Библиотека
   
 

Современные подходы к интеграции АСУ

С.А. Гребнев (БАЗ), В.И. Кузякин (НПФ "Эдмон"), О.В. Синенко (ЗАО "РТСофт")

Источник: http://www.asutp.ru/go/?id=600532&url=www.rtsoft.ru

 

 

 

Изначально интеграция систем управления различного назначения как объективный процесс эволюции автоматизированных систем управления коснулась объединения в единую экономическую информационную систему (ЭИС) практически разрозненных компонентов автоматизированных систем управления производством. Такие интегрированные системы управления получили второе название – автоматизированные системы управления производственными процессами (АСУПП). На Западе они известны как MES-системы. Основой интеграции этих систем служило единое экономическое пространство предприятия, материальной формой которого являлись результаты решения отдельных экономических, управленческих, технических и проектных задач [1]. Позже процессы интеграции коснулись компонентов АСУТП и САПР.


Уже в то время при анализе и синтезе интеграционных процессов, объективной причиной возникновения которых является эволюция информационных технологий и корпоративных сетей промышленных предприятий, возникает необходимость ещё на стадии разработки проекта получить конечные технико-экономические результаты интеграции разрозненных АСУ. Это был первый этап интеграционных процессов АСУ. Тогда для этих целей был разработан целый ряд научных подходов решения задач интеграции АСУ, практические приложения которых и поныне являются актуальными научно-техническими задачами.


Рассмотрим основные способы решения этих задач на современном этапе. Автоматизация производственных процессов в настоящее время зависит от развития рыночной макро- и микроэкономики предприятия. Кроме того, рыночные отношения превращают современное предприятие в сложную социосистему, для которой нужны новые методы управления. Современные изменения в сфере управления производственными процессами развиваются в двух направлениях: в направлении увеличения числа автоматизированных бизнес-сфер предприятия и в направлении совершенствования контроля процессов управления. Первое направление тривиально. Оно развивается как средство борьбы со вторым информационным барьером в управлении производством [2]. Вторым направлением является использование и развитие контроллинга как обособленного метода финансово-экономической деятельности руководящего состава и топ-менеджеров предприятия для принятия оперативных и стратегических решений. Не входя в подробности, отметим, что термин контроллинг (от англ. to control – управлять) принят в Германии, откуда и пришёл в Россию. В Англии и США для этих целей используется термин управленческий учёт (managerial accounting). Однако термин контроллинг является более ёмким, так как включает в себя не только учётные функции, но и все процессы управления для достижения наилучших экономических и результатов деятельности предприятий. Попутно отметим, что контроллинг может осуществляться традиционными методами и существовать в форме подсистем координации и контроля исполнения решений. Автоматизация процессов контроллинга приводит к созданию экономических информационных систем предприятия, с интеграцией всех существующих на данном предприятии автоматизированных бизнес-сфер. Это первый способ решения задачи интеграции АСУ.


Автоматизация технологических процессов для различных предприятий весьма разнообразна. Здесь нет и не может быть готовых рецептов, но есть две особенности. Полная автоматизация может быть достигнута только при создании отдельных автоматических производств, а полной автоматизации предприятия как социотехнической системы не может быть по определению.


С другой стороны, совершенствование технической оснащённости предприятий ведёт к созданию более сложного технологического оборудования, управлять которым "вручную" становится неэффективно или практически невозможно. Это побуждает создавать всё более эффективные, гибкие и надёжные АСУТП и интегрировать их в автоматизированные системы диспетчерского контроля и управления материально-энергетическими потоками предприятия [3]. Это второй способ решения задач интеграции.


Что касается автоматизации процессов проектирования, то их разнообразие столь велико, что практически для каждого предприятия, особенно для приборостроительных и машиностроительных фирм, эти процессы имеют свои особенности и требуют оригинального подхода. Общими компонентами в таких системах могут быть только процессы контроля и управления проектированием отдельных видов продукции как отдельной бизнес-сферы. Это третий способ решения задач интеграции.


Совершенно очевидно, что четвёртый способ решения задач интеграции является сочетанием любых первых двух и(или) первых трёх. Схематично всё сказанное выше можно отобразить так, как показано на рис.1.

Рис.1. Взаимосвязь технико-экономических процессов предприятия

В условиях происходящего в настоящее время перехода к автоматизации производства на основе сигнальной микрокомпьютерной техники [4] возникает возможность использования новых видов управления. Появляются методы использования критериев оценки эффективности, гибкости, надёжности производств и качества выпускаемой продукции в реальном времени.


Ещё на первом этапе интеграции систем управления выяснилось, что более универсальным базисом интеграции систем управления является не экономическое, а информационное пространство предприятия, материальной формой которого является электронный документ. В процесс интеграции автоматизированных систем управления кроме ранее рассмотренных систем включаются системы диспетчерского контроля и управления, системы диагностики и мониторинга состояния оборудования и автоматизированные системы управления качеством и жизненным циклом продукции.


Такую интеграцию в рамках всего предприятия принято называть созданием интегрированной системы управления (ИСУ) предприятия. Вариантов реализации ИСУ может быть очень много. На рис.2 в качестве примера приведён наиболее вероятный вариант структурной схемы первой очереди ИСУ Богословского алюминиевого завода (БАЗа), которая в настоящее время находится в стадии проектирования, а её ввод намечен на 2005 год.

Рис. 2. Структурная схема 1-й очереди ИСУ Богословского алюминиевого завода

Интегрированная система управления БАЗа ("АСУ-Глинозём") объединяет кроме традиционных ещё и систему автоматизации диспетчерского контроля и управления материальными потоками сырья и энергоресурсов, а также автоматизированную систему диагностики и мониторинга состояния оборудования на основе информационной диагностической сети (ИДС) завода.


Создание интегрированной системы управления производством как основы управления всем предприятием выгодно прежде всего с позиций экономики предприятия. В общем информационном пространстве автоматизированной системы управления предприятием, где циркулируют единые электронные документы, производственные взаимосвязи основных, вспомогательных и управленческих служб становятся более чёткими и устраняют дублирование. Такие взаимосвязи проще контролировать. В них несложно установить места контроля состояний финансовых, материальных и(или) энергетических потоков или места контроля событий в технологических процессах и функциональных процессах управления этими потоками. Общая схема взаимосвязи или интеграция различных производственных, технологических процессов и функциональных процессов управления ими легко может дать общую информационную картину или статус событий/состояний предприятия. Это пятый способ решения задач интеграции АСУ на современном этапе.


В заключение отметим, что создание интегрированных систем эффективного, гибкого и надёжного контроля и управления технологическими процессами, оборудованием и выпускаемой продукцией предприятий является новым этапом интеграции АСУ на основе единой информационно-измерительной сети фирмы и использования информационного Интернет-пространства. Наступает эра интегрированных систем управления, работающих по технологиям Интернет/интранет. Здесь появляется принципиально новый уровень интеграции систем управления предприятиями с системами управления фирмами поставщиков сырья и потребителей продукции.

Литература

1. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2001. 240 с. : ил.


2. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. – 552 с.


3. Леньшин В.Н., Синенко О.В. Интеграция на пути повышения эффективности предприятия. // Экономика и жизнь. – М.: 2001, 1.


4. Кузякин В.И., Лисиенко В.Г., Крюченков Ю.В. Основы теории и проектирования измерительных информационных технологий и систем. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ. 2002. 237 с. : ил.