ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ

Программа управления объектами недвижимости коммунальной собственности как ключевой аспект развития рынка недвижимости Украины.

Автор: Мевиус В.И. ген. директор НПК "Консул".

Источник: http://www.asnu.net/rus/events/conference/2005/Yalta/mevius.html

Назад | На главную |

Органы местного самоуправления (сельские, районные, городские и областные советы и их исполнительные органы) в настоящее время являются естественными монополистами-собственниками на рынке объектов недвижимости (далее ОН), контролирующими не менее 70% рынка.

В сферу влияния и, одновременно, проблем органов местного самоуправления помимо ОН коммунальной собственности входят ОН государственной собственности, находящиеся на балансе министерств и ведомств и подлежащие передаче в коммунальную собственность:

• жилые дома со встроенными и пристроенными помещениями;

• общежития;

• объекты, незавершенные строительством (далее ОНС);

• объекты социально-культурного назначения;

• земельные участки, находящиеся в пользовании предприятий государственной формы собственности;

• земельные участки, находящиеся в государственной собственности и подлежащие передаче в коммунальную собственность.

Органы местного самоуправления не располагают объективной информацией об ОН, находящихся в их собственности и ОН государственной собственности, подлежащих передаче в коммунальную собственность. Это вызвано тем, что большинстве населенных пунктов (за единичными исключениями в Николаеве, Бердянске) не проведена инвентаризация и юридическое формирование соответствующих ОН.

Таким образом, органы местного самоуправления, являясь монопольным собственником на рынке ОН, не обладают полной, объективной информацией о своей собственности и ее рыночной стоимости.

Последствия данной ситуации:

• большая часть рынка ОН находится в "тени" и является питательной средой для коррупции со стороны должностных лиц, обладающих "скрытой" информацией;

• сокращается оборот рынка перехода прав собственности на ОН;

• ограничивается привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации программ развития населенных пунктов, снижается эффективность использования активов органов местного самоуправления.

Причины создавшейся ситуации:

• недостаток финансовых, кадровых, интеллектуальных и технических ресурсов органов местного самоуправления;

• укоренившаяся на "местах" коррупция со стороны должностных лиц, имеющих скрытый доход в сложившейся ситуации;

• недостаточное привлечение ресурсов субъектов предпринимательской деятельности (потенциальных инвесторов) к разработке и реализации проектов на базе объектов коммунальной собственности;

• отсутствие организационного механизма взаимовыгодного сотрудничества органов местного самоуправления и предпринимательских структур.


Стратегический интерес по устранению сложившейся ситуации, сковывающей развитие рынка недвижимости Украины, имеют:

• территориальные громады и органы местного самоуправления;

• Госкомпредпринимательства;

• Кабинет министров Украины;

• общественные организации, объединяющие профессиональные структуры, работающие на рынке недвижимости (АСНУ, УОО и т.д.).


С целью обеспечения государственных и общественных интересов в данной ситуации научно-производственная компания "Консул" разработала программу управления объектами недвижимости коммунальной собственности (далее программа), который может быть использован для любого населенного пункта Украины с учетом территориальных социально-экономических особенностей.

Достижение целей программы обеспечивается за счет объединения ресурсов органов местного самоуправления (в виде объектов недвижимости и земельных участков городской коммунальной собственности) с ресурсами (финансовыми, интеллектуальными, техническими) субъектов предпринимательской деятельности для реализации совместных проектов.

На первом этапе реализации программы предлагается разработка информационно-аналитической системы учета и контроля оборота объектов недвижимости и земельных участков коммунальной собственности с проведением предварительной экспертной оценки этих объектов. Составной частью системы станет база данных ведомственных объектов недвижимости и соответствующих земельных участков, подлежащих передаче в коммунальную собственность.

На базе обобщенной аналитической информации предлагается создание инструмента формирования источников дополнительных поступлений в городской бюджет - программы управления объектами недвижимости и земельными участками коммунальной собственности.

Реализация программы на заключительном этапе обеспечит формирование благоприятных условий для разработки и реализации программ привлечения инвестиций.

Гарантируемые результаты реализации программы:

• увеличение поступлений в городской бюджет от эксплуатации объектов недвижимости коммунальной собственности в 1,5 - 3 раза;

• увеличение отчислений в государственный бюджет;

• формирование новых финансовых источников поступлений в бюджет в процессе управления застройкой городских территорий путем применения концессионного механизма строительства объектов с последующей приватизацией;

• привлечение внешних инвестиций и минимизация бюджетных расходов на благоустройство и содержание территорий и объектов недвижимости;

• завершение строительства начатых объектов недвижимости городской коммунальной собственности;

• снижение уровня коррупции в органах местного самоуправления;

• создание новых рабочих мест.



Назад |