Дистанционное обучение, Интернет и WWW

Первоисточник: http://www.distancelearningnet.com/reports/7

Введение

В начале было слово – печатное слово. В своей самой ранней форме дистанционное образование означало обучение по переписке или с помощью того, что сейчас называется «обычной почтой». По мере развития новых технологий дистанционное преподавание стало проводиться с помощью таких средств, как аудиозапись, видеозапись, радио- и телевещание, спутниковая передача. Микрокомпьютер, Интернет и WWW формируют нынешнее поколение средств дистанционного обучения. Следующими могут быть виртуальная реальность, искусственный интеллект и системы знаний. Некоторые определяют дистанционное образование как использование печатных или электронных средств связи для обучения в случае, когда преподаватели и учащиеся удалены друг от друга в пространстве и/или во времени. Однако другие переносят акцент с образования на изучение, определяя его как «привлечение людей – а часто их видео изображений – в одно электронное пространство для оказания взаимной помощи в обучении» или «систему и процесс, соединяющие учащихся с распределенными источниками». Эти два определения предполагают ориентацию на учащегося и контроль.

Раньше типичными участниками дистанционного образования были взрослые люди, обычно ищущие возможность дополнительного образования на дому, без отрыва от производства или военной службы, которым многочисленные обязанности или обстоятельства жизни помешали посещению традиционного учебного заведения. Сейчас любой человек является потенциальным участником дистанционного образования, и эта идея повлияет на организацию образовательных учреждений и на преподавание. В данном обзоре внимание сосредотачивается на некоторых новейших методах дистанционного обучения с использованием Интернета и WWW , выдвигаются ан передний план некоторые вопросы, которые могли бы внести основательные изменения в образование для взрослых, повышение квалификации и профессионально-техническое образование.

Дистанционное обучение в киберпространстве

Интернет и WWW , пожалуй, более всех других средств связи способствуют преодолению барьера времени и пространства в преподавании и учебе. Процветает использование Интернета в целях образования. Информационный центр по вопросам дистанционного образования в заочном университете штата Висконсин перечисляет многочисленные учреждения, предлагающие обучение по Интернету, корпоративное обучение предлагается на сайте дистанционного центра повышения квалификации фирмы AT & T . В октябрьском номере журнала «Интернет уорлд» за 1995 г . Приведены примеры использования Интернета в образовании, в том числе программы обучения по Интернету с выдачей диплома, предлагаемые традиционными учебными заведениями такими, как Университет штата Пенсильвания и Университет штата Индиана, а также нетрадиционными организациями, такими как Сетевой университет и Глобальная сетевая академия.

Дистанционное обучение по Интернету обычно принимает одну из следующих форм:

•  Электронная почта (доставка учебных материалов по курсу, рассылка заданий, получение/отправка, использование списка рассылки по курсу, т.е. электронная конференция);

•  Доски объявлений/группы новостей для обсуждения отдельных тем;

•  Загрузка материалов по курсу или обучающих программ;

•  Интерактивные обучающие программы в Интернете;

•  Интерактивные конференции в режиме реального времени с использованием МОО (многопользовательских объектно-ориентированных) систем или IRC ;

•  Интранет, корпоративные Веб-сайты, защищенные от внешнего доступа, которые распространяют учебные материалы для сотрудников предприятия;

•  Информатика, использование сетевых баз данных, библиотечных каталогов, службы «гофер» ( gopher ) и веб-сайтов для получения информации и выполнения исследований, связанных с обучением.

Преимущества осуществления дистанционного обучения по Интернету заключаются в следующем:

•  Гибкость в отношении места и времени;

•  Возможность связываться с людьми со всего мира;

•  Отсутствие проблемы совместимости компьютерного оборудования и операционных систем;

•  Минимальный период разработки по сравнению с видео и CD - ROM ;

•  Простое обновление содержимого, а также возможность архивирования;

•  Как правило, более низкие затраты на разработку и эксплуатацию по сравнению, например, с трансляцией через спутник.

Тщательно разработанные курсы по Интернету могут улучшить взаимодействие между преподавателями и учащимися, а также между учащимися, что является серьезным ограничением некоторых видов дистанционного обучения. В качестве преимущества дистанционного обучения часто упоминается объективность; относительная анонимность при общении с помощью компьютера дает возможность высказаться тем, кто при непосредственном общении отказался бы говорить. Это позволяет оценивать работу учащегося по ее собственным достоинствам без влияния «каких бы то ни было явных визуальных культурных маркеров». Данная среда обучения также поддерживает самообучение – компьютерная конференц-связь требует от ученика мотивации, самодисциплины и ответственности.

Как и любое средство, данный способ обучения имеет недостатки. В настоящее время ограниченная пропускная способность линий связи и медленные модемы затрудняют передачу звука, видео и графики, хотя технологии все время улучшаются. Опора на инициативу учащегося может быть недостатком для тех, кому требуется внешнее организующее воздействие. Успех ученика также зависит от технических навыков в пользовании компьютером и передвижений по Интернету, так же как и от способностей справляться с техническими трудностями. Проблемой является также и информационная перегрузка; объем почтовых сообщений, предназначенных для чтения, размышления и ответа может достигать огромного значения, быстрое увеличение баз данных и сайтов требует навыков в работе с информацией. Получить доступ к Интернету – все еще проблема для людей, проживающих в некоторых сельских районах, и инвалидов. И хотя Интернет способствует обучению, некоторые утверждают, что, подобно телевидению, это также может вызвать бездействие.

Стратегии дистанционного обучения

Филипчак (1996) замечает, что дистанционное обучение по Интернету может быть более дешевым, быстрым и обычно более эффективным, чем другие способы обучения, но не обязательно более результативным. Как выразился Деде (1996) «получение доступа к данным не расширяет автоматически знания студентов; доступность информации не обязательно создает внутреннюю основу мыслей» (стр. 199) Чтобы помочь ученикам эффективно использовать методы дистанционного обучения, необходимо квалифицированное содействие. Рофельд и Химстра (1995) предлагают пути преодоления сложностей электронной классной комнаты:

• Задать тон в самом начале курса;

• Преодолеть текстовый характер сетевого обсуждения и сформировать связь и единство группы, представить участников друг другу, назначить ими партнеров, распределить проекты между группами;

• Предложить обучение и рекомендации, чтобы помочь ученикам приобрести техническую компетентность, руководить обсуждением проблем;

• Обеспечить разнообразие действий, таких как дебатов, опроса, размышления и критического анализа;

• Использовать контракты с учащимися, чтобы установить цели совместной работы.

Следующие стратегии предназначены для обеспечения большей результативности дистанционного обучения.

Понимать сильные и слабые стороны технологии.

Обеспечивать техническую подготовку и ориентацию.

Планировать возможные технические неполадки и гарантировать доступ к технической поддержке.

Вырабатывать навыки управления информацией, чтобы помочь учащимся в выборе и критической оценке.

Сочетать способы обучения – например, комбинировать обсуждение по электронной почте с аудио (видео) методами с целью расширить социальный аспект.

Организовывать самостоятельную работу учащихся, как индивидуально, так и в группе с целью развития взаимодействия.

В конечном счете, слово все еще с нами. Изменяется способ его передачи и получения. Педагоги могут сыграть свою роль в развитии «жизненно важной формы грамотности»: преобразовании информации в знание. Их выбор поможет также определить, что же все-таки случится.

• Технологии дистанционного обучения станет дополнением к существующим учреждениям.

• «Знания в коробке», безличные, индивидуализированные и изолирующие от общества.

Объединенное в сеть общество, которое сохраняет человеческие отношения в центре