НООСФЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК: ПОИСК КРИТЕРИЕВ

Иващенко А.Б.

В наши дни учение В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу с интересом обсуждается и интерпретируется естествоиспытателями и философами, историками и социологами, литераторами и политическими деятелями. В ноосферных идеях Вернадского содержится ключ к становящимся с каждым днем все более актуальными проблемам человеческого существования и взаимодействия с биосферой и возможности выживания человеческой цивилизации.

«Сам термин ноосфера не принадлежит В.И.Вернадскому, который на протяжении всей своей неутомимой деятельности остерегался засорять научную литературу излишними словами. Этот термин впервые был использован в 1926-1927 гг. в статьях Тейяра де Шардена и Э. Леруа, написанных после того, как они прослушали в Сорбонне в 1922-1923 гг. курс лекций В.И. Вернадского по проблемам геохимии и биогеохимии» [1, c.498].

Осознавая огромную роль и значение человека в жизни преобразования планеты, В.И. Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

В основе ноосферной концепции Вернадского лежала мысль о том, что человек и социально организованное человечество, появившиеся на Земле в результате длительной эволюции, в ходе времени сами превращаются в мощную силу, активно воздействующую на жизнь планеты и во многом определяющую ее дальнейшее развитие.

По мнению Вернадского все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь же его связана не с его материей, а с его мозгом и разумом. «В XX веке, впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту Земли, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым. Нет ни единого клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно... Все это результат роста человеческого мозга и направляемого им труда»[2, c.240]. На основе этих изменений, полагал Вернадский, человечеству стоит рассчитывать на большое будущее, если оно не употребит свой разум и труд на самоистребление.

Возникает вопрос: каким же должен быть каждый человек в отдельности и какими качествами он должен обладать, чтобы все человечество действительно смогло рассчитывать на большое будущее? Каким критериям должен соответствовать человек ноосферной цивилизации?

В.И. Вернадский подчеркивал, что человек-личность также является планетным явлением, что его труд и разум активно участвуют в сотворении ноосферы. Именно человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд человечества, дарит миру научные открытия и изобретения, по его проектам возводятся дворцы и храмы, под его влиянием, по его инициативе и благодаря его усилиям создаются различного рода организации, включая научные, и даже возникают государства. Мысль, труд и духовная энергия каждого человека творят ноосферу.

Итак, по Вернадскому, ноосферу создают коллективный разум людей и свободная мысль творческой личности, организованная работа народных масс и поступки отдельного человека, связанные с его индивидуальной духовной жизнью. Отсюда убежденность в том, что благо людей и мир на Земле, безопасность планеты и торжество царства разума — это дело всех и каждого.

Пытаясь охарактеризовать ноосферного человека, В.С. Лысенко ввел термин «этернист». Этернист - это человек, осознающий себя бессмертной частицей бессмертного человечества. «Его отличительная черта – высочайшая ответственность перед предками и потомками (в сущности – перед всем человечеством в бесконечной исторической протяженности его существования). Максимальное расширение пространства своей интеллектуальной и духовной жизни, активная, действенная ответственность за все, что происходит на планете, - такова культурная позиция ноосферного человека»[3].

По словам В. Спартина, «ноосферный человек не может не заботиться о поддержании высокого уровня своего здоровья, но это значит, что он вынужден стремиться к тому, чтобы и непосредственная среда его обитания была здоровой – экологически, социально, нравственно» [3]. Оценивая реалии нашей жизни, становится понятным, что мы находимся лишь на пути создания ноосферы. «И чем разумнее и рациональнее будет наша деятельность в отношении окружающей нас природы, чем эффективнее и научно обоснованнее будут политические решения и эколого-экономические оценки осуществляемых программ и проектов, тем увереннее мы будем продвигаться по пути создания ноосферы» [4, c.174].

К сожалению, критерии ноосферного человека пока еще не присущи человеку начала XXI века. Такому несоответствию можно найти несколько объяснений:

– утеряны экологические нормы культуры;

– нигилизм и полное пренебрежение духовными ценностями;

– утрата цели и смысла жизни;

– неверие в вечность мира и перерождение, отсюда и преобладание мысли «на мой век хватит»;

– материализация жизни и дегуманизация;

– эгоистическая и, подчас, губительная эксплуатация окружающей среды;

– отсутствие оптимизма, веры в победу добра, красоты и разума.

В. Спартин считает, что приближение к идеалу ноосферного человека возможно «только через большую и хорошо организованную просветительскую работу, центральное место в которой должно занять ноосферное образование» [3].

Человеческая деятельность должна быть оборонительно-созидательной, какая существует в мире земных растений, а не военно-разрушительной, которая активно царит в мире сейчас.

Понятно, что человечество в начале ХХІ века еще не готово полноправно называться «ноосферной цивилизацией», еще не созрели сердца и души людей для ноосферы, а ведь именно с принятия ноосферной концепции и осознания ее важности КАЖДЫМ из нас и начинается ее непосредственное формирование.

 

Литература:

1.                Яншин А.Л. Учение В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу // В.И. Вернадский. Философские мысли натуралиста. – М.:Наука, 1988. – C. 489-502.

2.                Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // В.И. Вернадский. Философские мысли натуралиста. – М.:Наука, 1988. – 520 с.

3.                www.ihst.ru/~biosphere/Mag_2/spartinA.htmВ. Спартин. О формировании ноосферного менталитета

4.                Ноосфера. Збірник філософських праць. – Донецк: ДонНТУ, 2002. – 206 с.