Обучение и Интернет-технологии

Первоисточник: http://center.fio.ru/vio/vio_07/cd_site/Articles/art_1_1.htm

Заочное обучение» и «Обучение на расстоянии»

За последнее десятилетие мы стали свидетелями появления множества новых терминов и понятий. Многие из них - калька англоязычных слов, проникающих в русский язык, чтобы поддержать новую общественную практику. Типичный пример - слово "ваучер", которое мгновенно приобрело глобальную известность и также быстро вышло из широкого употребления вместе с соответствующими ценными бумагами. Другой пример - "компьютер", который совсем "не похож на ЭВМ" и вытеснил старую аббревиатуру из употребления. Вместе с тем, в современной языковой практике кальки иностранных слов используются порой и по другим причинам. Например, создатели широко рекламируемой в печати «Европейской школы корреспондентного обучения» либо не знают, что словосочетание «correspondence school» переводится на русский язык как «заочная школа», либо сознательно не хотят использовать понятный всем термин (не всякий обратит внимание на услугу по «заушному обучению»).

Аналогичные проблемы часто возникают и при обсуждении проблем обучения на расстоянии. Дело осложняется тем, что основные международные конференции по этой проблематике в Москве проводились на английском языке, а их материалы на русском языке не публиковались.

Обсудим значения некоторых терминов, которые будут использоваться в ходе дальнейшего обсуждения.

"Обучение на расстоянии" . Говоря об "обучении на расстоянии", обычно имеют в виду средства, с помощью которых учебные материалы и методическое руководство (собственно обучение) "доставляется" обучаемому. При этом полагают, что обучаемые находятся вдали от источника материалов и методического руководства и географически рассредоточены на значительной территории. Пользуясь термином "обучение на расстоянии", обычно говорят о средствах доставки учебного материала. «Обучение по переписке» - типичный пример "обучения на расстоянии", использующего средства почтовой связи. Передачи телевизионного образовательного канала («обучение по телевидению») - другой пример "обучения на расстоянии". Термин "обучение на расстоянии" употребляют прежде всего в тех случаях, когда "доставка" учебного материала и/или учебного взаимодействия обеспечивается с помощью современных технических средств (телевидение, радио, компьютерная сеть). Этим термином стараются подчеркнуть отличие предлагаемой формы заочного обучения от традиционной (by correspondence), когда для обмена сообщениями преподаватель и учащиеся использовали традиционную почту.

Распространена тенденция использования термина "обучение на расстоянии" и в смысле "обучение студентов, находящихся за стенами учебного заведения" [10]. В отечественной традиции это может относиться и к заочникам, и к тем, кто получает сертификат об образовании экстерном. Подобно тому, как в отчетах Московского государственного заочного педагогического института (ныне - Открытого педагогического университета) говорится о заочной форме обучения, которой пользуются студенты-заочники, в отчетах западного университета могут говорить об "extra-mural", "correspondence", "postal", "external courses" или "distance education". В последнем случае предполагается, что для обучения студентов используют, в том числе, телевидение или компьютерную сеть. Как известно, современные курсы заочного обучения на Западе интенсивно используют технические средства доставки учебного материала. Поэтому все заочные курсы в таких отчетах помечаются как "заочное обучение с использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий" (distance education courses).

Таким образом, термин "обучение на расстоянии", как правило, связывается с некоторой учебной инфраструктурой (студия учебного телевидения, специализированные узлы компьютерной сети, методические центры, разрабатывающие и распространяющие соответствующие материалы) и относится к учебному заведению, предоставляющему соответствующие услуги, а не к самим учащимся. В отечественной традиции слово "заочно" имеет оба значения (заочное обучение и заочник). Созданная в СССР система заочного обучения (со всеми ее достоинствами и недостатками) не имела аналогов за рубежом [8] и всегда считалась одним из достижений страны в области образования. Будучи продолжением движения за «всеобщую грамотность», претендуя на решение задачи «профессионального роста» работающих, отечественная система заочного образования выстраивалась в рамках определенной идеологической парадигмы, обеспечивала решение задач коммунистического строительства и ускоренного экономического развития. Усилия зарубежных университетов в области обучения на расстоянии – современный вариант развертывания в западных странах сектора заочного обучения, отвечающего нуждам и задачам современного «капиталистического строительства», борьбой за повышение эффективности наукоемкого, быстро обновляющегося производства, становление информационного общества, где нормой становится «непрерывное образование» или «обучение на протяжении жизни» (long live education). Недаром многие зарубежные теоретики образования называют себя «обучающимся обществом».

"Учение на расстоянии". Термин "учение на расстоянии" обычно используют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть удаленность учащегося от "источника обучения". Учащийся использует предоставленный канал связи для получения необходимой ему информации и/или помощи учителя. Традиционным примером "учения на расстоянии" является просмотр учебной телевизионной передачи. Обычно об "учении на расстоянии" упоминают, говоря об "открытом обучении" и различных системах самообучения (самоподготовки).

Итак, обучение на расстоянии относится к способу доставки учебного материала (взаимодействия) в рамках заочного обучения, а учение на расстоянии - к самостоятельной работе учащегося при любой форме обучения. Заметим, что сам термин «заочное» (не видя друг друга, вне оперативного взаимодействия) обучение теряет свое первоначальное значение, когда для доступа к учебному материалу интенсивно используются новые средства связи (например, телекласс или синхронное взаимодействие студента и преподавателя с помощью компьютерной сети). Ограниченность старого термина особенно видна при использовании синхронных компьютерных видеоконференций, где участники учебного процесса могут «…посмотреть в глаза друг другу». Надо согласиться с авторами, утверждающими, что информационный век порождает качественно новые, возникающие на наших глазах способы учебного взаимодействия, которые требуют своего особенного названия.

Мы используем термин "телеобучение" (обучение на расстоянии), говоря о системах подготовки, интенсивно использующих средства информационной технологии (традиционной и новой). Телеобучение хорошо подходит для описания занятий в теле-классе. Это наиболее яркий пример «синхронного телеобучения». WEB- технология позволяет естественно организовать «асинхронное телеобучение» с использованием учебных материалов, доступных в режиме on-line, и асинхронной компьютерной конференции (обмен текстами). Лекции преподавателя можно слушать синхронно (трансляция по телевидению или через Интернет) или асинхронно (получить по почте видеозапись или просмотреть соответствующий файл по Интернет). Естественно, что при телеобучении могут применяться (и применяются) все способы и формы доставки учебного материала. Очевидно, что в условиях распространения глобальных компьютерных сетей и развития телекоммуникации традиционные учреждения заочного обучения вынуждены первыми пойти на изменение практики учебной работы, сложившейся в «доинформационную» эру. Однако и студенты-очники в ряде университетов сегодня с успехом используют материалы, которые преподаватель выкладывает им на WWW-страничку курса, участвуют в асинхронных компьютерных конференциях, задают вопросы преподавателю и друг другу, посылают свои работы на проверку преподавателю по э-почте или, выкладывая в специальную конференцию, проходят тестирование и получают оценки, не выстаивая очереди у дверей экзаменаторов.

Рис. 1.13. «Дистанционное» обучение – новая форма высшего образования

Если вспомнить, что в соответствии с действующими нормами студент-заочник обязан являться в учебное заведение на очные сессии, выслушивать установочные лекции, встречаться с преподавателем на консультациях и экзаменах, то станет ясно, что граница между очной, заочной и вечерней (ныне – очно-заочной) формами обучения достаточно подвижна (см. рис. 1.13). Дистанционное обучение – узаконенная Минобром РФ в середине 90-х гг. в экспериментальном порядке организационная форма получения высшего образования, которая освобождает заочника от необходимости посещать вуз. Летом 2002 года эксперимент был закончен. Дистанционное обучение больше не является новой формой учебной работы. Остались лишь традиционные очное, заочное и вечернее (очно-заочное) обучение. В соответствии с решением министерства, термин «дистанционное» сохранился лишь за технологиями учебной работы и вынужден конкурировать с другими широко распространенными терминами: Интернет-обучение, компьютерное обучение, теле-обучение и т.п.