Библиотека материалов по теме "Моделирование системы управления запасами"


Автоматчики под заказ

Обзор систем автоматизации управления предприятием


ДЛЯ ЧЕГО ПРИМЕНЯЮТСЯ

Случаев, когда компании вынуждены обращать свой взор в сторону специальных компьютерных (автоматизированных) информационных систем, много. Это и желание найти внутренние резервы для улучшения дел в компании, и намерение автоматизировать очередную службу компании, и освоение нового вида бизнеса или продукции (услуг), и усложнение структуры компании, и появление территориально удаленных подразделений, и необходимость разрешить проблему с обработкой все возрастающего количества информации, и факт внедрения такой системы на предприятии-конкуренте, и даже начало взаимодействия со специфическими партнерами или некоторыми госструктурами, и т.д.

Компании, которые оказываются в таких ситуациях, могут быть самыми разными: большими и малыми, торговыми и производственными и многими другими.

А именуется то, на что пристально обращается взор, системами управления предприятиями (СУП). В мире их тысячи, распространенных в Украине — более пятидесяти.


КАКИЕ СИСТЕМЫ БЫВАЮТ

Критериев классификации СУП существует несколько. Один из наиболее часто используемых — по интегральным показателям. В итоге имеем четыре больших класса систем: локальные, финансово-управленческие, средние интегрированные и крупные интегрированные.

Локальные системы предназначены для автоматизации одного или нескольких аспектов деятельности компании, например, бухгалтерии, складского учета, сбыта, зарплаты, учета кадров и др. Внедрение локальных систем выгодно, когда предприятие намерено быстро решить свою сиюминутную проблему с автоматизацией учета при минимальных затратах.

Финансово-управленческие системы обладают более широкими функциональными возможностями, они позволяют автоматизировать практически все аспекты деятельности компании. Часть из них содержит даже элементы управления производством, но все же их основное назначение — учет и управление ресурсами непроизводственных компаний.

Средние и крупные интегрированные системы служат для планирования и управления всеми ресурсами предприятия, для интегрированного управления всеми видами деятельности и службами предприятия. Ядром этих систем является цепочка “закупка-производство-сбыт”. Современные средние и крупные интегрированные СУП строятся на основе концепций ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия), де-факто ставших уже стандартами.

Крупные интегрированные системы отличаются от средних тем, что позволяют автоматизировать управление не только предприятиями, а и целыми вертикальными рынками, крупными финансово-промышленными группами, холдингами, транснациональными корпорациями.

Кроме тиражируемых СУП есть также заказные разработки, некоторые из которых впоследствии перерастают в тиражируемые. Особенно в первых двух классах. Однако они слишком индивидуальны, их анализ выходит за рамки этого обзора.

Встречаются еще попытки создания СУП для своего предприятия собственными силами. О сомнительности в успехе такого решения свидетельствуют хотя бы, например, сведения о трудозатратах известных разработчиков на создание и отладку тиражируемых СУП. Для интегрированных систем разработки СНГ они составляют 100-200 человеко-лет, а для крупных западных систем — до 500-700 человеко-лет и сотни миллионов затраченных на разработку долларов.

Следует сказать, что нередко система по части характеристик попадает в один класс, по оставшимся — в другой. Поэтому к тому, как мы “разнесли” по классам конкретные СУП, не следует относиться как к окончательной истине.

Классификация СУП по размеру компаний, для которых они предназначены, — второй, не менее важный вариант классификации. Выделяют СУП для малых, для средних, для крупных компаний и для крупных корпораций (холдингов, финансово-промышленных групп).

Третий вариант классификации — определение, в какой сфере деятельности компаний чаще всего применяется та или иная СУП.

Нужно сказать еще и о том, что производственные системы могут иметь свои отраслевые версии, т.е. версии, адаптированные к применению на предприятиях определенной отрасли.


У КОГО ИХ ПОКУПАТЬ

Западные разработчики — это обычно крупные компании с тысячным персоналом. Как правило, они имеют сеть представительств во многих странах мира и партнеров (в том числе и в Украине). Это позволяет им осуществлять продвижение и определенную поддержку своих систем в Украине.

Российские разработчики — обычно менее крупные компании, чем западные. Как и западные, они имеют представительства, а то и более крупные структурные подразделения в Украине. В итоге условия для поддержки своих систем в Украине несколько лучше, чем у западных разработчиков.

Украинские разработчики — достаточно многочисленная группа, насчитывающая несколько десятков средних и крупных компаний. Наиболее весомые из них имеют 100-200 сотрудников. Многие украинские разработчики работают в области создания программного обеспечения десять и более лет, имеют достаточный опыт в создании СУП и соответствующий результат в виде конкурентной системы.

Второй тип субъектов на рынке — поставщики СУП. Это компании, которые поставляют систему, устанавливают ее на предприятии (настраивают, адаптируют под нужды конкретного заказчика и т.д.), сопровождают, поддерживают связь с разработчиком. Они поставляют не только систему, а и решения на их основе.

И еще один тип субъектов рынка — консультанты. Это консультационные, консалтинговые компании, которые, по идее, должны оказывать только консультации потребителям (клиентам) СУП. Услуги таких компаний весьма полезны, особенно при выборе СУП, ведь они, в отличие от разработчика или поставщика, выполняют независимую экспертизу проблем заказчика и систем для него.

Однако наш анализ показал, что таких компаний в Украине практически нет. Почти все, кто именует себя консультантами, на самом деле являются еще и поставщиками каких-либо СУП. Однако если консультационная компания еще и поставляет некоторый, всегда ограниченный перечень систем, то и экспертиза ее — заинтересованная.


КАК СИСТЕМУ ВЫБИРАТЬ

Классификация систем не отвечает на все вопросы, она лишь сокращает поле для анализа, отметает неприемлемые варианты. Разобраться детально хотя бы с одной системой непросто. Для грамотного же выбора нужно изучить минимум несколько систем. Дело это хлопотное и очень трудоемкое, к тому же требующее определенных навыков. Цена вопроса велика, измеряется величиной инвестиций в систему и в ее внедрение.

Поэтому нелишне присмотреться к опыту других, прислушаться к советам специалистов. Особенно тем, кто обычно является инициатором внедрения в компании СУП. На практике ими могут быть:
  • собственник компании, которому нужна прозрачность управления и получения финансовых результатов работы;
  • финансовый директор, бухгалтерия;
  • производственные, торговые, маркетинговые подразделения компании;
  • руководство дочерних фирм западных компаний по требованию штаб-квартиры;
  • подразделение информационных технологий, АСУ и т.п.

Выбирать СУП можно следующим образом:

  • самостоятельно, обычно силами собственных служб автоматизации, отделов АСУ и т.п.;
  • обратиться за помощью в консультационную компанию, вплоть до заказных исследований;
  • вступить в контакты с разработчиками систем;
  • обратиться к поставщику (поставщикам) систем;
  • участвовать в работе тематической выставки и сопутствующих ей мероприятиях в качестве активного посетителя.

Обычно хороший результат дает такая методика выбора: собственный анализ плюс тендер. Тендер можно проводить самостоятельно, но лучше поручить его консультанту. В тендере могут участвовать и разработчики, и поставщики.

О времени и расходах. Как показала практика, на выбор локальной системы требуется около одного месяца, а финансово-управленческой или средней интегрированной — не менее 2-3 месяцев. При этом можно уложиться в $100-1000 за услуги сторонних организаций плюс сложно подсчитываемые расходы (упущенные выгоды) на отвлечение собственного персонала из отдела АСУ от выполнения своих прямых обязанностей (за которые они получали зарплату).

Прежде чем выбирать систему, необходимо каждому подразделению, каждой службе компании определить свои потребности в системе. При их обобщении выяснится, что у каждой службы свои потребности, что они не совпадают. В итоге получается разношерстный перечень, который и составляет основу для выработки требований к искомой системе.

Нет предприятий, которым нужны все функции СУП, тем более — в полном объеме. Разобравшись в своих потребностях, сформулируйте требования к системе, после чего переходите к поиску “своей” системы.


КАК СИСТЕМУ ВНЕДРЯТЬ

В отличие от офисных и других подобных программ, которые пользователь устанавливает (инсталлирует) на свой компьютер самостоятельно, СУП устанавливаются по-иному. Сначала требуется обследование предприятия, выявление его потребностей, сопоставление их с возможностями различных комплектаций выбранной системы, формирование потребного состава модулей системы, их установка, настройка, пробная эксплуатация и перевод в режим постоянной эксплуатации. Это и составляет процесс внедрения системы, в частности, локальной.

Внедрение более крупных систем сложнее. Каждое внедрение — чуть ли не уникальный проект. Как правило, проводится предпроектное обследование предприятия, затем разрабатываются проект внедрения и техническое задание на него.

Расходы на внедрение могут превышать расходы на покупку системы.

Сроки внедрения систем управления предприятиями определяются самой системой, вариантом внедрения, задействованными ресурсами.

Затраты на внедрение тоже сильно варьируют. Если для локальных систем это может быть от $500 и менее, то для интегрированных систем (в Украине) — до $0,5-1,5 млн и более. Затраты на внедрение усредненно определяются по стоимости системы (лицензий) и могут составлять 30-500% стоимости системы. Обычно для западных систем это 200-300%, для систем разработки СНГ — 30-100% стоимости лицензий.

Потребное количество персонала для внедрения СУП в указанные сроки тоже различно. Для локальных систем это может быть несколько или даже один человек, для интегрированных систем — группа из 5-15 человек. В эту группу обязательно должны быть включены не только представители поставщика системы, но и представители предприятия, т.е. те, кому придется эксплуатировать систему и обучать весь персонал предприятия, а также представители руководства предприятия.


ЭФФЕКТ ОТ ВНЕДРЕНИЯ

Эффект от внедрения СУП может быть двоякий: организационный и экономический.

Организационный эффект измерить или рассчитать довольно сложно, поскольку он связан с общими изменениями в ведении бизнеса предприятия, внедрением более прогрессивных методов планирования и контроля, повышением общей культуры управления и т.д. Это качественные улучшения, которые обычно являются следствием, а не целью автоматизации. Помимо этого система помогает предприятию в построении взаимоотношений с потенциальными партнерами, инвесторами. Ведь держатели кредитных ресурсов всегда выступают за то, чтобы часть инвестиций тратилась на технологии, позволяющие прояснить ситуацию на объекте, получать достоверную финансовую и аналитическую отчетность.

Экономический эффект от внедрения СУП можно оценить по западным примерам. В частности, компания Oracle (лицо в данном случае очень заинтересованное! — Ред.) утверждает, что внедрение современной ERP-системы в среднем может обеспечить следующую отдачу:
  • уменьшение страховых запасов (уровня неснижаемых остатков на складах) — 40%;
  • увеличение оборачиваемости запасов — 65%;
  • увеличение поставок точно в срок — 80%;
  • снижение задержек с отгрузкой готовой продукции — 45%;
  • точность учета затрат — 30% и т.д.

В итоге экономия оборотных средств — до 1-6% валовой выручки.

Компания “Фронтстеп СНГ” (тоже заинтересованное лицо. — Ред.) предлагает для оценки эффективности СУП применять классические показатели оценки инвестиций: чистая приведенная прибыль NPV, внутренняя норма рентабельности IRR, срок окупаемости и др. Особое внимание обращает на показатели возврата инвестиций ROI. По опыту своих внедрений указывает следующие показатели эффективности: прибыль предприятий возрастает на 15-20%, складские запасы уменьшаются на 10-20%, а сроки выполнения заказов сокращаются на 20-50%.

По данным украинских компаний, отдачу от инвестиций в систему управления они получают за счет:
  • снижения уровня запасов на складах — на 20-25% (через 5-6 месяцев после запуска системы);
  • устранения неучтенных недостач — 5-10% уровня запасов;
  • снижения расхода вспомогательных материалов — на 20-50%;
  • снижения себестоимости продукции в результате сокращения цеховых и общехозяйственных расходов — на 5-10%;
  • снижения дебиторской задолженности путем всестороннего, персонифицированного ее контроля — до 50-60%;
  • устранения необоснованных скидок при отгрузке товара — 10-30% отгрузок, а также за счет целого ряда других источников.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Виталий КУРДЮМОВ, менеджер отдела маркетинга компании “Парус”:

Если говорить о “нетрадиционных” технологиях управления предприятием, то надо сказать, что эта тема становится все более популярной. Публикуется масса статей, например, о CRM (Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентами) или ASP (Application Service Providing — аренда систем через Web). Нередко проходят семинары, конференции, выставки, посвященные этим технологиям. Но об их массовом использовании на украинском рынке говорить не приходится. Это объясняется неготовностью отечественных предприятий перестраивать свои организационные процессы, отсутствием должного технического оснащения. Кроме того, подобного рода системы в Украине представляют в основном западные разработчики, ценовая политика которых часто неприемлема для отечественных потребителей. Тем не менее это — перспективный рынок.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Олег ЩЕРБАТЕНКО, генеральный директор НПП “Информационные технологии”:

— При выборе системы управления предприятиями не нужно ориентироваться на таблицы с характеристиками систем в журналах как на окончательную истину. Довольно часто таблицы и “крестики-нолики” в них отражают мнения разработчиков либо иных заинтересованных сторон.

Основной критерий выбора — успешная практическая работа системы на родственных предприятиях. Следует уделять внимание выполненным проектам и решенным в рамках проектов задачам. По ним определять реальную функциональность системы и целесообразность ее использования.

Покупать комплексную систему необходимо только вместе с консалтингом по внедрению. Экономить на обучении и работах по внедрению сложной системы, внедрять ее своими силами — бесполезная трата денег и времени.

Кроме функциональности системы не менее важными критериеми являются квалификация команды внедрения, опыт выполненных данной командой проектов и методы внедрения. Успешное внедрение системы где-то в Германии или США не является гарантией того, что проект будет доведен до конца в Украине.


Александр Цыганок. Автоматчики под заказ//Бизнесс, №12 (479), 25.03.2002