ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ

Автореферат магистерской работы по теме: "Система налогообложения недвижимости в Украине: проблемы и возможные пути их решения"

Руководитель: Митрофанова Е.И.

На главную | English

Актуальность

В настоящее время, когда можно сказать формируется вся система экономического развития Украины, нельзя обойти вниманием систему налогообложения. Ввиду того, что использование земельных ресурсов носит платный характер, возникает необходимость создания эффективной налоговой системы, которая обеспечивала бы развитие народнохозяйственного комплекса страны и соответствующим образом регулировала экономические отношения. Учитывая необходимость решения ряда проблем налоговой системы и усиления регулировочной роли государства на рынке недвижимости в Украине, возникает неотложная потребность в изменении и совершенствовании нынешней системы налогообложения недвижимости.

Проблемы, связанные с изменением системы налогообложения вообще и налогообложением недвижимости в частности, из-за своей актуальности являются предметом научного исследования в трудах многих отечественных авторов. Среди работ, посвященных разным аспектам налогообложения недвижимости, можно назвать публикации А. Алленовой, О. Гриценко, Л. Корниловой, О. Левицкого, С. Лёвочкина, И. Малого, В. Павленко, С. Терена и др. У них освещаются отдельные аспекты мирового опыта создания налога на недвижимость, перспективы внедрения его и развития рентных отношений в экономике Украины. В то же время, в литературе недостаточно раскрываются вопросы современного состояния системы налогообложения недвижимости в нашей стране, направлений ее реформирования в контексте изменений налоговой системы в целом.

Цель и задачи работы

Целью моей работы является анализ и усовершенствование системы налогообложения недвижимости. В соответствии с этой целью сформулированы основные решаемые задачи:

- изучение истории развития налоговой системы;

- анализ современной структуры налоговой системы Украины и определение места и роли налога на недвижимость;

- описание системы налогообложения недвижимости для современной Украины, основываясь на мировой практике;

- разработка структуры базы данных для налогообложения недвижимости, с помощью которой возможно решение многих проблем в этой сфере;

- реализация решения конкретной проблемы для получения практической полезности предложенной базы данных.

Обзор существующих исследований

Для более глубокого восприятия налогообложения вообще есть необходимость рассмотреть историю возникновения налогов.

История развития налогов

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды - и появляется потребность в средствах для содержания государства. В развитии налогообложения можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

Первый период - включает в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером. В этот период налоги существовали в виде бессистемных платежей, имеющих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. Обязательные платежи древнего мира были скорее квазиналогами наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие аспекты которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. Уже на ранних этапах развития Римского государства, когда налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий, граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Расчет размеров налога проводился специально избранными чиновниками. В IV-III вв. до н.э. развитие налоговой системы Древнего Рима привело к возникновению общегосударственных и местных налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый трибут. Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства становится поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Появились и косвенные налоги, например налог с оборота при торговле рабами. В совокупности все налоги империи выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора экономических отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более двухсот. Последующие налоговые системы в основном повторяли в измененном виде налоговую систему Древнего Рима. Многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых платежей и сборов сохранились до наших дней.

В конце XVII - начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становятся основным источником доходной части бюджетного устройства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.[1]

С развитием налогообложения начинает формироваться научная теория о налогах, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790 гг.). В работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства. Впоследствии, ученые, развивавшие теорию налогов, как правило, соглашались с его принципами налогообложения, которые сводятся к четырем понятиям: всеобщность, справедливость, определенность, удобность.[5]

Третий период развития налогообложения, начавший свою историю в XIX в., отличается уменьшением числа налогов. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-технических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы налогообложения. Во второй половине XIX в. многие государства пытались воплотить научные воззрения на практике. Налоговые реформы, проведенные после первой мировой войны, были полностью обоснованы научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги, и прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный подход к налоговым платежам, заняли ведущее место.[1]

Становление системы налогообложения в Украине

Процесс создания в Украине налоговой системы протекал методом проб и ошибок, что объяснялось гигантскими трудностями как объективного характера, так и субъективного. Нашему государству пришлось в 1992 году фактически заново создавать налоговую систему. Это требовало немедленных поисков источников налоговых поступлений, а распад Союза сопровождался массовым падением производства. В таких условиях украинские законодатели с самого начала обратились к введению непрямых налогов, удельный вес которых в налоговых поступлениях бюджета остается стабильно высоким.

Исполнительная власть в полной мере не смогла придерживаться равенства в налогообложении всех форм собственности и всех хозяйственных субъектов. Ясно, что когда государство удерживает на свои средства убыточные государственные предприятия, то налогов с них она не берет. Более того, чтобы содержать эти госпредприятия, государству приходиться усиливать налоговый гнет на все другие рентабельные частные и государственные предприятия. В итоге непомерное налоговое давление как на прибыль предприятий (доходы их владельцев), так и на заработную плату не дал возможности установить оптимальные пропорции между ними.

В ходе создания налоговой системы в Украине начинались и начинаются попытки к устранению этих недостатков. В первую очередь, сделанны первые шаги к разработке более реального бюджета, сокращены или прекращены все дотации убыточным предприятиям. Начато усилие к реструктуризации всего народного хозяйства, к сокращению энергоемких и материалоемких убыточных отраслей. В результате затраты бюджета на сохранение убыточного производства заметно сократились. Однако его расходная часть все еще продолжает оставаться большой, непропорциональной возможностям экономического потенциала Украины.[3]

Преследуя фискальные цели - наполнения бюджета, законодатели при создании налоговой системы пытались не упустить и регулирующую функцию налогов. Вообще, регулирующую функцию может выполнять сразу только ряд налогов, сведенных в систему, когда один налог дополняет другой. Система налогообложения в Украине построена на основе классификации, принятой в мировой практике.



В нашей стране сформировалась налоговая система, которая охватывает как юридических лиц (то есть предприятия, шахты, коммерческие организации, банки и т.п.), так и физических лиц (то есть всех взрослых жителей). Она содержит в себе также сборы в государственные целевые фонды, которые по своему экономическому содержанию близки или равнозначны налогам.

Научная новизна работы

Налог на недвижимость на данном этапе развития нашей страны является самым неопределенным. На сегодня с недвижимости в Украине взимаются ресурсные налоги (плата за землю, сборы и платежи за использование природных ресурсов) и налоги на операции с недвижимостью (государственная пошлина за удостоверение разных соглашений с недвижимостью, сборы на обязательное государственное пенсионное страхование). Их фискальная и регулирующая роль незначительна. Об этом, в частности, свидетельствует низкий уровень поступлений по ресурсным налогам. Так, за период с 1998 до 2002 года часть поступлений от сборов за специальное использование природных ресурсов (вместе с платой за землю) колебалась на уровне 4-5%, а часть платы за землю - приблизительно 3-4% от общих доходов госбюджета. Кроме того, за этот период наблюдалась тенденция к ежегодному сокращению соответствующих частей в доходах государственного бюджета. Однако в зарубежных налоговых системах развитых стран, к которым мы стремимся, поступления в госбюджет по налогам на недвижимость составляют около 10%. Это более, чем в 2 раза превышает данную величину в Украине.

Изменения в системе налогообложения недвижимости в Украине, должны предусматривать: во-первых, внедрение налога на недвижимость и налога на прирост стоимости, связанный с перепродажей недвижимости; во-вторых, увеличение рентных доходов государства и осуществления их более эффективного перераспределения; в-третьих, повышение и дифференцирование земельного налога как на уровне местных органов власти, так и на общегосударственном.

Налог на недвижимость существенно отличается от других видов налогов. Мировой опыт убеждает, что недвижимость является уникальным объектом, способным обеспечить стабильный и прогнозируемый доход. Эта уникальность обусловлена рядом ее особенностей, таких как: наглядность (наличие блага, очевидность уровня дохода, благосостояния), постоянство места расположения, длительность существования, обязательность государственной регистрации (как объекта собственности и залога).

Налог на недвижимость должен выполнять следующие функции:

1.Фискальная функция. Налог на недвижимость способен обеспечить достаточный и устойчивый уровень поступлений в местные бюджеты, поскольку именно недвижимое имущество является наиболее стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или доходами. С другой стороны, создаются условия для повышения собираемости налогов, так как недвижимость и значительно труднее скрыть от налогообложения.

2.Стимулирующая функция. Для предприятий обложению данным налогом подвергалось бы только недвижимое имущество, в то время как при существующей системе в базу налога на имущество предприятий включается и стоимость активной части основных фондов, а также товарно-материальные запасы. Это могло бы способствовать инвестициям в техническое перевооружение производства.

3.Социальная функция. Взимание большей суммы налога за более ценную и более выгодно расположенную недвижимость распределяет налоговое бремя более справедливым образом, нежели другие виды платежей, не основанные на качестве и площади или использующие неадекватные оценки стоимости.[7]

Предполагаемая практическая ценность и планируемые результаты

Недвижимость - это земля и постоянно расположенные на ней здания и сооружения. На сегодняшний день плата за землю осуществляется в соответствии с Законом Украины "О плате за землю", а налог на недвижимость в целом еще не введен. Однако, это временно и не исключено, что это произойдет в ближайшее время. Об этом свидетельствует Проект Закона Украины "О налоге на недвижимость" № 3359-1 от 26.09.2005. Необходимо отметить, что в условиях слабого развития рынка земель в Украине базой налога на недвижимость будет выступать не рыночная стоимость облагаемых объектов, а нормативная денежная оценка земли и конкретная база налога на здание, установленная органами налоговой инспекции. В этом основное отличие нашей системы налогообложения недвижимости от зарубежной, хотя в целом эта система подобна принятой в мировой практике.

Итак, отметим основные элементы системы налогообложения недвижимости для нашей страны.

1.Объекты налогообложения: земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды и здания, в том числе и незавершенное строительство.

2.Субъекты налогообложения: юридические и физические лица, которые являются собственниками или пользователями недвижимости.

3.База налогообложения:

- базой налогообложения земли является нормативная денежная оценка земельных участков;

- база налогообложения зданий рассчитывается по каждому зданию за вычетом необлагаемой площади.

4.Ставка налога:

- ставки налога на земельные участки устанавливаются нормативными правовыми актами в процентах от их нормативной денежной оценки;

- ставки налога устанавливаются в гривнах за каждый квадратный метр площади за вычетом необлагаемой площади одинаковой для разных типов зданий независимо от их назначения.

5.Льготы для физических лиц.[6]

Таким образом, налог на недвижимость представляет собой сумму налогов на землю и здания. На этом основывается дальнейшее развитие моей работы. Исходя из того, что необходимо объединить информацию о земельных участках и зданиях, расположенных на них, для определения суммарного налога на недвижимость, имеет место разработать структуру такой базы данных, которая бы содержала информацию о земельных участках и зданиях. База данных с информацией о земельных участках существует в виде АСЗК "Донбасс"-2000. А информацию по зданиям ведет Бюро технической инвентаризации (БТИ). Поэтому задачей является объединение информации о земельных участках и зданиях с целью установления налога на объект недвижимости.

Необходимо разработать такую структуру базы данных для налогообложения недвижимости, которая бы позволяла следующее:

- получить полную информацию об объекте налогообложения - недвижимости путем объединения данных о земельном участке и здании;

- рассчитать суммарный налог на объект недвижимости, используя имеющиеся данные;

- с помощью соответствующих запросов к базе данных предоставить собственнику полную информацию о его собственности, в том числе о расчете налога;

- осуществлять мониторинг уплаты налога на недвижимость, своевременно оповещая налогоплательщика о сроках и сумме налога.

Реализация решения конкретной проблемы для получения практической полезности предложенной базы данных является последним этапом магистерской работы.

Список литературы

1.Міжнародне оподаткування: Навч.пос. За ред.Ю.Г.Козака, В.М.Сліпа, К.:Центр навч.літератури, 2003.

2.Зазвонова Л.А., Фомин Ф.Ф. Налоги и налогообложение. Учеб.пос. - К.: Издательство Европейского университета, 2003.

3.Гридчина М.В., Вдовиченко Н.И., Калина А.В. Налоговая система Украины. Учеб.пос. - К.: МАУП, 2000.

4.Русакова И.Г., Кашин В.А. Налоги и налогообложение. Учеб.пос. - М.: ЮНИТИ, 2000.

5.Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. - М.: Финансы, 2003.

6.Проект Закону України про податок на нерухоме майно (нерухомість), № 3359-1 від 26.09.2005.

7.Принципы и функции налогообложения недвижимости

http://www.tax-nalog.km.ru/view/aDE4D76B6BEBB4B6D9B7DB05F141A0901.htm