Принципы проектирования ядра системы дистанционного обучения

Белов М.А.

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»,

г . Дубна , Россия

Первоисточник: http://www.elib.vstu.ru/fullpubs/0000000210/index.htm#_Toc86038887

This paper reviews the system of  initial, base systematical, technological and others requirements to core of distance education system which are essential for its implementation and functioning.

Под принципами проектирования системы дистанционного обучения (СДО) понимается определенная  система исходных основных, методических, программно-технологических и других требований к ядру СДО, которое и должно формироваться с учетом этих требований.

Среди них можно выделить такие, как: принцип сознательности, активности,
наглядности обучения, доступности обучения, принцип обучения на высоком уровне трудностей, научности, принцип коллективизма и индивидуального подхода, принцип проблемности, единства образовательной и воспитательной системы, развивающей функции обучения, стимулирование и мотивации положительного отношения к обучению и др. [2].

Однако, постараемся выделить специфические принципы, присущие для ядра СДО,  которые не являются менее актуальными и необходимыми для эффективного внедрения и функционирования электронной системы дистанционного обучения.

Принцип гуманистичности обучения . Этот принцип является определяющим в системе непрерывного интенсивного обучения и усиливается применительно к СДО  [3]. Его сущность заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаний и опыта, для развития и проявления творческой индивидуальности, для повышения моральных и интеллектуальных качеств посредством освоения предоставляемого электронного обучающего курса.

Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО . Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания ключевых моделей, разносторонне характеризующих процесс дистанционного обучения. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной [4].

Принцип стартового уровня образования . Эффективное обучение в СДО требует определенного начального набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером, операционной системой,  обозревателем Internet   и др. Поэтому чем проще пользовательская часть системы, чем более доступны требования к клиентскому программному обеспечению, тем выше эффективность системы и шире охват обучающейся аудитории.

Принцип выбора содержания образования . Содержание образования СДО должно соответствовать нормативным требованиям Государственного стандарта РФ.

Принцип мобильности обучения . Он заключается в создании оболочки СДО и базы данных, позволяющих преподавателю и/или методисту корректировать и дополнять образовательную программу в необходимом направлении, тем самым поддерживая актуальность курса в потоке интенсивно меняющихся технологий и инструментария исследования проблем, заложенных в предоставляемый курс.

Принцип доступности. Этот принцип определяет какие средства, методы и сведения должна содержать СДО и какими свойствами должен характеризоваться интерфейс потенциального ученика.

Принцип индивидуальности обучения позволяет рассмотреть различные варианты средств, методов которые обеспечивают использование индивидуальных возможностей ученика в процессе обучения. Автор предлагает ввести в процесс обучения следующие характеристики: стиль обучения, способ самооценки усвоенных знаний, умений, навыков (ЗУН) на основе тестирования самооценки и тестирования контроль знаний, а также способ коррекции процесса обучения на основе протокола рассогласования результатов тестирования самооценки и контроля знаний.

Принцип неантогонистичности СДО существующим формам образования. Проектируемая СДО должна дать необходимый эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественным образом интегрированы в него. Однако здесь необходимо выделить ряд особенностей данного принципа:  

Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

Модульность. В основу системы  СДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная тема (курс или ряд курсов), которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора тем (учебных курсов) формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности  с учебой, т.е. «без отрыва от производства».

Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени т. е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

Охват. Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они должны иметь доступ к источнику учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сеть Интернет, посредством встроенной в систему поддержки.

Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя ( в СДО - тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, корректировка траекторий обучения, консультирование и руководство учебными проектами. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощь встроенной в СДО ТС системы связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.

Обучающийся. Точнее новая роль обучающегося, или, как более принято в системах  дистанционного обучения - слушателя. Для того, чтобы пройти курс «Теория систем», от него потребуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.

Принцип системности. Позволяет определить общую архитектуру СДО ее цели и задачи. Согласно этому принципу, процесс дистанционного обучения следует рассматривать как сложную, многоаспектную, агрегированную (состоящей из компонент различной природы «человек-техника») систему. СДО – характеризуется поведением, развитием и другими системными качествами и закономерностями.  Важной чертой СДО является управляемость, откуда следует, что в СДО можно выделить две подсистемы: управляемую (далее будем именовать её как «образовательная подсистема») и управляющую (будем именовать её как «управление образованием»). Образовательная подсистема направлена на эффективную поддержку процесса приобретения знаний, умений и навыков с учетом индивидуальных особенностей ученика. Поддержка осуществляется на основе специально подобранного теоретического материала, практических занятий, творческих проектов, плана графика освоения предмета, средств контроля и коррекции процесса обучения. Подсистема управления образованием направлена на своевременное определение отклонения состояния образовательной подсистемы, формирование управляющего (корректирующего) воздействия и его исполнения.

Принцип комплексности.  В систему СДО,  как минимум, должны быть интегрированы электронный учебник, электронный задачник, методологически отработанный комплекс электронного тестирования, автоматизированное формирование и коррекция учебной программы, встроенный модуль взаимодействия преподавателя - консультанта (тьютора) с обучающимся, видео и аудио сопровождение.

Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО. Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения безопасности при хранении, передаче и использовании информации.

Принцип адаптивности и развития. Сложность, многогранность СДО и начальные возможности разработчиков требуют разработки серии систем, наделенных качеством преемственности. В поколениях СДО должны быть заложены соответствующие средства, обеспечивающие преемственность. Адаптивность и развитие  рассматривает и предлагает соответствующие методы, средства, технологии.

Принцип корректности. Корректность моделей зависит от правильности се­мантики и синтаксиса.

Принцип релевантности. Следует мо­делировать лишь те фрагменты реаль­ной объектной системы, которые соот­ветствуют назначению модели. Модель не должна содержать информации больше, чем необходимо. Это позволяет сохранить соотношение затраты/выго­ды на приемлемом уровне.

Принцип прозрачности. «Прозрач­ность» гарантирует понятность и удоб­ство модели для всех заинтересованных лиц. Она также определяет степень рациональ­ности отношений между моделью и пользователем.

Принцип систематизированной струк­туры. Этот принцип в качестве обяза­тельного условия предполагает воз­можность интеграции моделей разных типов.

 

Список использованных источников

1.       Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.

2.       Тихомиров В.П. Технологии ДО в России // ДО, №1, 1996.

3.       Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. — М.:МИЭП, 1996.

4.       Зайцев А.Н., Мызгин Е.А. Радиолюбительская пакетная связь в сб. Глобальные телекоммуникации в образовании. — М.: ИНТ., 1996.

5.       Шеер А.В. Бизнес процессы. Основные понятия. Теория. Методы. 2-е изд. — М.: Весть-МетаТехнология, 1999.