Разработка системы менеджмента качества высшего учебного заведения
Руководитель: Момот А.И.
Автореферат
Качество человека является и
итогом, и целью политики качества образования. Данный
принцип является и одним из важнейших принципов государственной политики в
области качества высшего образования. Модель качества человека в
пространстве высшего образования слагается из двух основных составляющих,
воздействующих на все компоненты модели качества человека в Украине –
общеобразовательной, фундаментальной и профессиональной, специализированной.
Качество
высшего образования слагается из:
·
качества подготовки выпускников вузов, которое относится к категории «качества результата
высшего образования»;
·
качества государственных образовательных
стандартов, качества применяемой
нормативной базы (нормативов и норм), качества образовательных программ,
определяющих качество целеполагания в системе государственной политики в
области качества высшего образования Украины;
·
качества учебно-методической и качества
лабораторной, материально-технической базы высшего образования;
·
качества образовательных технологий (учебных технологий);
·
качества профессорско-преподавательских,
научно-исследовательских кадров
(кадрового потенциала);
·
качества содержания образования, которое в свою очередь в соответствии с принятой
формой «деления» содержания образования в государственных образовательных
стандартах для высшей школы Украины делится на качество цикла
естественно-научных дисциплин (ЕН), качество цикла
гуманитарно-социально-экономических дисциплин (ГСЭ), качество цикла
общепрофессиональных дисциплин (ОПД) и качество цикла специальных дисциплин
(СД);
·
качества воспитания;
·
качества управления (руководства)
Качество подготовки выпускников вузов (качество
подготовки специалистов) выступает результирующим показателем в «системах
качества» вузов.
Остальные «качества» определяют качественные основания
возможностей образовательных систем, обеспечивают необходимый уровень
результирующего показателя.
Особое место принадлежит качеству образовательной
программы, определяющей структуру качества содержания образовательного
процесса.
Образуется важнейшая триада основных ОУ (объектов управления)
в управлении качеством:
Рис. 1
«Качество образовательного процесса» — качество
основного процесса в вузе. «Триада» на рис.1 как комплексный ОУ в управлении
качеством обеспечивается через воздействие на «потенциалы» вуза, к главным из
которых, определяющим качество образовательного процесса, относятся: качество кадрового
потенциала» вуза, ядром которого выступает «качество профессорско-преподавательского
потенциала» вуза; «качество научно-исследовательского потенциала вуза»; «качество
учебно-методического потенциала вуза».
Образовательный процесс является основным процессом
вуза как педагогической системы. Но кроме вуза – педагогической системы, в нем
представлены: социальная система, хозяйственно-экономическая система,
научно-исследовательская система, процессы в которых, с одной стороны,
обеспечивают «качество среды» жизни обучающих и обучающихся, а, с другой
стороны, обеспечивают главный процесс вуза – образовательный.
Актуальность
В
вузах Украины внедряется система менеджмента качества. Однако, данная
практическая работа не обеспечена соответствующими научными рекомендациями.
Поэтому научные исследования в этой области очень актуальны. Обучение персонала
вузов проводится на уровне курсов, реклама которых уверенно гарантирует
подготовку сотрудников вузов в области качества, что, по мнению руководителей
таких курсов, может обеспечить внедрение систем качества в организациях
образования. Однако, практический опыт показывает, что не так все просто. И
связано это с тем, что любая организация образования является прежде всего
педагогической системой, в которой установление процессов и документирование
процедур не могут в полной мере обеспечить качества ее жизнедеятельности. Эффективность
работы высшего учебного заведения зависит от решения многих задач, значимость и
уровень сложности которых разные. Совокупность таких задач и их решение
составляют систему, обеспечивающую развитие и динамику вуза. Качество решений,
оптимальность любых видов затрат, результативность обеспечиваются учетом всех
составляющих, которые, в свою очередь, позволяют дать объективную оценку
деятельности вуза, педагогического коллектива, научной деятельности, качества
подготовки студентов. Все элементы составляют комплексность методов управления,
которые обеспечивают охват всех сторон деятельности высшего учебного заведения
по достижению эффективности.
Комплексный характер системы управления
качеством образования
Вопрос управления высшим учебным заведением и
создания в нем системы управления качеством носит комплексный характер.
Многообразие компонентов, влияющих на деятельность вуза как обучающей
организации и на качество такой деятельности, обусловливают сложность
разработки методологии и научных основ для внедрения систем, обеспечивающих
качество образования, а также неоднозначность выбора подходов к реальному
управлению учебно-воспитательным процессом в вузе и самим вузом как
организацией в рыночных условиях. Взаимодействие и связь управления высшим учебным
заведением и управления учебно-воспитательным процессом, участниками которого
являются преподаватели и студенты, а также влияние на такую деятельность как
внутренних, так и внешних связей, должны быть исходной позицией в построении
системы управления качеством в вузе. Кроме того, необходимо учитывать
педагогические закономерности развития обучающей организации. И копирование
менеджмента качества, присущего предприятиям или организациям, обеспечивающим
выпуск товаров или предоставление услуг, не связанных с образованием, является
неприемлемым для образовательных учреждений.
Цель исследования
Результатом деятельности процессов
образования и воспитания в высшем учебном заведении является формирование
всесторонне развитой личности. Сама личность, ее мировоззрение, ее стремление к
самообразованию и творческому развитию определяются постановкой цели человека и
степенью включения его в социальную жизнь общества. Без осмысления человеком
собственного места и предназначения, определения жизненных приоритетов, без
деятельности по самовоспитанию невозможна его реализация как личности.
Современное украинское общество, его экономика с приходом рынка более десяти
лет существуют в условиях менеджмента, который требует целенаправленного
воздействия на объект управления (вуз) с целью его развития и поддержания
высокого качества подготовки специалистов, прогресса и наличия соответствующей
системы для ее удержания. Отход от бюрократической системы управления высшим
учебным заведением, смена ориентира на работу с документами на содержательную
сторону учебно-воспитательного процесса, внедрение компьютерных технологий,
сокращение аппарата управления "по вертикали", переход к развитию
"горизонтального" менеджмента являются признаками "органической
организации" в современном менеджменте, отличающей ее от
"механической организации". Высшие учебные заведения, как
составляющие системы образования республики, в настоящее время укрепляют свою
социальную и педагогическую роль. Разнообразие типов высших учебных заведений,
изменение содержания высшего образования, многопрофильность и многогранность
деятельности вузов, новые технологии организации учебно-воспитательного
процесса в них, пересмотр учебных программ и методики обучения с учетом
национальных особенностей, культурной среды, влияние процессов реформирования в
образовании являются наиболее характерными чертами состояния дел в современном
вузе. Развитие научной базы, теоретического и методологического обоснования
подходов к управлению вузом, построение системы управления качеством подготовки
специалистов в них обеспечат качество обучения и качество образования. Новая
социально-экономическая ситуация и развитие рыночных взаимоотношений,
господствующих во всех сферах жизнедеятельности человека, также ставят вопрос о
необходимости преобразований в управленческой деятельности на уровне самих
образовательных организаций, входящих в целостную систему высших учебных
заведений нашей страны.
Научная новизна
Проблемы управления высшим учебным заведением
предполагают наличие в нем менеджмента на всех уровнях. Анализ педагогической
литературы последнего десятилетия показывает, что подходы, традиционные для
советской системы образования, требуют их пересмотра и отхода от традиционных
принципов и взглядов на сущность образования и управления образовательными
учреждениями. Попытки приспособления традиционных принципов к новым
потребностям общества не могут обеспечить действенности старых принципов и
методов, характерных для советской школы. Анализируя теоретические работы,
направленные на решение проблем высшего образования, можно отметить, что
"стратегия развития образования строится с учетом концепций устойчивого
развития, непрерывного образования, глобализации знаний, непрерывности процесса
реформ права»]. Стратегией устанавливаются и определяются планирование,
определение и осуществление деятельности в долговременной перспективе.
Перечень нерешенных задач и вопросов
Анализ
состояния украинского высшего образования также позволяет сделать вывод, что
существует рассогласование, разнонаправленность процессов, связанных с
реформированием и модернизацией системы высшего образования. С одной стороны,
внешние факторы, сдерживающие развитие образовательной системы, - оставшиеся в
наследие догматические принципы советской педагогики и связанные с
экономическими и социальными условиями настоящего времени, а именно снижение
государственного финансирования образования, ухудшение материально-технического
обеспечения вузов, недостаточное обеспечение библиотек вузов современными
учебниками. С другой стороны, внутренние факторы - динамичное развитие высших
учебных заведений, как самоорганизующихся открытых систем, обеспечивающих рост
их внутреннего потенциала, и как следствие этого - развитие всей системы
высшего образования Украины. Первый, сдерживающий развитие фактор не
преобладает над вторым. Именно противодействия этих факторов и доминирование
второго фактора являются залогом процессов развития в системе образования и
обеспечивают ее развитие в целом. Последнее десятилетие характеризуется развитием
педагогического менеджмента. Вопросы управления высшим учебным заведением в
современный период практически не затронуты учеными - исследователями в области
педагогики и педагогического менеджмента. В некоторой степени можно сказать,
что данное направление в настоящее время становится объектом пристального
внимания украинских ученых.
Апробации и внедрение (обзор
существующих исследований и разработок)
В зарубежных странах (США, Канада, Япония,
Великобритания и др.) появились специальные вузовские подразделения, изучающие
проблемы высшего образования и управления им. Тенденции глобализации и перехода
в современном мире от "поддерживающего образования" к
"инновационному образованию" ставят перед высшей школой ряд проблем,
связанных с обеспечением подготовки специалистов новой формации,
предоставлением индивидуальной личности возможности приобретения знаний и
методологии знаний, развитием свободной и творческой личности, что требует
перехода украинской высшей школы к обновлению управления с точки зрения
обеспечения качества образования. В вузах внедряется система менеджмента
качества именно для решения вопроса совершенствования системы управления вузами
и обеспечения эффективности их деятельности, а также для использования систем
обеспечения качества в образовании на основе стандартов качества ИСО 9000-9001
Международной организации стандартов. Компьютерные технологии являются
неотъемлемой частью работы. Компьютеры и построенные на их основе
информационные системы предоставляют инструменты для сбора, накопления,
хранения, передачи, поиска и обработки информации, помогая решать
многочисленные задачи управления учебным процессом. Объемы информации
достаточно велики, задачи сложны, причем важную роль играет фактор времени. В
настоящее время для автоматизации управления используются сети ЭВМ, что
позволяет создавать интегрированные системы, включающие согласованное
управление технологическими процессами, информационными, финансовыми,
человеческими и др. ресурсами и т. д. Сети намного повышают оперативность работы,
предоставляют для совместной эксплуатации сотрудниками общие ресурсы, исключают
многократное дублирование документов, допускают возможность коллективной работы
над общими проектами и пр.
Заключение
Таким
образом, можно отметить, что
-
развитие междисциплинарного подхода дает возможность обогатить педагогическую
теорию и педагогические методы исследования достижениями других наук;
-
выделение проблем качества подготовки специалистов в высшей школе как объект
исследований в педагогическом менеджменте способствует внедрению систем
качества в вузе, а также организации и управлению учебным процессом в условиях
изменений.
В
связи с этим важно управлять вузом, направляя усилия на сам педагогический
процесс в нем с использованием современных информационных технологий. В этом
случае организация и управление процессом обучения в вузе могут обеспечить:
-
личностный рост и социальную мобильность не только студентов, но и
преподавателей;
-
культурный рост личности, через которую распространяются идеи патриотизма,
этических норм и общественных ценностей;
-
доступность информации для развития вузовской науки и образования;
-
качественную подготовку специалистов.
Список литературы:
1. М.В. Молодов. Социальный фактор в TQM// Стандарты и качество. - 2002. №5.
2. Всеобщее управление качеством. / О.П. Гудкин, Н.Н. Горбунов, А.И. Гуров - М.: Радио и связь. - 1999. 600с.
3. Н.Ш. Никитина. Методика проектирования системы менеджмента качестава образования в вузе на основе логико-структурного подхода. // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - №2(25)
4. ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
5. ДСТУ ICO 9000-2001 Системи управління якістю.
6. О.А. Горленко Создание систем менеджмента качества в организации: ИСО 9000:2000/О.А. Горленко, В.В. Мирошников. - М.: Машиностроение 2002. - 126с.
|