Вернуться в библиотеку


"Сравнительный анализ систем микросотовой связи стандарта DECT"

Автор: Сенашенко Дмитрий - ведущий инженер отдела телекоммуникаций ЗАО "Фирма" АйТи" Информационные технологии

Первичный источник http://www.it.ru/branch/enccode.show_article?a_id=6&dpr=&prd=&dz=

Прошло уже 9 лет с того как стандарт для беспроводной телефонии и передачи данных был опубликован в 1992 году Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). Многие поставщики давно выпускают различное оборудование, работающее в стандарте DECT. И, как это обычно бывает, на данный момент существует достаточно много оборудования, работающего совершенно различно, и объединенного под единым названием: "Микросотовые системы стандарта DECT". В последние годы техническим специалистам поступает все больше вопросов о различиях этих систем, в связи с тем, что различия и обуславливают выбор той или иной системы, согласно предполагаемому применению. Целью написания этой статьи и является попытка предоставить возможность разобраться потенциальному клиенту в различиях, присущих различным системам стандарта DECT.

1. Технология DECT

Стандарт DECT DECT (DIGITAL ENHANCED CORDLESS TELECOMMUNICATIONS - Цифровая усовершенствованная бесшнуровая связь) предусматривает радиообмен на 10 несущих частотных каналах в безлицензионном диапазоне 1880-1900 Мгц с использованием принципов множественного доступа с временным разделением (TDMA) и временного разделения дуплекса (TDD). В каждом частотном канале имеется 12 дуплексных временных интервалов - таким образом, общее число доступных речевых каналов - 120. Выходная мощность базовой станции: 250mW, выходная мощность трубки: 10mW, пропускная полоса канала: 32Кбит/сек.

Основными чертами стандарта DECT являются следующие:

  1. цифровое качество передачи речи за счет использования канала со скоростью 32 кбит/с и кодека ADPCM G.726
  2. динамическое распределение каналов, нет необходимости планирования и распределения частотного спектра, непрерывный контроль качества связи, выбор лучшего из 120 FTDMA каналов
  3. высокую плотность телефонной нагрузки без снижения качества.
  4. аутентификация мобильных трубок при регистрации
  5. криптозащита передаваемых речи и данных

Технология DECT уже достаточно давно хорошо освоена и проверена на практике. Продукты на ее основе выпускаются многими известными производителями телекоммуникационных систем, в том числе такими компаниями, как Alcatel, Ericson, Siemens, Philips и др. Многие известные производители телекоммуникационного оборудования (например Avaya Communication и Nortel Network) используют системы DECT разработки других производителей микросотовых систем стандарта DECT в своих проектах. И хотя все системы DECT имеют общие принципы построения и применения, между ними, тем не менее, существует достаточно много отличий.

2. Классификация DECT систем по типу архитектуры

Системы DECT различаются по размерам и количеству подключаемых абонентских устройств. Основными являются три типа: Home System (домашние системы), Business System (системы уровня предприятия) и Enterprise System (системы уровня крупного предприятия).

  1. Классическая Home System состоит из одного базового блока, подключаемого обычно через обыкновенную аналоговую линию. Устанавливается обычно в частных квартирах. Доступно к подключению до 8 мобильных трубок. Обеспечивают в рамках одной базы 2 соединения между 2 трубками и 1 соединение между одной трубкой и аналоговой линией одновременно. Имеют расширенный сервис такой как автоответчик или АОН. Часто интегрируется с факсимильным аппаратом. Классический пример такой системы: Siemens Gigaset - самая известная и распространенная DECT система в России и Goodwin Lund - сделанная в России и неплохо себя зарекомендовавшая.

    Подобные системы выпускают и фирма LG и фирма Sagem, выпустившая достаточно известный сотовый телефон, поддерживающий DECT стандарт. Все эти системы объединяет одно неприятное свойство - это Home System, а значит, эти системы не поддерживают главной функции, отличающей Home System от Business System - это хандовер. Хандовер - это способность системы "передавать" мобильного абонента из базовой станции в базовую станцию. Но это не только свойство базы, но и свойство мобильной трубки - способность перейти из базы в базу при ухудшении сигнала. Прошу обратить внимание, что способность DECT трубок регистрироваться во многих системах это функция, отличная от функции хандовер. Да действительно если вы на мобильной трубке от Home System "положите трубку", а точнее разорвете соединение в зоне действия одной базы и установите соединение в зоне действия другой базы, то соединение установится. Однако это не функция хандовера. Также еще имеются иногда проблемы с тем, что производители Home System встраивают в системы свои характерные функции, например функции доступа к автоответчику или списку звонивших абонентов и т.д. Эти функции естественно также уникальны для каждого отдельно взятого производителя телекоммуникационного оборудования стандарта DECT.

  2. Стандартная Business System состоит из одного DECT контроллера (часто контроллер интегрирован в УАТС и состоит из многих плат) и достаточно большого количества базовых станций. Базовые станции подключаются к контроллеру по разным протоколам и разным линиям. Так, к примеру, компания Matra Telecom подключает свои базовые станции по ISDN-BRI. Одна такая линия обеспечивает скорость 128 Кбит/c и, поскольку в системах DECT используется кодирование ADPCM G.726 (32 Кбит/с), поддерживает четыре речевых канала. Компания DeTeWe подключает базовые станции по своему собственному протоколу, но по аналогу ISDN-BRI. К базовой станции возможно подключить до 2 таких линий, обеспечивающих в сумме 8 одновременных соединений на базу. Компания Philips разработала базы 6 и 12 канальные базы, подключающиеся к контроллеру по G.703. То есть по 2 Мбит/c. Максимальное удаление БС от контроллера определяется характеристиками интерфейса соединительной линии и может быть различным от 1.7 км до 5 км в решениях, предлагаемых разными производителями. Неодинаковы и способы электропитания базовых станций. В некоторых случаях оно подается дистанционно, а в других от отдельного источника.

  3. Основное отличие Business System от Enterprise System - это отсутствие роуминга. Роуминг - это способность системы передавать вызов в другую систему и присваивать класс обслуживания роуминговому абоненту. Обычно переход мобильного абонента из системы в систему не сопровождается необходимостью поддерживать непрерывное соединение. В стандартной ситуации разные контроллеры удалены друг от друга на значительное расстояние и переход абонента в новую систему сопровождается разрывом связи. Казалось бы абонент с мобильной трубкой стандарта DECT может быть без труда зарегистрирован в новой системе, однако возникают следующие трудности: вызовы поступающие на номер мобильного абонента первой системы должны быть перемаршрутизированны в новую систему. Однако решать эту проблему средствами АТС редко удается. Часто сама АТС не поддерживает подобных функций, а часто этот сервис стоит значительных финансовых средств и владелец систем покупку этого сервиса считает нецелесообразным. Также наиболее часто заказчики сталкиваются со следующими проблемами: Крупное предприятие установило АТС, имеющую несколько выносов, причем в настоящее время выносы АТС обычно устанавливаются с соединением с основной АТС по оптоволокну, и никаких медных кабелей в нужном направлении нет. Часто вынос по оптоволокну устанавливается на расстоянии свыше 10 км, и вынос базовой станции по медному кабелю в этом случае в принципе невозможен. И таких выносов может быть более 5. При таких схемах установка нескольких DECT контроллеров и организация между ними роуминга в принципе невозможна. Ведь каждой мобильной трубке придется прописывать свой отдельный номер в каждом DECT контроллере а потом организовывать сложную структуру поиска этой трубки в разных DECT контроллерах. Это во-первых. А во-вторых в этом случае придется прописывать класс обслуживания исходной мобильной трубки (категорию, номер, права на выход междугородние каналы связи и т.д.) всем "клонам" этой мобильной трубки во всех контроллерах и т.д. Гораздо лучше, когда сама система микросотовой связи поддерживает роуминг. То есть она умеет, когда это необходимо, по прописанным маршрутам начать отыскивать нужную трубку среди указанных контроллеров и обеспечить передачу класса обслуживания необходимой трубки нужному контроллеру. На настоящий момент подобных систем существует немного. Правильно будет отметить, что заказчиков подобных систем на мировом рынке и на российском в частности немного. Бурное развитие сотовой связи и удешевление ее тарифов сильно сдерживает активное развитие этого направления. На данный момент производители телекоммуникационного оборудования решают эту проблему средствами программного обеспечения АТС, имеющих встроенные интегрированные DECT контроллеры. Сейчас компании Avaya Communication с продуктом АТС Definity версии программного обеспечения выше 8.4 и компания Nortel Network c продуктом Meridian 1 версии программного обеспечения 25 уже решили эту проблему.

3. Классификация DECT систем по типу интеграции с опорной АТС

Типы интеграции DECT контроллеров с опорной АТС различаются по типу стыка с АТС (цифровым или аналоговым каналам), по типу интеграции (внешний контроллер или интегрированный в АТС) и по способности коммутировать вызовы.

При проектировании систему необходимо решить какой уровень сервиса и какое количество абонентских устройств должно поддерживаться микросотовой системой. Проблемы могут возникнуть следующие:

  1. Контроллеры, стыкующиеся с АТС по аналоговым линиям, обеспечивают DECT абоненту сервис аналогового аппарата. Это означает, что никаких АОНов, фамилий и прочего DECT абоненту на дисплее увидеть не дано. Но зато эта система обеспечивает такого абонента полным сервисом любого аналогового аппарата АТС, а это не так уж и мало. Это разнообразные Call Forward, Call Park, Bridging, Call Pickup и т.д. Это свой персональный класс обслуживания. Однако подобные системы слабо расширяемы и конечно роуминга не имеют. Пример: Goodwin Odense (Kirk).

  2. Контроллеры, стыкующиеся с АТС по цифровым линиям, но являющиеся по сути своей радиоудлинителями, обеспечивают DECT абоненту в случае удачной интеграции практически наилучший сервис. Такому абоненту передается на экран необходимая информация, такой абонент имеет весь сервис современной цифровой телефонной станции. У такой системы каждый абонент имеет свой класс обслуживания и т.д. Однако имеются некоторые проблемы. Такие системы недешевы и в случае покупки всей линейки оборудования у одного поставщика, да действительно, все будет превосходно работать, однако стоить это будет достаточно дорого и выгода в использовании открытой технологии, которой и является стандарт DECT теряется. Огромным плюсом подобных систем является огромная расширяемость системы. Пример: Definity Dect R2 от Avaya Communication. Эта система расширяется до 16320 DECT абонентов и причем поддерживает роуминг начиная с версии программного обеспечения 8.4. А огромным минусом является проблемность в стыке со сторонними АТС. Пример: Goodwin WLL.

  3. Внешние микросотовые системы, умеющие самостоятельно коммутировать каналы достаточно дешевы, хорошо расширяемы, достаточно мобильны, но у них имеется один колоссальный недостаток, заключающийся в том, что эта система и является отдельной системой. А значит практически максимальный сервис, которого сможет достигнуть пользователь такой системы это Basic Call (базовый вызов). То есть такому соединению будут присущи все особенности межстанционного стыка. Даже при условии использования "продвинутых" сигнализаций типа ISDN QSIG максимум сервиса, которого удастся достичь это AutoCallBack. Основные функции, использующиеся в современной АТС будут недоступны абоненту микросотовой системы DECT. Класс обслуживания на всю систему будет один. Это значит что абоненты DECT смогут получать междугородний доступ только с одной категорией и одним АОНом. Это значит что не будет возможности ограничить междугородний доступ какому нибудь одному DECT абоненту. Ограничения будут выставляться на всю систему и т.д. Примером подобной системы может служить Goodwin Spree, Business Phone Ericsson или Merkator Nortel Network. Конечно это только в том случае, если эти системы используются только как DECT контроллеры.

  4. Наилучшим решением являются встроенные в АТС контроллеры. В этом случает DECT абонент получает максимально доступный сервис, сравнимый с сервисом системных телефонов. Минусом является незначительная масштабируемость и относительная дороговизна. Плюсами является наличие роуминга. Т.к. роуминг реализуется средствами АТС и по межстанционным каналам. Яркой системой, поддерживающей все вышеописанные функции, и достаточно широко расширяемой, может служить система Meridian DECT. В этой системе каждая DECT плата, устанавливаемая в универсальный слот АТС, поддерживает установку четырех базовых станций и может поддерживать на одной плате 32 абонента. Всего таких плат в АТС можно установить 32. Итого: 1024 абонента и 128 базовых станций. Система, начиная с версии программного обеспечения 25, может поддерживать роуминг. Минусом является относительная дороговизна и отсутствие мониторинга. Впрочем, нормальный мониторинг DECT систем реализован обычно только в DECT коммутаторах.

4. Заключение

Технология DECT в настоящее время развивается весьма бурно. Однако, несмотря на 9 лет назад опубликованный стандарт DECT, все равно возникают проблемы с выбранным оборудованием. Именно поэтому так важно знать обо всех проблемных вопросах предлагаемого оборудования. На данный момент на российском рынке предлагается десятки DECT систем, причем зачастую сами поставщики не знают обо всех тонкостях предлагаемого оборудования и тем паче о вопросах стыковки с опорными АТС. А уже после инсталляции выясняется, что АОН будет единый на всю DECT систему, и сервиса Call Pickup обеспечить не удастся. А ведь поддержка сервиса это одно из основных требований современных реалий. И даже виртуально запараллелить мобильный DECT аппарат абонента к его системному аппарату на основной АТС не удастся. Поэтому подобные вопросы надо поднимать заранее и автор надеется, что данной статьей немного прояснит список вопросов, которые необходимо задавать поставщику при выборе системы.

Вернуться в библиотеку