ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ

Стратегические и политические аспекты управления собственностью.

Автор: Ольга Каганова, Валерий Тян, Чарльз Унделанд, Асель Мамбетова и др.

Источник: http://www.ui.kg/inc/compro/rus/tokmok_analysis_vol1_rus.pdf

Назад | На главную |

Роль собственника требует от города управления его имуществом. В мировой практике, управление имуществом понимается как процесс принятия и реализации решений относительно приобретения, использования и отчуждения имущества.

Однако управление имуществом в случае, когда собственником являются органы местного самоуправления, имеет целый ряд особенностей. В случае кыргызских городов, в том числе Токмока, управление коммунальной собственностью очень тесно переплетено с рядом других направлений деятельности, так что данный отчет частично касается их тоже, параллельно с вопросами управления имуществом, как оно определено выше. Эти дополнительные направления включают:

Городская управа принимает и планирует много конкретных мер по налаживанию более эффективного управления коммунальной собственностью. Вместе с тем, определенные трудности в сфере управления коммунальной собственностью связаны с отсутствием или непроработанностью общей политики и стратегии в сфере управления коммунальной собственностью. В немалой степени это связано с новизной этого аспекта для местного самоуправления.

В настоящее время, когда Токмоком уже приобретен определенный практический опыт и выявлены многие проблемы, городу было бы очень полезно перейти к следующему этапу – дать ответы на следующие базовые вопросы:

Цели управления

Четкая постановка целей управления поможет городу сформулировать и определенные подходы и принципы управления коммунальной собственностью, которые в свою очередь послужат основой для принятия конкретных управленческих решений или же для формулировки процедур, подлежащих применению в процессе управления коммунальной собственностью. Так например, в качестве одной из целей управления может быть указано поддержка в обеспечении городского населения медицинскими услугами. Вместе с тем, сфера медицинских услуг достаточно широка и варьируется от базовых медицинских услуг, обычно предоставляемых поликлиниками общего профиля, до высоко специализированных, например кардиологических операций. Очевидно, в настоящее время городской бюджет не в состоянии поддерживать весь спектр медицинских услуг и соответственно в сфере управления коммунальной собственностью требуется сформулировать более узко поставленные задачи, учитывающие определенные приоритеты в обеспечении финансово обеспеченного спектра медицинских услуг.

Таким образом, формулировка целей и принципов управления послужат основой для более целенаправленной работы в сфере управления коммунальной собственностью.
В настоящее время неопределенность целей и принципов управления собственностью ведет к отсутствию необходимого в этой сфере согласия с городским сообществом. Помимо чисто практической целесообразности формулировки целей и принципов управления большое значение имеет создание общей, разделяемой городским сообществом, основы для принятия управленческих решений и их общественного обсуждения.

Действия городских властей, таким образом, станут более понятны для населения и потенциально смогут опираться на более широкую гражданскую поддержку в своей деятельности.
В перечень основных функций местного самоуправления обычно входит:

  1. содержание объектов базовой социальной инфраструктуры (таких как учреждения образования, базового медицинского обслуживания);
  2. обеспечение функционирования инженерной инфраструктуры города (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, дороги, транспортные коммуникации, благоустройство, уличное освещение);
  3. стимулирование развития экономической активности в городе
Управление коммунальной собственностью должно строится в полном соответствии с этими общими целями местного самоуправления.

Таким образом, управление коммунальной собственностью может быть ориентировано на достижение аналогичных целей, а именно:

  1. содержание объектов социальной инфраструктуры, сохранить и эксплуатировать объекты, которые необходимы для предоставления услуг городом услуг населению;
  2. обеспечение функционирования инженерной инфраструктуры города, обеспечить содержание и эксплуатацию объектов инфраструктуры на уровне, обеспечивающем их надежное функционирование и обслуживание нужд города;
  3. стимулирование развития экономической активности в городе.

Стимулирование развития экономической активности в городе с помощью надлежащего управления коммунальной собственности достигается путем передачи в аренду или пользование тех объектов коммунальной собственности, которые в данный момент не нужны городу для обеспечения своих прямых социальных и инфраструктурных обязательств, но на которые есть спрос со стороны частных предпринимателей и фирм, а также путем предоставления земельных участков под коммерческое использование.

В дополнение к вышеуказанным целям, управление коммунальной собственностью может быть ориентированно также на достижение ряда специфических целей, а именно:

  1. Уменьшение и оптимизация затрат города на содержание объектов коммунальной собственности;
  2. Извлечение доходов города от использования коммунальной собственности

Увеличение доходов создает возможность для соответственного улучшения или расширения набора услуг, предоставляемых горожанам. Например, выручка от сдачи в аренду нежилых помещений, принадлежащих городу, может использоваться для расходов на благоустройство города, расходы по эксплуатации объектов социальной инфраструктуры, и т.д. Доходы от продажи объектов следует тратить на капитальные расходы (типа ремонта школ и других аналогичных капитальных расходов).
Управление коммунальной собственности и городские власти Токмока рассматривают возможности для активного повышения доходности от арендных объектов. Все эти и другие намерения и действия должны быть сформулированы и обоснованы как элементы долгосрочной стратегии.

Однако, извлечение доходов от коммунальной собственности, и особенно от аренды земли, необходимо осуществлять с некоторой осторожностью, с тем, чтобы не накладывать излишнее бремя на частных предпринимателей, инвесторов и конечных потребителей их товаров и услуг.

При формулировании стратегических целей управления недвижимостью следует очень четко осознавать, что управление коммунальной собственностью включает в себя гораздо более широкий круг вопросов, чем те, которыми традиционно занимались различные комбинаты коммунального хозяйства или жилконторы.

Так, управление собственностью – это не только эксплуатация и ремонт объектов, но и принятие экономически и социально обоснованных решений о распоряжении объектами. В том числе, таких решений как продажа того или иного объекта, перевод объекта в разряд источников дохода или в разряд самоокупаемых за счет пользователей. Управленческие решения также включают в себя вопросы о приобретении городом объектов, которые в настоящее время ему не принадлежат, при четком обосновании, зачем они ему нужны и каким образом это повлияет на финансовое положение города.



Назад |