Валерий ГЕРЛАНЕЦ
Газета"Вечерний Донецк", № 174 (8038) от 26.11.2004

 Донбасс - бьет в набат
Услышат ли его столичные чиновники и народные избранники? Жаль только, что в эту пору прекрасную Жить не придется ни мне, ни тебе... Н. .Некрасов.

В Донецкой области:

- смертность превышает рождаемость в 2,7 раза;
- на один квадратный километр территории приходится 70 тонн техногенных выбросов;
- насчитывается 580 терриконов, из которых 114 горящих;
- З,8 млн. человек живет в зонах повышенного риска для жизнедеятельности;
- коэффициент воспроизводства населения самый низкий в Украине - 0,413.

О том, что в Украине в целом, а в Донбассе в частности наблюдается "негативный прирост населения", т.е. смертность превышает рождаемость, известно из публикаций Госкомстата и его областного подразделения. Если в 1991 г. в нашей области число умерших составляло 60,8 тыс. человек, а число родившихся - 54,4 тыс. человек, в 2000 г. соответственно - 80,1 тыс. человек и 29,5 тыс. человек, то в 2003 г. уже - 82,3 тыс. и 33,4 тыс. человек. В первом полугодии нынешнего года соотношение этих показателей выглядело, как 41,7 и 17,5 тыс. человек. Причем умирают не немощные старцы и старухи, а люди трудоспособного возраста. Их ранний уход из жизни вызван, как правило, болезнями (несчастные случаи уносят лишь до 12 проц. населения), которые являются прямым следствием весьма неблагополучной экологической ситуации. Средняя продолжительность жизни мужчин в Украине, по официальным данным, составляет 58 лет, а в Донбассе - не более 55.

Загрязнение окружающей среды Донбасса пагубно влияет и на генетический аппарат человека, и у нас год от года растет количество детей, родившихся с генетическими уродствами, а детская заболеваемость с 1996 по 1999 гг. возросла на 30 проц. По заключению специалистов-экологов и медиков, изучавших сложившуюся экологическую ситуацию в ряде городов и районов области, причинами смерти на 95 проц. явились болезни, обусловленные ухудшившейся средой обитания, а сам регион признан зоной экологического бедствия.

- Весьма напряженную экологическую обстановку создало в Донбассе все возрастающее техногенное воздействие на среду обитания, - рассказал заведующий кафедрой полезных ископаемых и экологической геологии ДонНТУ, профессор, доктор геолого-минералогических наук Борис Панов. - Это разработка углей и других полезных ископаемых, металлургическая, коксохимическая, строительная и иные виды промышленности, работа ТЭЦ, транспорт. В результате техногенная нагрузка на среду в регионе превышает аналогичный показатель в соседних странах в 5 - 15 раз. Это касается воздуха, почвы, воды, присутствие в которых предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и соединений превышает норму подчас в десятки, а то и в сотни раз. Дышать или не дышать, вот в чем вопрос

Итак, чем же мы дышим - ежедневно, ежечасно, ежеминутно? Исследования ученых ДонНТУ, Института геолого-экологических проблем Донбасса и Донецкого медицинского университета показали, что среднемесячные концентрации загрязнителей в атмосферном воздухе Донецка стабильно превышают ПДК: по пыли, фенолу, диоксиду серы, аммиаку в 2 - 5 раз. А ведь превышение ПДК в 1,5-2 раза приводит к необратимым изменениям в живом организме, весьма пагубным для его здоровья.

Подобное загрязнение обусловлено в первую очередь высокой плотностью выбросов в атмосферу загрязняющих веществ более чем 1500 промышленными предприятиями. В течение года на один квадратный километр в воздух выбрасывается 70 тонн вредных для здоровья веществ и соединений, что в семь раз превышает среднеукраинский уровень. Только одна тонна угля, сгорая, выделяет 60 кг пыли, 50 кг сернистого ангидрита, 8 кг оксидов азота и других химических соединений и радионуклидов в виде радона-222, радия-226, тория-232 и др.

Особую опасность для здоровья человека и всей окружающей среды представляет повышенное содержание ртути (той самой, что запечатана в стеклянных трубочках знакомых всем градусников). Ее пары при дыхании сорбируются белковыми молекулами, а следовательно, поражают все органы человека, его иммунную и нервную системы, способствуют возникновению и развитию злокачественных опухолей. В ходе замеров с помощью автоматического газоанализатора ИМГРЭ-8, установленного в микроавтобусе были проведены измерения от западной границы Донецка до его центра и в обратном направлении. Выявлено, что содержание паров ртути в городской атмосфере более чем в десять раз превышает ее фоновую концентрацию за пределами промышленного региона.

Земля раскрывает секреты

Почвы хранят в себе основной объем информации о физико-химических изменениях окружающей среды за весь период техногенеза. Проанализировав около 20 тысяч проб верхнего почвенного слоя (глубина до 5 см) донецкие ученые обнаружили в них 44 химических элемента, а также соединения азота и хлоридов. Почти на 50 проц. исследуемой площади химические изменения почв достигли средней, высокой и чрезвычайно высокой категории загрязнения. Особо загрязнены почвы вокруг угольных предприятий, металлургических и коксохимических заводов - в них были найдены значительно превышающие ПДК цинк, мышьяк, свинец, кадмий. На 90 проц. территории Донецка почвы загрязнены ртутью. Известно, что этот химический элемент содержится в углях - в центральном угленосном районе Донбасса его среднее содержание составляет 1,9 г на тонну. Поэтому при сжигании угля, при горении терриконов ртуть и попадает сначала в атмосферу, а оттуда вместе с атмосферными осадками в почву. Присутствует она в шламах коксохимических заводов, в золе и шлаках тепловых электростанций.

Ну а коль мы заговорили об отходах, то наш регион давно уже превратился в самую настоящую свалку промышленного и бытового мусора. Судите сами: занимая всего 4,4 проц. площади Украины Донецкая область стала прибежищем более одной трети всех накопленных в стране отходов, в том числе и весьма токсичных. Уровень их использования в качестве вторичных ресурсов остается крайне низким. Анализ показал, что несмотря на кажущийся растущий процент использования последних, их количество не уменьшается, а наоборот - растет. Сегодня на территории области более 1000 объектов накопления отходов в виде терриконов, отвалов, шламонакопителей, свалок, которые занимают около 8,2 тыс. гектар, изъятых из сельскохозяйственного оборота, плодородных земель.

По данным Государственного управления экологии и природных ресурсов в нашей области насчитывается 580 терриконов, из которых 114 горящие ( 30 из них чадят на территории Донецка). Очаги горения представляют собой источники пыле- и газовыделений, подчас достаточно интенсивных. Причем каждый отвал создает зону негативного воздействия на окружающую среду в радиусе до трех километров. Это и минерализация почв сельхозугодий, и загрязнение солями тяжелых металлов грунтовых вод.

И негде умыться, и страшно водицы напиться

Водообеспеченность на одного жителя в нашем регионе в пять раз ниже, чем в среднем по Украине, поэтому проблема охраны водных ресурсов приобретает первостепенное значение. По данным Государственного управления экологии и природных ресурсов для воды практически всех рек и водоемов региона характерна высокая концентрация солей. Связано это как с высоким природным уровнем солей, так и сбросом в водные объекты значительного количества загрязненных сточных вод. Их годовой объем приближается к 1 млрд. кубических метров и составляет 30 проц. от всеукраинских. Основные загрязнители водных объектов - предприятия металлургии (56 проц.), в том числе Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича и "Азовсталь", Енакиевский металлургический и коксохимический заводы, а также предприятия угольной промышленности и коммунального хозяйства. Именно они превращают наши водные артерии в эдакую гремучую смесь из нитратов, нитритов, фенолов, цианидов, легкоокисляемых органических веществ, нефтепродуктов и других токсичных компонентов.

Фактические данные свидетельствуют о том, что под влиянием сброса шахтных вод и промышленных стоков минерализация речных вод, а это реки Лугань, Кальмиус, Грузская, Крынка, Миус, Казеный Торец и Кривой Торец, повысилась в два раза в пределах углепромышленной зоны. Гидрогеохимические исследования подземных вод региона, отобранных из колодцев, родников, скважин показали присутствие целого ряда опасных для здоровья человека химических элементов и соединений. Так, максимальные концентрации фтора установлены в водоносных горизонтах Донецко-Макеевского района и в ореольных водах Никитовского ртутного месторождения. Большая концентрация фтора вызывает у человека тяжелое заболевание - остеосклероз, связанное с деформацией костей скелета и заболевание зубов - флюороз.

Максимальные концентрации ртути обнаружены в подземных водах в районе Никитовского ртутного месторождения и Дебальцевского тектонического узла. Мышьяк также встречается в концентрациях значительно превышающих предельно допустимые. Крупная аномалия установлена на северо-западе Донецка и объясняется влиянием Авдеевского коксохимического завода, использующего донбасские угли, содержащие мышьяк и ртуть в значительных количествах. Наличие этих элементов в воде приводит к возникновению у людей злокачественных опухолей кожи, печени, тонкого кишечника, патологическим изменениям генной системы, способствует увеличению частоты дерматитов у детей.

Техногенные аномалии бора, к счастью, невысокой концентрации, были обнаружены в южной части Донецка и в городской черте Макеевки и Горловки. Известно, что употребление воды, богатой бором, приводит к возникновению хронической интоксикации организма, со всеми негативными последствиями. Не меньшую обеспокоенность вызывает загрязнение подземных вод Донбасса соединениями азота и цинком. Сегодня содержание нитратов превышает ПДК в 20 и более раз. Избыток нитратов является причиной нарушения обмена веществ, поражения почек и печени, различных экзем, отрицательное воздействие оказывают они и на сердечно-сосудистую систему. Цинк является причиной заболеваний печени, селезенки, легких, а также развития малокровия.

Одним из главных загрязнителей природной среды являются шахтные воды, ежесуточный откачиваемый объем которых около 1 млн. куб. м. Даже общее падение производства в угольной отрасли не привело к уменьшению их сброса. В шахтных водах обнаружено 28 микроэлементов, наибольшую опасность из которых несут фтор, бериллий и цинк.

Техногенная опасность нарастает

Ученые бьют в набат, требуя от властей действенных мер, ведь в зонах потенциальной техногенной опасности проживает 3,8 млн. человек. А что же власть? Ровно два года назад, в сентябре 2002 года, на сессии облсовета народные избранники единогласно приняли обращение к Президенту Украины, Председателю Верховной Рады и Премьер-министру о необходимости принять срочные меры по преодолению критической экологической ситуации в Донецкой области. В нем предлагалось рассмотреть вопрос введения экологического коэффициента 1,37 при расчете всех показателей местных бюджетов и экологического коэффициента к зарплате, пенсиям и другим социальным выплатам; разработать при участии областных структур государственную программу экологической реабилитации региона и много других справедливых и разумных идей. В местных средствах массовой информации стали появляться статьи с кричащими заголовками "Спасем свой край!", "Предотвратим экологическую катастрофу!".

И как же отреагировал официальный Киев на обращение народных избранников от региона, создающего пятую часть ВВП Украины? Этот вопрос наша редакция адресовала Постоянной комиссии по вопросам экологии облсовета и получила официальный ответ за подписью председателя комиссии Павла Бурлакова. В нем говорится о том, что в течение последних трех лет область неоднократно обращалась в центральные органы исполнительной власти с предложением: усовершенствовать формульные расчеты объемов расходов местных бюджетов, которые учитываются при определении межбюджетных трансфертов. В частности, по охране здоровья предлагалось применение дополнительного интегрированного экологического коэффициента, который бы учитывал уровень заболеваемости населения области в зависимости от загрязнения окружающей природной среды.

По поручению Верховной Рады и Кабмина Министерством здравоохранения и Министерством экологии и природных ресурсов ведется работа по данному вопросу... До конца 2004 года должны быть выполнены работы по обследованию четырех областей Украины (Донецкой, Днепропетровской, Кировоградской, Ивано-Франковской) и АР Крым с целью установления мутагенного фона с помощью цитогенетического метода оценки. После получения результатов этой работы Минздрав приступит к разработке предложений по введению экологического коэффициента. Предположительно такой коэффициент может быть применен при формировании бюджета на 2006 год.

В письме отмечается также, что в соответствии с действующим законодательством в доходы местных бюджетов поступает 70 проц. сбора за загрязнение окружающей природной среды и платежи за специальное использование природных ресурсов местного значения.С целью улучшения экологического состояния региона ежегодно разрабатывается и утверждается Программа мероприятий областного фонда охраны окружающей природной среды, финансирование которой осуществляется из областного бюджета. Кроме того, с целью привлечения дополнительных средств для решения экологических проблем (восстановление нарушенных и брошенных земель, решение проблем, связанных с техногенными изменениями и т.п.) комиссией облсовета по вопросам земли и природных ресурсов в 2004 году направлены ходатайства в профильные комитеты Верховной Рады, соответствующие министерства о поддержке восстановления действия п.1 части 1 ст.31 Кодекса Украины о недрах по поводу зачисления 60 проц. платежей за пользование недрами общегосударственного назначения в бюджеты областей и содействия этому при формировании госбюджета на 2005 год, а также о восстановлении действия ч.1 и 2 ст.32 Водного кодекса Украины о зачислении 20 проц. платежей за специальное водопользование в бюджеты областей и действия ч.1 и 3 Лесного кодекса Украины о зачислении 20 проц. платежей за использование лесных ресурсов в бюджеты областей.

Так что в перспективе, быть может, даже ближайшей, местные бюджеты начнут просто пухнуть от дополнительных финансовых вливаний и соответственно, экологическая ситуация в нашем регионе станет близкой к санаторной. Пока же, как некогда афористично высказался первый украинский Президент: маємо те, що маємо!