Оригинал материала: http://dl.nw.ru/practice/course_design/

Разработка курсов ДО

Дистанционное образование - сложно организованная новая форма образования, способная удовлетворить образовательные потребности населения независимо от его пространственного и временного расположения по отношению к образовательным учреждениям, включающая в себя средства, процесс и соответствующий образовательным стандартам результат реализуемого с помощью телекоммуникационных технологий взаимодействия преподавателя и студента, которое осуществляется в специфической образовательной среде.

Центральным звеном системы дистанционного образования (СДО) являются средства телекоммуникации и информационные технологии. При этом важнейшим условием эффективного использования любой информационной среды является ее содержательное наполнение. Эти звенья и другие элементы дистанционного образования не могут существовать и рассматриваться раздельно.

Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой иные. Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения пр.) также должны быть теми же, что и при очном обучении, но реализуются они способами, обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.

В системе дистанционного обучения помимо учителя и учащихся должен быть учебник, учебные пособия, т.е. средства обучения как компонент данной системы. Отсюда необходимость серьезного научного подхода к разработке специальных курсов (учебников) для системы дистанционного обучения. Разумеется, в данном случае речь, в основном, идет об электронных средствах обучения, в первую очередь, сетевых.

Если иметь в виду этап педагогического проектирования, то следует признать, что успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс (электронный учебник) предназначен действительно для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то, соответственно, и требования к организации такого курса, принципы отбора и организации, структурированию материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Интернет подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование, организация будут существенно иные. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Отталкиваться, естественно, надо от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средства информационных технологий - суть средство реализации дидактических задач.

Поэтому, прежде всего, важно определиться с общей типологией курсов дистанционного обучения, спецификой каждого из таких курсов.

Такую типологию можно провести по разным признакам: по целям обучения; по учебным дисциплинам; по специфике предметной области; по уровням подготовки обучаемых; по возрастной ориентации обучаемых; по используемой технологической базе, пр.

Если говорить о целях обучения дистанционно, то можно выделить несколько групп таких целей

T         профессиональная подготовка и переподготовка кадров (в том числе - педагогических кадров по соответствующим специальностям);

T         повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

T         подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

T         подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

T         углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

T         ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

T         базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

T         дополнительное образование по интересам.

По учебным дисциплинам можно выделить столько курсов, сколько таких дисциплин предусматривает то или иное учебное заведение (университет, программа повышения квалификации педагогических кадров, педагогический колледж, общеобразовательная школа, гимназия, лицей, школа с углубленным изучением какого-то предмета, пр.).

Специфика предметной области также диктует свои направления разработки курсов, например, в области обучения иностранным языкам это могут быть курсы, предусматривающие:

T         обучение в рамках базового уровня школьников первому иностранному языку;

T         обучение в рамках базового уровня второму/ третьему иностранным языкам;

T         углубленному изучению иностранного языка;

T         обучению как всем видам речевой деятельности в комплексе, так и отдельным видам речевой деятельности и даже аспектам языка (чтению на разных уровнях обученности; говорению, письму, аудированию, грамматике, лексике, фонетике);

T         профильному обучению иностранному языку (деловой язык, диалекты, сленги, язык научных конференций, разговорный язык, язык художественной прозы/поэтический язык, пр.);

T         культурологическим аспектам изучаемого иностранного языка (по различным аспектам страноведения, речевого этикета, культурного наследия и истории, пр.).

В условиях дистанционного обучения различные виды и формы дифференциации обусловлены самой спецификой обучения в сетях, где подчас собираются в группы учащиеся разного уровня обученности. Поэтому по уровням подготовки обучаемых необходимо в ряде случаев предусматривать уровни A,B,C. Система гиперссылок позволяет осуществлять подобную дифференциацию за счет отсылок к соответствующим дополнительным упражнениям, справочным материалам, дополнительным разъяснениям, пр. Возможны и дополнительные консультации преподавателя. При дистанционном обучении значительно в большей мере, чем при очном проблема дифференциации приобретает свою актуальность, поскольку контингент обучаемых, объединяемых в одну группу, может быть чрезвычайно неоднородным. Именно поэтому каждый такой курс начинается со знакомства с учащимися, кто бы они ни были и с тестирования на определение уровня подготовленности по данному направлению обучения. С учетом результатов тестирования педагог строит всю тактику обучения КАЖДОГО обучаемого, с учетом этих результатов в соответствии с принципами обучения в сотрудничестве формируются группы сотрудничества.

Поэтому виды и формы дифференциации, предусматриваемые в любом обучающем курсе, справочном материале, могут и должны быть различными: с учетом общей и специальной подготовки обучаемых (уровни А,В,С), по интересам, по профессиональной ориентации, для продвинутых (одаренных) учащихся. Это так называемая внешняя дифференциация, которая находит свое отражение в проектировании самих курсов: целей и задач, конечных и промежуточных, в отборе учебного материала, количестве сносок и отсылок к справочным материалам, количестве иллюстраций, поясняющих сказанное, в сложности заданий на осмысление и применение усвоенного материала. Возникает необходимость вместе с тем использования и внутренней дифференциации, в ходе самого процесса обучения - использовании соответствующих педагогических технологий, разнообразных средств обучения, как сетевых (находящихся на различных серверах Internet), так и "внешних", не входящих в ресурсы сети.

Разумеется, при разработке курсов необходимо учитывать четкую ориентацию на возраст потенциальных обучаемых. Стиль изложения, иллюстрирование курса, отбор содержания, задания, вся организация процесса обучения определяются возрастными особенностями обучаемых.

И, наконец, вполне понятно, что особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс, имеет непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик курса предполагает, что курс будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, мультимедийные, средства массовой информации) в качестве компонентов курса, то структура курса и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.

В любом случае, какие бы курсы дистанционного обучения не разрабатывались, объективно возникает необходимость предусмотреть инвариантные компоненты. В качестве таковых можно назвать следующие:

1. Общие сведения о курсе, его назначение, цели, задачи, содержание (структура), условия приема в группы обучения, итоговые документы. Эти сведения полностью открыты на сервере для ознакомления. Часто бывают открыты и сами курсы, но лишь регистрация дает право получить собственный пароль, свою Web страницу на сервере и стать полноправным участником процесса обучения под руководством преподавателя с перспективой, при условии успешного окончания курса, получить соответствующий сертификат обучающей организации.

2. Справочные материалы (в виде баз данных) по предметной области курса.

3. Блоки анкет (отдельным файлом), позволяющие установить контакт с пользователями, получить необходимые сведения и обработать их.

4. Собственно обучающий курс (электронный учебник), структурированный по более или менее автономным модулям.

5. Блок заданий, направленных на усвоение материала и проверку, контроль его понимания, осмысления.

6. Блок творческих заданий, направленных на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем; выполнение проектов индивидуально, в группах сотрудничества; практические работы (индивидуальные, совместные).

7. Блок мониторинга успешности самостоятельной деятельности обучаемых, контроля результатов их работы (индивидуально или совместно, в группах сотрудничества).

Отдельно следует остановиться на методах, технологии обучения в сетях. В данном случае под технологией обучения мы понимаем совокупность приемов, действий учащихся, организуемых в определенной последовательности, соответствующей логике познавательной деятельности, которая позволяет реализовать особенности используемого метода обучения.

Как мы подчеркивали выше, чтобы учебный процесс в сети (или как иногда говорят в киберклассе) был достаточно эффективен, необходимо не только обеспечить научно обоснованное, дидактически организованное проектирование электронного учебника, планируемой системы средств обучения, используя возможности информационных ресурсов и услуг сети Интернет, но и разработать специфичную, интерактивную организацию учебного процесса, методы и технологии обучения. Форма дистанционного обучения сама подсказывает, что подход к обучению здесь может быть только личностно-ориентированным. Среди всего многообразия личностно-ориентированных технологий обучения мы остановили свой выбор на дидактической системе, включающей: обучение в сотрудничестве (обучение в малых группах по принципам сотрудничества), метод проектов и разноуровневое обучение. Объединение учащихся в малые группы на основе предварительного тестирования с тем, чтобы в каждой группе был слабый ученик, сильный и средний, дает возможность учащимся совместными усилиями добиваться лучших результатов. Слабому ученику необязательно по каждому поводу обращаться за помощью к учителю, он может обратиться к своим партнерам. Оценка их совместной деятельности предусматривается одна на группу. Таким образом, все члены группы заинтересованы в хорошем результате, который, однако, складывается их успехов каждого члена группы, поскольку каждый из них имеет свое подзадание, свою роль в общем задании. Учителю также легче оценивать усилия группы. Однако, здесь предусматриваются и индивидуальные виды деятельности, которые каждый ученик может самостоятельно оценить, используя имеющиеся в пособии гиперссылки к ключам (правильным вариантам ответов). Время от времени предусматриваются и коллективные обсуждения по наиболее сложным проблемам, либо на этапе контроля, тестирования, используя телеконференции в он-лайновом режиме. Метод проектов позволяет организовать применение полученных знаний для решения той или иной проблемы. Это исследовательские методы. Здесь предполагается самостоятельная работа с информацией, причем информацией на разных носителях. Это могут быть печатные средства, могут быть электронные и сетевые (информационные ресурсы сети Интернет). Оформление и защита проектов позволяет определить степень овладения учащимися изучаемого материала. О разноуровневом подходе было сказано выше (уровни А, В, С).

Для процесса обучения необходима также педагогическая интерпретация цели, стоящей перед курсом - содержание образования. Иерархия уровней формирования этого содержания предстает в следующем виде:

  1. Уровень теоретического представления - учебный план.
  2. Уровень учебного предмета - учебные программы.
  3. Уровень учебного материала - учебники, учебные пособия, сборники задач и т.п.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Учебный план должен включать объяснительную записку. Объяснительная записка должна содержать совокупность теоретических положений, обосновывающих последующие нормативные материалы. В ней должны быть представлены общие цели учебного курса, которые предлагается реализовать с помощью данного содержания образования, место и роль каждого предмета в достижении этих целей. Далее должны быть раскрыты особенности отдельных учебных предметов и их общие черты, позволяющие сблизить учебные предметы, объединить их в циклы, группы. По ведущему компоненту учебные предметы, должны быть разведены по типам, что дает дополнительные сведения о составе планируемого содержания образования. Здесь же намечается возможность и необходимость межпредметных связей, главные основания межпредметного взаимодействия, место межпредметных связей как средство (вспомогательный характер) и межпредметных связей как целей.

Итак, учебный план - это дидактическая модель процесса обучения, содержащая общие цели учебного курса, состав и обобщенное содержание учебных предметов, связей между ними, их распределение по годам обучения, недельные и годовое распределение времени, отводимое на каждый предмет.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

Программа учебного курса - форма фиксации содержания учебного предмета, которые подготавливают содержание образования к переводу на уровень учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, т.е. служат реализации в учебном процессе планируемого содержания.

В рамках современного подхода учебная программа - конкретизация соответствующего образовательного стандарта с учTтом необходимых требований к еT построению.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

Центральное место в учебном материале занимает учебник. Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:

1) структурная сложность - число, разнородных единиц элементов, их иерархия, связи и отношения;
2) содержательная сложность - категория цели;
3) информативность - степень изменения тезауруса учебника;
4) ясность структуры - степень близости связанных элементов.

Представление учебника в компьютере может быть выполнено по-разному. Наш подход связан с ведущей ролью структурной идеи в когнитивной теории личности, связанной с принципиальной важностью изучения структурных свойств познания в отличие от его содержательных свойств. В то время как содержание познавательной сферы может нескончаемо варьироваться под влиянием социальных и других обстоятельств, структурные его свойства могут быть описаны конечным числом терминов, они более устойчивы и инвариантны по отношению ситуативным факторам.

Отсюда следует необходимость структурного представления содержания учебника в компьютере, как первого шага на пути его превращения в интеллектуального самоучителя. Кроме этого, подобное представление большинства учебников с единых позиций служит надежной основой для развития общенаучных учебно-интеллектуальных умений:

1) анализ и выделение главного;
2) сравнение;
3) обобщение и систематизация;
4) определение понятий;
5) конкретизация;
6) доказательство и опровержение.

Кроме этого, отталкиваясь от основных положений, сформулированных выше , электронная модель учебника должна:

- содержать все основные, базисные предложения учебника;
- служить основанием для автоматического расчета основных параметров учебника (то есть расчета, проводимых без вмешательства человека);
- содержать такое представление информации, чтобы можно было достаточно технологично построить полную и валидную систему контроля по каждой единице процесса обучения и содержания образования и учебнику в целом.

В соответствии с этими требованиями учебник представлен в компьютере в виде структурных формул. В тексте учебника были выделены структурные единицы. Например, понятия, задачи, вопросы, гипотезы, теоремы и т.п. Набор таких структурных единиц определяется предметом. Каждая структурная единица обозначается некоторой геометрической фигурой. Внутри указывается ее название.

Каждая структурная единица получает свой номер, состоящий из трех чисел, разделенных точками. Первое число - номер главы, где вводится данная структурная единица, второе - номер параграфа, третье - порядковый номер структурной единицы внутри параграфа (для простоты будем предполагать, что учебник состоит из глав, а главы из параграфов). Номер структурной единицы указывается в левом верхнем углу ее геометрической фигуры. Затем устанавливаются связи между структурными единицами. Если связь имеет место в пределах одного параграфа, то она указывается линией, состоящей из горизонтальных и вертикальных отрезков, от ранее вводимой структурной единицы к более поздней.

Если связь имеет место между структурными единицами из различных параграфов, то она указывается в виде ссылок. Слева от структурных единиц перечисляются, те которые используются при изложении этой структурной единицы, а справа - те, при изложении которых используется эта структурная единица.

Структурные единицы являются содержательными, то есть тут цель выражается в конкретном содержании, которое учащийся должен усвоить на необходимом уровне. Исходя из этого, при нажатии кнопки "Лампочка" (просмотр структурной единицы) на экране появляется полная структурная информация о нужной структурной единице: содержание, доказательство, рисунок. Этот состав определяется самим предметом. Например, в истории - это историческое место, историческое время, историческое действие.

Таким образом, электронная модель учебника является обучающей системой, полностью эквивалентной самому учебнику. Достаточно очевидно, что описана конкретизация целей - представление содержания учебника в виде структурных формул, а также и детализация целей - представление структурных единиц в виде трех окон. При этом структурные единицы являются единицами контролируемого содержания.

Электронная модель учебника служит основанием для создания тестовой системы контроля по каждому параграфу, которая потом и используется в режиме "Тестирование". Отметим принципиальные отличия этой технологии создания тестов от имеющихся:

1. создание теста проходит в режиме диалога пользователя с компьютером;
2. компьютер последовательно "прогоняет" пользователя по структурной формуле выбранного параграфа, помогая создавать тестовые задания на каждую структурную единицу (и все составляющие ее окна) и каждую логическую связь, порожденную этой структурной единицей; и этим гарантируется валидность, системность и систематичность полученного теста;
3. часть тестовых заданий создается компьютером автоматически, без вмешательства пользователя, а только по его указанию;
4. часть тестовых заданий создается автоматизированно, совместно пользователем и компьютером;
5. в соответствии с теорией тестирования создаются четыре формы тестовых заданий в зависимости от типа структурной единицы, необходимого уровня усвоения и поставленной цели: закрытой, открытой, на соответствие, на знание последовательности.