Разработка систем дистанционного обучения

Первоисточник:http://dl.nw.ru/practice/course_project/

Система дистанционного обучения - это сложная, многокомпонентная система, имеющая тенденцию к непрерывному изменению и динамическому развитию. Эффективная работа такой системы не может опираться только на эмпирический опыт и интуицию разработчиков. Необходимо выработать системный подход к дистанционному обучению, построить зависимости составляющих систему подсистем и компонентов.

При проектировании системы ДО необходимо рассматривать ряд моделей с целью наиболее полного представления о системе не только с точки зрения текущих требований и возможностей, но и перспектив развития.

В связи с этим представляется возможным выделить следующие "проекции" системы дистанционного обучения:

1) структурная
2) функциональная
3) информационно-технологическая
4) эволюционная

Структурная модель системы базируется на структуре организации, в которой она разработана и применяется. Компоненты системы соответствуют подразделениям, участвующим в процессе дистанционного обучения. Например, приемная комиссия, учебный отдел, кафедры.

Функциональная модель системы дистанционного обучения разбивает системы на компоненты по функциональным признакам. Например, обучение, тестирование, общение. Большинство коммерческих пакетов дистанционного обучения разрабатывается именно на основе функциональной модели.

Информационно-технологическая модель может относиться как к определению потоков информации в системе, так и к технологиям, используемым в процессе обучения и техническому построению системы.

Эволюционная модель отражает развитие системы во времени, а также перспективы развития системы в будущем.

Представление о системе дистанционного обучения как многомодульной, имеющей иерархическую структуру, справедливо. Но система дистанционного обучения, основываясь на общей теории систем, может безусловно интерпретироваться как открытая система. Этот факт имеет прямое влияние на все проекции системы. Например, в применении к третьему виду модели СДО - информационно-технологической, это будет означать, что система должна иметь возможность самоадаптации к изменяющейся внешней среде, а программное обеспечение и электронные обучающие программы, используемые в ДО, должны соответствовать принципу обратной совместимости.