в образовательную деятельность, в настоящее время является одной из динамично развивающихся областей образования. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации на эту тему, конференции, семинары, круглые столы, федеральные и региональные программы.
В настоящее время умение квалифицированно работать с Интернетом, умение найти нужную научно-исследовательскую информацию, опубликовать свои результаты в виде сайта в Интернете стало жизненно необходимо для педагогов и научных работников. Одной причиной этого является уже существующая совокупность информационных интернет-ресурсов, созданная научными сообществами информационно развитых государств. Другая причина в том, что некоторая информация доступна только через Интернет, существуя только в виде электронного интернет-ресурса. Например, некоторые научные конференции, научные журналы доступны только через Интернет. Ясно, что тут выбора практически нет: либо осваивай интернет-технологии, либо ограничивай свою научную деятельность.
Эффективность образования, и интернет-образования в частности, напрямую зависит от уровня подготовки преподавателей. Причем не только преподавателей информатики, но и преподавателей других дисциплин. Внедрение интернет-технологий в сферу образования способствует формированию новой роли учителя, который уже не столько является источником информации, фактов, знаний, (так как сама среда Интернет берет эту роль на себя) сколько выступает в роли учителя-технолога, который советует, консультирует учащихся, помогая им понять сам процесс обучения в этой среде, координируя их деятельность. При этом правильная мотивация и разумное направление процесса обучения играет главенствующую роль.
Для эффективного внедрения интернет-технологий в образовательную деятельность необходимо, чтобы педагоги владели следующими базовыми технологиями: технологией электронной почты, технологией поиска информации в Интернете, используя различные поисковые машины, технологией on-line-общения, технологией размещения информации в Интернете, используя технологии Web-проектирования и Web-дизайна. Однако этим уже необходимо владеть педагогу сегодня, но для того чтобы не отстать от этой столь динамично развивающейся области (уже сейчас все чаще школьник умеет работать на компьютере и в Интернете лучше, чем его учитель), ему необходимо постоянно планомерно повышать свой уровень интернет-образованности. И овладение мегатехнологиями Интернета является одним из наиболее удачных и эффективных способов достижения такой цели. Только в этом случае интернет-деятельность учащихся, как познавательная, так и развлекательная, будет полезной, направленной на достижение учебных и воспитательных целей интернет-образования.
Интенсивное развитие интернет-технологий и их внедрение в во все сферы общества привело к появлению большого количества литературы об Интернете и интернет-технологиях, тематика которой концентрируется вблизи уровня "чайников", пытаясь охватить всего понемногу и нацеливаясь на неспециализированного (не только в информатике, но и в других областях человеческой деятельности) читателя. Ясно, что такое положение оставляет за бортом рассмотрения, а как следствие, распространения и внедрения интернет-технологии в профессиональной деятельности научных работников и преподавателей. В настоящее время явно проявилась неотложная потребность создания специализированной литературы, ориентированной на удовлетворение информационных потребностей уже не столь широкой публики, тем самым, нивелируя использование интернет-технологий до уровня развлечений, досуга, рекламы, а научных сообществ, с тем чтобы учесть их специализированные интересы. Подобная литература призвана помочь ориентироваться ученому, в особенности гуманитарию, в огромном пространстве Интернета. Она была бы полезна и научному работнику, и преподавателю, и аспиранту, и студенту, занимающемуся научно-исследовательской деятельностью. Но, несмотря на огромные потребности, такого рода книги пока отсутствуют.
При всех рассмотренных выше преимуществах внедрения интернет-технологий в образование и научную работу имеется также ряд опасных тенденций - как бы болезнь роста. Так вследствие интенсивного роста объемов информации в Интернете совсем нетривиальной становится проблема поиска нужной информации за оптимальное время. Ничто так не "убивает время", как интернет-поиск. Многие университеты информационно развитых стран озабочены, что их студенты проводят колоссальное количество времени в Интернете (по 20 и более часов в неделю). Тем самым снижается академическая успеваемость. Например, в университетах США количество студентов, отчисленных за неуспеваемость, увеличилось вдвое. С другой стороны, актуальной стала проблема уравновешенного социального поведения лиц, которые большую часть времени проводят с Интернет. Для них характерны отсутствие интереса ко всему, что не связано с Интернет. Последнее проявляется в негативной мотивации к традиционным социальным контактам вне Интернета. Удовлетворяя все свои потребности через Интернет, "интернетоголики" образуют новую социальную группу населения, которая отличается апатией к социальным контактам вне интернет-сообщества. Более того, у них наблюдаются даже общие соматические расстройства нервной системы.
Наиболее распространенной интернет-технологией, зародившейся еще до появления Интернета, является технология посылки сообщений через сеть Интернет по протоколу электронной почты. По сравнению с обычной почтой она имеет ряд преимуществ использования ее в научно-исследовательской деятельности:
Перспективной интернет-технологией в образовании и научной деятельности являются интенет-конференции, чаты, телеконференции и видеоконференции. Например, организация электронных конференций, в частности, на сайтах университетов. Очевидно, что сайт вуза - основная форма его активности в Интернете. Назначение его заключается не только в удовлетворении информационных потребностей тех, кто интересуется деятельностью данного вуза, или проблематикой его научных исследований, но и в организации совместных исследований в рамках виртуальных интернет-сообществ ученых из других вузов мира. Сейчас, большинство сайтов вузов нацелено на поддержку имиджа учебного заведения, является рекламой его деятельности. На них содержится всевозможная оперативная информация о специальностях, по которым проводится подготовка студентов, аспирантов, докторантов, о факультетах, кафедрах, приемной комиссии. Однако жизненно важным для организации работ в рамках электронного университета наполнение университетских сайтов более интерактивным содержанием.
Необходимостью является наличие форумов, конференций и т.д. Ясно, что только в этом случае вуз сможет эффективно действовать в рамках информационного общества. В противном случае вуз не сможет эффективно взаимодействовать с другими учебными заведениями и научными центрами, что приведет к замыканию его деятельности только на учебные цели и решение региональных проблем.
С другой стороны, сайт университета должен реализовывать концепцию электронного университета [4]. Эта концепция является развитием традиционного дистанционного образования. Интеграция интернет-образования с дистанционным образованием является его перспективным направлением развития интернет-технологий. Стратегической целью дистанционного образования является обеспечение всем гражданам права получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Причем, использование интернет-технологий, позволяет качественно повысить уровень предоставляемых образовательных услуг за счет большей конкуренции организаций, предоставляющих их. Не важно в какой части страны (или, может быть, даже в другом государстве) находится поставщик образовательных услуг. Всякий пользователь сети, найдя информацию об образовательной услуге, может ею воспользоваться или продолжить поиск других поставщиков услуг, наиболее ему приемлемых.
В дистанционном образовании уже получили распространение следующие технологии: электронные университеты, академии, школы, библиотеки, обучающие порталы, образовательные электронные ресурсы, виртуальные круглые столы, семинары, конференции, симпозиумы, лекции, практические занятия, лабораторные работы и т.д. Важным для реализации этих технологий является создание электронных учебников и др. ресурсов для дистанционного образования. Развитие дистанционного интернет-образования сегодня идет в двух направлениях. Во-первых, перевод классических форм образования, форм учебных занятий и т.д. в Интернет. Так, например, на базе кафедры информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина о авторов организована работа по созданию образовательных Web-сайтов. В частности, разрабатываются сайты, содержащие электронные ресурсы по истории, политологии, социологии. Вторым направлением является создание принципиально новых форм дистанционного образования. Например, технологии коллективного разума, о которых будет сказано ниже. В данный момент в ТГУ проводится внедрение этой технологии в уже разработанные образовательные сайты.
Отметим инновационную технологию, реализующую четвертую модель из вышеприведенной классификации, разрабатываемую в Таганрогском государственном педагогическом институте [2 - 3], названную авторами (Протасов В.И., Топчий А.П., Затуливетер Ю.С., Каляев А.Н., Карелин В.П., Чернухин Ю.В., Панфилов Д.И.) методом генетического консилиума. Эта технология использует идеи коллективного разума в человеко-машинного системах. Оказалось, что электронный коллективный творческий процесс можно разбить на кванты и синхронизировать во времени одновременную параллельную работу многих творцов в рамках одного проекта. В ходе применения данной технологии в педагогическом процессе было установлено, что коэффициент интеллекта коллективного разума выше, чем интеллект отдельного учащегося, и при его работе происходит диффузия знаний от учащихся, знающих какой-либо раздел предметной области лучше, к остальным. Эта технология, так как носит сетевой характер, может быть с успехом применена и для дистанционного обучения. Такой подход позволяет повысить мотивацию учащихся, находящихся наедине с компьютером к непрерывному образованию.
Использование метода генетического консилиума при создании электронных учебников является одной из технологий использования коллективного разума распределенного по сети Интернет. Обучаемые просматривают через броузер информацию по теме изучаемого предмета. Модератор формирует из них небольшие группы (7-12 человек) при их регистрации на сайте. После самостоятельного изучения материала организованного по гипермедиа технологии обучаемые отвечают на вопросы, или решают задания, или разрабатывают проблему. На первом этапе каждый член группы отвечает на тест, после этого все ответы обрабатываются и статистически анализируются. На втором этапе каждый клиент получает доступ к информации о том как ответили все участники группы. Таким образом, обучаемый узнает о "мнении большинства". Теперь ему предоставляется возможность повторно ответить на тот же тест. При анализе ответов второго этапа проводится фиксирование насколько каждый участник уверен в своих знаниях. Такой подход позволяет почти полностью предотвратить случайно правильные ответы. Как каждый участник будет реагировать на "мнение большинства"? Будет ли он твердо стоять на своем мнении или будет менять его, даже в том случае, когда вся группа заблуждается? Ясно, что этот подход позволит наиболее качественно проверить знания каждого обучающегося по такой технологии. Затем обучающиеся продолжают отвечать на тот же тест до тех пор пока не придут к единому правильному мнению всей группы. При этом, очевидно, будет наблюдаться диффузия знаний от слабых учащихся к сильным. После завершения стадии обучения. Группа переходит на стадию формирования базы знаний, а именно, методом проектов разрабатывают задачи нового теста. Организуется эта работа аналогично тому как проводилось обучение на первой стадии. После создания нового теста, его задачи помещаются администратором (или модератором) в базу задач по данной теме учебного предмета, после чего они могут быть использованы при формировании теста для новой группы обучаемых. Новая группа формируется по следующему принципу. По результатам своей деятельности на описанных выше двух стадиях каждый участник получает определенное количество баллов. По этим баллам все участники сортируются, после чего первая половина группы, получившая большее количество баллов считается завершившей изучение данной темы и допущенной к изучению следующей темы учебного предмета, а вторая часть группы, дополненная новыми участниками, продолжает работать с этой же темой с самого начала. Ясно, что они лучше ориентируются в материале темы и, тем самым, благодаря закономерности диффузного распределения знаний от сильных учеников к слабым, направляют процесс обучения "новичков", разумеется, закрепляя по ходу и свои знания. В настоящее время в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина автором организована работа по созданию образовательных интрнет-ресурсов по описанной выше технологии коллективного разума, с использованием метода генетического консилиума.
Одно из наиболее перспективных направлений развития информационных технологий характеризуется персонификацией пользовательского интерфейса. Эта идея постепенно стала ориентироваться на методы искусственного интеллекта и привела к созданию персонального ассистента. Примером является "Скрепыш" в MS Office'97, предлагающий свою помощь при работе с этим пакетом программ. Подобные ассистенты могут помочь пользователю в решении разнообразных задач: просмотр и отбор информации, поиск в Интернет, управление электронной почтой, календарное планирование встреч, выбор книг, статей, рефератов и т.д. Затем понятие "персонального ассистента" было заменено понятием "интеллектуального посредника", или, как стали чаще говорить на русском языке - "интеллектуального агента". Такие агенты могут интегрироваться в системы, совместно решающие сложные задачи. Это означает появление новой парадигмы распределенных систем искусственного интеллекта - парадигмы многоагентных систем. В настоящее время многоагентная система рассматривается как множество интеллектуальных агентов, распределенных по сети, мигрирующих по ней в поисках релевантных данных, знаний и процедур и кооперирующихся в процессе выработки решений. По сути, возникло новое сообщество "программных роботов", коллективный искусственный интеллект которого используется для удовлетворения различных информационных и вычислительных потребностей коллективного естественного интеллекта.
Эффективность применения технологии многоагентных систем в учебных целях неоспорима. Он позволяет наиболее полно реализовать индивидуальный подход к ученику. Подобные агенты, находясь в разных местах сети, образуют распределенную многоагентную систему искусственного интеллекта. Коллективный интеллект такого "сообщества" программных роботов, при соблюдении определенных критериев его организации, заметно превосходит интеллектуальную мощь каждого агента и не равен простой сумме интеллектов всех агентов входящих в сообщество. Многоагентная система искусственного интеллекта - это важнейшее средство обучения в условиях информационного общества и на переходном этапе к нему.
Продолжением развития режима "навигации" является создание агента, способного фильтровать мысли человека. Аппаратное и программное обеспечение для этого уже разрабатываются. Исходя из опыта жизни человека, накопленных им знаний, и главное освоенных технологий получения нового знания, искусственный интеллект будет делать заключение, что на его взгляд будет полезно для данного человека. После этого он будет обращать на это заключение внимание человека. Таким образом, искусственный интеллект станет проявлять инициативу, помогая естественному интеллекту принимать те или иные решения. Использование данной технологии в образовательных целях позволит сделать мощный прорыв в увеличении качественной эффективности процесса обучения в минимально короткие для данной личности сроки. Сейчас даже деятельность хорошо организованной личности не возможна без каких-либо упущений и промахов. Однако если снабдить ее таким агентом, который знает все особенности ее работы, хранит базу ее удачных и неудачных поступков, а также который находится в курсе всех достижений сделанных во всем мире, то работа такой человеко-машинной системы гибридного интеллекта пойдет гладко, в соответствии с наиболее оптимальной стратегией интеллектуальной ее деятельности. Гибридным интеллектом будем называть человеко-машинную систему, сочетающую интеллектуальные возможности человека и машины.
В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина также начата работы по внедрению технологии многоагентных систем в созданные образовательные ресурсы. Конечно, работа с мыслью человека пока еще ограничена на аппаратном и программном уровне. Однако изучение любой темы предмета будет происходить более эффективно при использовании наряду с гипермедиа технологией в электронном учебнике также многоагентной технологии, при которой каждому обучаемому, работающему с этим учебником, выделяется персональный "помощник", который уже индивидуально направляет процесс изучения учебного материала.
Одной из первостепенных проблем, возникающих в человеко-машинных системах гибридного интеллекта, является психологическая адаптация личности [1]. Недостаточное внимание к вопросу все более и более обостряющихся противоречий между искусственным и естественным интеллектом может привести к глобальным социальным и политическим катаклизмам. И важно уже сейчас на государственном и межгосударственном уровне наметить пути преодоления складывающейся ситуации. В том числе ряд мер в системе образования. Современная школа стоит перед задачей разработки методов преподавания, которые позволят вырастить творчески активную личность, подготовленную к обучению на протяжении всей жизни.
Развитие технологий применения искусственного интеллекта в различных сферах общества, в частности, приведет к качественной переоценке общественной значимости умственного труда человека. Малопроизводительный интеллектуальный труд человека будет интенсифицирован, а зачастую и просто заменен трудом интеллектуальных машин. Естественно, что это окажет значительное негативное влияние на психологическую адаптацию человека к постоянно быстро меняющимся условиям интеллектуального труда в информационном обществе. Основной массе населения придется либо оставаться профессионально невостребованной в общей армии безработных, либо должным образом интенсифицировать свой интеллектуальный труд.
Опасения стоят не на пустом месте. Например, компания Warner Interactive заявила о своих планах создать к 2020 году "полноценного электронного человека". Неизвестно, удастся ли это ей или какой-либо другой фирме, ясно, что работы в данном направлении идут и весьма успешно. Так имеющаяся компьютерная игра "Creatures" уже сейчас позволяет общаться с искусственным интеллектом, который достигает уровня интеллекта двухлетнего ребенка. И этот уровень интеллекта достигается на обычных "персоналках" всего за 10 - 15 часов работы программы. Есть на самом деле, о чем задуматься.
В будущем еще более обострится противоречие между продолжительностями эффективной трудоспособности естественного и искусственного интеллектов. Естественно необходимо "наращивать" каким-либо образом ресурсы естественного интеллекта - это комплексная задача, которая стоит перед науками, изучающими человека и процессы познания: биологией человека, особенно нейрофизиологией, психологией, педагогикой, методикой обучения и др. Работы в этом направлении ведутся в двух стратегических направлениях: изучение и раскрытие скрытых возможностей мозга и создание средств интеллектуальной помощи мозгу. Примером, иллюстрирующим первое направление, являются исследования американских нейрофизиологов (Г. Доман и др.) в области предельно раннего обучения. Одним из способов второго направления служит, например, лучшая организация умственной деятельности человека при помощи средств искусственного интеллекта (см. примеры выше).
Ведущиеся работы по фиксации и управлению человеческой мыслью, можно было бы использовать для создания человеко-машинной системы гибридного интеллекта, в которой искусственный интеллект играл бы роль фильтра малопроизводительных мыслей естественного интеллекта. Однако для широкого использования этой технологии есть ряд психологических трудностей, и хорошо было бы продумать ряд мер общегосударственного и общемирового масштаба, которые бы подготовили социальную и психологическую базу для внедрения данной технологии гибридного интеллекта.
Конечно, фильтрация мыслей человека с помощью компьютера сейчас вызывает много споров. Главное из возражений противников этой технологии заключается в том, что может наступить момент, когда человеко-машинная система гибридного интеллекта из антропоцентрической станет техноцентрической, так что человек в этой системе перестанет быть собственно Человеком, а превратится в придаток машины и будет безжалостно ей эксплуатироваться. Однако ясно, что в принципе любое изобретение, любая технология может быть использована как на благо человека, так и во вред ему. История знает немало тому примеров. Например, изучение атома привело и к созданию атомной бомбы, и самого дешевого и экологически чистого способа получения электроэнергии. Таким образом, этот вопрос больше политический и правовой.
Современная средняя и высшая школа пока недостаточно технологична для информационного общества. Это проявляется, например, в том, что намного чаще можно встретить преподавателя фактов, информатора, а не преподавателя-технолога, отслеживающего технологию обучения, в процессе которой учащиеся осваивают технологии и учатся сами создавать новые технологии. Об этом свидетельствует исследование, проведенное в Казанском государственном университете, в ходе которого было выявлено, что подавляющее большинство преподавателей университета являются информаторами, а не технологами. Причем способность к освоению новых технологий обучения, интерес к изменению парадигмы преподавания в вузе выше у молодых преподавателей. И это частично объясняется, конечно, определенными результатами информатизации системы образования в нашей стране. Ясно, что результаты эти не столь значительны, например, как в информационно развитых странах Западной Европы, США и Японии. Однако освоение средств и способов работы с информацией, информационных технологий и т.д. в общих курсах информатики определяет положительную мотивацию к освоению и внедрению инновационных технологий в своей преподавательской деятельности у молодых педагогических кадров, и плохая ориентация в компьютерных технологиях ведет к отрицательной мотивации - у более старых педагогических кадров. Следовательно, необходимо продумать систему мер по развитию положительной мотивации к освоению и внедрению инновационных технологий в учебный процесс у педагогических работников.
Сформулируем основные качества, которыми должен обладать педагог-технолог. Во-первых, знание основных информационных технологий, умение получать новое знание из имеющегося набора фактов, хорошая осведомленность в мире инновационных технологий. Во-вторых, умение практически применять, известные ему инновационные технологии. В-третьих, организация учебной деятельности учащихся в соответствии с четвертой моделью из классификации, приведенной выше. Применение технологий дистанционного обучения и коллективного разума. Организация взаимодействия коллективного разума учебной группы и коллективного искусственного интеллекта сообщества "программных роботов".
Создание и внедрение инновационных технологий, а также обучение применению, созданию и внедрению их является требованием времени. В настоящее время они являются не только предметом и средством обучения и воспитания в учреждениях образования, не только средством воспитания в культурно-досуговых учреждениях и др., но, по сути, средством "выживания" как самих этих учреждений, организаций, фирм, так и общества в целом. Ясно, что недооценка значения инновационных технологий в деятельности какой-либо организации однозначно приведет к торможению в ее развитии и, в конечном итоге, к ее банкротству и закрытию. Точно также недостаточное внимание к инновационным технологиям, остаточное финансирование инновационных программ в сфере культуры и образования - это "бомба замедленного действия", так как приведет, хотя и не сразу, к замедлению развития общества, его отставанию от других информационно и экономически развитых государств, но даже к политическому коллапсу общества и страны в целом.
Используемая литература
[1]
Кузнецов В.В. Проблема психологической адаптации личности в информационном обществе. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, т. 7, вып.1, 2002. - С. 64 - 65.
[2]
Протасов В.И. Генетический консилиум - новый метод самообразования и оценки знаний учащихся. // XI Международная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании". Сборник трудов участников конференции. Ч. IV. - М.: МИФИ, 2001. - С. 94 - 96.
[3]
Протасов В.И., Самоорганизация самообразования в сети на базе метода генетического консилиума. // XI Международная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании". Сборник трудов участников конференции. Ч. IV. - М.: МИФИ, 2001. - С. 96 - 97.
[4]
Путилов Г.П. Концепция построения информационно-образовательной среды технического вуза. - М.: МГИЭМ, 1999.
[5]
http://www.iis.ru/events/20010320/index.html - Всероссийская конференция "Будущее России - создание информационного общества XXI века".