Что такое STELLUS?

Первоисточник: http://www.stel.ru/do/index.htm

В журнале "Вопросы Интернет-образования" (номер 7, 2002 г .) опубликована статья Виктории Агаянц " Что такое STELLUS ", посвященная как общим вопросам технологии дистанционного обучения, так и системе STELLUS.

Приведем несколько фрагментов этой статьи.

STELLUS: Хайтек для открытого образования


Программно-аппаратная часть STELLUS представляет собой набор инструментальных средств для решения целого комплекса задач. Содержание обучения, будь то дистанционная модель или традиционная, складывается из трех составляющих - передающего опыт (педагог), накапливающего знания (учащийся) и образовательного процесса, который объединяет участников. Что же касается состава действующих лиц, то он может варьироваться в зависимости от формы обучения и его задач. Комплекс STELLUS осуществляет поддержку учебного процесса на трех его фазах - подготовительной, активной фазе обучения и на стадии хранения информации.

Фазы жизненного цикла унифицированного учебного курса в системе дистанционного обучения STELLUS

Роли и функции, предусмотренные системой, охватывают полный цикл обучения. А набор пользовательских интерфейсов STELLUS позволяет осуществлять все необходимые операции, обусловленные логикой учебного процесса.

Фаза подготовки учебного процесса

Администратор системы производит ее запуск и последующую (возможно, после выполнения всего цикла обучения) деинсталляцию, регистрирует персонал виртуального учебного центра, формирует группы Слушателей в соответствии с профилем обучения, специализацией, базовым уровнем знаний или иными критериями.

Интерфейс Организатора помогает решить все вопросы, связанные с подготовкой и обеспечением учебного процесса, включая организационно-методическое сопровождение создания учебных материалов, проектирование учебного профиля, то есть траектории обучения, а также составление расписания занятий учебных групп, и многие другие. Интерфейсы Автора тестов и Автора учебных курсов позволяют моделировать структуру будущего учебного материала, а затем наполнять ее любым содержанием, сводя к минимуму временные и технологические затраты.

Фаза обучения и контроля усвоения изученного


Режим "комментариев на полях учебника" обеспечивает интерактивному взаимодействию Слушателя и Преподавателя в системе необходимую предметность, когда обсуждение каких-либо аспектов учебного материала становится предельно конкретным и детальным. Следует отметить, что традиционная модель обучения далеко не всегда предоставляет возможность индивидуального консультирования, да еще и "встроенного" в процесс самоподготовки учащегося, когда чаще всего и возникают вопросы. Как правило, выяснение ответов откладывается на неопределенное время, и, в большинстве случаев, учащийся теряет интерес к проблеме, не удовлетворив любопытства сразу. Между тем, пройденный материал теряет часть своей информационной ценности. Согласитесь, студент, скрупулезно записывающий каждый возникающий у него вопрос, а затем методично выясняющий этот вопрос у преподавателя, встречается крайне редко. Кроме того, подобному педанту пришлось бы каждый раз объяснять "непонятливому" педагогу, в каком контексте упоминался тот или иной пункт, вызвавший вопрос, что заняло бы много времени и вряд ли способствовало бы укреплению дружбы между двумя субъектами учебного процесса.

Как общается студент и преподаватель?


STELLUS предлагает довольно остроумное решение проблемы: студент просто выделяет кусок текста, вызвавший у него затруднения, а затем задает свой вопрос, который и появляется в его учебнике рядом с выделенным фрагментом. Преподаватель же, прочитав комментарий студента, оставляет рядом собственные пояснения. Кстати, последующий анализ подобного обмена репликами представляет большой интерес, как для методиста, так и для разработчика учебных материалов.

Роль Преподавателя в системе, естественно, не ограничивается консультированием, включая также оценочные и контрольные функции. Эти же задачи, но в несколько ином аспекте, решает Куратор , - еще одна роль в системе. Предназначение Куратора - контролировать выполнение учебного плана, а также выносить независимую оценку уровня знаний Слушателя . В условиях профессиональной переподготовки или учебного тренинга, например, в качестве Куратора может выступать представитель фирмы, отправившей своих сотрудников на курсы повышения квалификации в (виртуальный) учебный центр.

Все упорядочено


Поддержкой Библиотеки учебного центра - информационного массива, включающего учебно-научные материалы, необходимые для осуществления процесса обучения - занимается Библиотекарь . Его интерфейс позволяет координировать доступ к базам данных учебного центра, производить каталогизацию учебных материалов, осуществлять библиографический поиск в системе. Роль Библиотекаря предполагает также поддержание архивов документов, формирующихся в процессе обучения (выполненные учебные работы, комментарии к учебным материалам, протоколы сдачи экзаменационных тестов, обмен замечаниями со стороны участников и многие другие).

Естественно, в каждом конкретном случае состав субъектов системы дистанционного обучения может быть пересмотрен. Перечисленные роли могут одновременно исполнять одни и те же специалисты. Например, преподаватель может быть и автором курса, и автором теста, и куратором, организатор может выполнять заодно и функции библиотекаря и так далее. Просто такому специалисту достаточно будет воспользоваться несколькими интерфейсами системы.

Индивидуальное дистанционное


Дистанционное образование, то есть обучение, основанное на современных информационных и телекоммуникационных технологиях и технических средствах, предоставляет возможность создания для каждого конкретного учащегося (Слушателя) адекватной образовательной среды, учитывающей его индивидуальные особенности, способности, интересы и ценностные ориентации. В формировании подобной среды значительную роль играет первоначальный выбор учебного курса для данного Слушателя и определение последовательности таких курсов или их оптимального сочетания. В терминах, принятых в системе STELLUS, речь идет о проектировании индивидуального профиля обучения. Стоит отметить, что стоимость подобной услуги на образовательном рынке достаточно высока, и именно в силу связанных с ней методических и технологических затрат. Применение комплекса дистанционного обучения STELLUS позволяет существенно снизить эти затраты, обеспечив индивидуальному подходу в обучении необходимый уровень доступности.

Некоторые факты


Комплекс успешно прошел опытную эксплуатацию в Российском государственном открытом техническом университете путей сообщения, располагающем сетью филиалов в 25 городах РФ, в Учебно-коммерческом центре телекоммуникаций и информатики Южной телекоммуникационной компании и ряде других образовательных структур.

Компания "Стэл-Компьютерные Системы" предлагает различные формы участия в совместных проектах. Предоставление доступа к системе или отдельным ее модулям на коммерческой основе - лишь одна из них. Проект "Комплекс поддержки открытого образования STELLUS" помимо программно-аппаратной части включает и соответствующий набор услуг - обучение персонала, подготовку учебных материалов, создание структур, обобщающих опыт работы преподавателей в системе. Осуществляя информационное и экспертное сопровождение процесса обучения, Компания "Стэл-Компьютерные Системы" берет на себя функции координационного центра, способного объединить различные интеллектуальные, методические, технологические и иные ресурсы. Комплекс STELLUS в данном случае выступает в качестве средства формирования единого информационного пространства на основе научно-образовательного партнерства и, что представляется особенно важным, с возможностью использования существующих разнородных технических сред.