Электронная библиотека

    Лысиков Б.А.,Розенвассер Г.Р., Шаталов В.Ф. «Строительство метрополитена и подземных сооружений на подрабатываемых территориях» - Севастополь: «Вебер», 2003. – 302 с.

    Строительство метрополитена и подземных сооружений на подрабатываемых территориях.

    В настоящее время сооружаются метрополитены в нескольких городах Украины: Киеве, Харькове, Днепропетровске, Донецке, в перспективе - строительство во Львове, Одессе, Луганске. Метрополитен в этих городах решит транспортную проблему, так как существующие виды транспорта уже не соответствуют имеющимся пассажиропотокам.

    Сооружение метро – сложный и многогранный процесс освоения подземного пространства, имеющий свои особенности в сравнении с проведением горных выработок. Особой сложностью отличается строительство метро в городе Донецке на территории Донецкого кряжа. Наличие тектонических нарушений, многообразие геологических особенностей и изменений в приделах небольших пространств – и все это на подработанных угольными шахтами территориях. Масштабного прецедента сооружения метро в подобных условиях мировая практика метростроения не дает. Тоннели метрополитенов строят в основном способами , которые можно объединить в две группы – закрытые (подземные) и открытые способы.

    Строительство Донецкого метрополитена осуществляется закрытым способом , который применяется при сооружении тоннелей глубокого и мелкого заложения. При этом все работы по строительству ведутся в подземных условиях. Для ведения проходческих работ и возведения тоннельных конструкций в подземных условиях в зависимости от горно-геологических условий и размеров тоннелей применяется бесщитовой способ, представляющий собой проходку с раскрытием полного сечения и установку крепи с помощью крепеукладчика.

    В практике отечественного подземного строительства транспортные тоннели рассматриваются как капитальные сооружения, расчитанные на длительный срок эксплуатации, не менее 100-150 лет. В течение этого периода они должны удовлетворять требованиям эксплуатационной надежности, обеспечивая безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность сооружения в целом и его составных частей, т.е. обеспечить способность сооружения выполнить заданные функции. Практика показывает, что в первые 10 лет эксплуатации тоннелей обычно никаких серьезных повреждений конструкций и эксплуатационного оборудования не возникает. Через 15-25 лет наблюдаются некоторые дефекты. По прошествии 50-70 лет отмечаются повреждения, являющиеся следствием неудачного проектирования и строительства, наростает старение материалов конструкций тоннеля, изменение в окружающем его грунте.

    В процессе эксплуатации подземные конструкции метрополитенов на отдельных участках претерпевают значительные изменения. За счет наличия уступов между блоками, неплотной забутовки или пустот за обделкой. Расчетная схема надежности для таких конструкций может быть принята в виде системы со случайными начальными погрешностями, в которой происходят временные изменения, обусловленные изменением нагрузок от расчетной схемы или старением материалов

    .