ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ
Биография | Библиотека | Реферат | Ссылки | Отчет о поиске | Немного о рыбалке

Источник: Источник: Шаумян Г.А. Комплексная автоматизация производственных процессов. - М.: Машиностроение, 1989. - 543с. (с. 42 - 47)

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

      Теория производительности машин и труда позволяет количественно связывать экономические критерии: рост производительности общественного труда, сроки окупаемости и т. д. с конкретными технико-экономическими показателями работы машин — их производительностью и надежностью в работе, стоимостью и экономичностью в эксплуатации, сроками службы и сроками проектирования и т. д. Это позволяет анализировать влияние различных факторов на производительность труда и не только оценивать конкретные технические решения, но и намечать наиболее эффективные пути повышения производительности труда, а следовательно, наиболее эффективные направления технического прогресса, пути автоматизации.
      Автоматизация как основное направление технического прогресса связана с улучшением тех или иных технических характеристик, что сопровождается ростом производительности труда. Однако улучшение различных технико-экономических показателей оказывает неодинаковое влияние на производительность общественного труда. Анализ позволяет указать следующие основные пути повышения производительности труда при автоматизации производственных процессов.

      Первый путь — уменьшение затрат живого труда путем сокращения числа рабочих, непосредственно занятых в процессе производства . Это достигается благодаря изменению организации труда или улучшению средств производства и управления, когда один работающий получает возможность обслуживать одновременно несколько машин или благодаря внедрению вычислительной техники и иных современных средств выполнять работу, которую раньше выполняли при обслуживании системы машин е человек.
      Особенно большие возможности экономии живого труда появились в связи с развитием комплексной автоматизации производственных процессов, когда путем блокирования машин в автоматические линии, создания автоматических цехов и заводов один работающий получает возможность обслуживать десятки сложнейших машин. Такой путь автоматизации является одним из самых распространенных, так как позволяет использовать существующий парк машин, расширяя фронт автоматизации, а также резко сократить количество работающих в сфере управления и подготовки производства. Вместе с тем такой путь автоматизации имеет ограниченные возможности повышения производительности труда, так как при сохранении данного уровня производительности оборудования экономия живого труда имеет тенденцию к убыванию, что можно иллюстрировать следующим примером.
      Как известно, при обслуживании неавтоматизированных машин рабочий осуществляет вручную управление последовательностью обработки и выполняет все вспомогательные операции (установку и съем заготовок, зажим и разжим их в шпинделе, подвод и отвод инструментов, контроль размеров обрабатываемых изделий, а также передачу заготовок от станка к станку, уборку стружки, переключение режимов обработки и т. д.). В условиях неавтоматизированного производства рабочий обслуживает один станок. Предположим, что мы имеем участок из 100 станков, которые обслуживают 100 рабочих. При автоматизации затраты живого труда в процессе обработки уменьшаются тем больше, чем выше степень автоматизации системы машин, поэтому один рабочий получает возможность обслуживать не один, а большее количество станков.
      Автоматизация рабочего цикла машины, создание автоматов и полуавтоматов, оснащенных автоматической системой управления механизмами рабочих и холостых ходов, позволили ограничить обязанности рабочего сменой заготовок (на полуавтоматах), заправкой материала в механизмы. Это дало возможность одному рабочему обслуживать не один, а два-три станка и, следовательно, сократить количество обслуживающих рабочих и получить экономию заработной платы. Так, при обслуживании одним рабочим двух станков (z =2) экономия Д уже составит 50% заработной платы обслуживающего персонала . Таким образом, автоматизация рабочего цикла станков, которая достигается иногда простейшими средствами с минимальными затратами, позволяет сэкономить значительную часть трудовых затрат, необходимых в условиях неавтоматизированного производства. Путем дальнейших усовершенствований (оснащение полуавтоматов механизмами автоматической загрузки, контроля, улучшением системы эксплуатации и т. д.) можно достигнуть того, что один рабочий будет j обслуживать в поточной линии 4—5 станков, и экономия трудовых затрат и заработной платы увеличится еще больше; однако эта экономия не будет пропорциональна количеству станков, обслуживаемых одним рабочим. Если увеличение г в 2 раза (от 1 до 2) позволило сэкономить 50% фонда заработной платы, то теперь уже увеличение z в 2,5 раза (от 2 до 5) даст возможность сэкономить только 40%.
      Дальнейшая экономия затрат живого труда возможна только путем создания автоматических линий, т. е. автоматизацией межстаночной транспортировки заготовок и накопления заделов, созданием новых систем управления, сигнализации и блокировки, механизмов автоматического контроля и подналадки, уборки стружки и т.д. При этом, если технологические процессы останутся прежними, то и производительность машин сохранителя на достигнутом уровне, а автоматизация позволит лишь увеличивать число станков, обслуживаемых одним рабочим. Если при переходе от обслуживания одной машины к двум можно простейшими средствами сэкономить 50 % заработной платы, то при переходе от 50 к 100 станкам— только 1%.
      Между тем создание автоматических систем из 50 или 100 станков, которые обслуживаются одним рабочим, требует решения целого ряда сложнейших технических проблем с использованием всех новейших технических средств автоматизации с огромными затратами сил, средств и времени. Таким образом, с увеличением степени автоматизации системы машин технические трудности и затраты резко растут, а экономия трудовых затрат снижается. Создание автоматических линий на базе существующего поточного производства, где один рабочий и без автоматизации обслуживает 2—3 станка, малоэффективно, если эти линии опираются на существующие техпроцессы и имеют целью только сокращение числа рабочих-операторов и подсобных рабочих.
      Таким образом, автоматизация с целью многостаночного обслуживания выгодна и позволяет создавать автоматические системы машин в кратчайшие сроки лишь в тех случаях, когда не требует больших дополнительных затрат сил, средств и времени благодаря применению унифицированных средств автоматизации.

      Второй путь повышения производительности труда — сокращение затрат прошлого труда путем снижения стоимости средств производства. Этот путь требует непрерывного совершенствования технологии производства самих средств производства, стандартизации и унификации механизмов, узлов и деталей машин, обеспечивающих снижение их себестоимости. Для этого пути характерно развитие агрегатного станкостроения, поточных методов производства новых машин, а также унифицированных средств автоматизации. Важнейшей задачей является создание универсальных встраиваемых станков, пригодных как для самостоятельной эксплуатации, так и для встраивания в автоматические линии. Такие станки в большом количестве могут использоваться в автоматических линиях различного технологического назначения, что позволяет наладить их выпуск в больших масштабах, применяя поточные методы производства, создавая стабильные конструкции, надежные в эксплуатации.
      Если на первых этапах автоматизации унифицированными элементами являлись узлы и механизмы, из которых компоновались станки различного технологического назначения, то теперь элементами компоновки служат уже встраиваемые станки и унифицированные транспортные средства, что позволяет создавать автоматические линии с меньшими затратами в кратчайшие сроки. Унификация и стандартизация оборудования позволяют не только уменьшить стоимость оборудования, но и значительно сократить сроки его проектирования и освоения и тем самым повысить производительность общественного труда.
      Оценивая перспективность второго пути повышения производительности труда, следует учитывать неодинаковые реальные возможности улучшения характеристик е и а. Если новые автоматические линии, оснащенные современными средствами автоматики, позволяют сократить число обслуживающих рабочих во много раз, то сократить стоимость новой техники во столько же раз практически невозможно. Проектирование, изготовление, монтаж и отладка новых машин являются сложными процессами, каждый процент снижения заводской себестоимости новой машины является достижением. Так, по данным Московского станкостроительного завода им. Серго Орджоникидзе, применение нормализованных узлов и создание агрегатных станков из нормализованных элементов позволяет снизить стоимость станков на 30%, т. е. а = 0,7.

      Третий путь повышения производительности труда — сокращение затрат живого и прошлого труда путем повышения производительности средств производства и сокращения трудовых затрат на единицу изделия. Это достигается разработкой новых прогрессивных технологических процессов и создания высокопроизводительных средств производства.
      История техники знает немало примеров, когда уровень существующего производства исчерпывал свои возможности, и это неизбежно вызывало появление новых методов производства, новой технологии и новых высокопроизводительных средств производства. Коренная ломка старых, привычных методов производства, рождение и развитие новых прогрессивных технологических процессов и высокопроизводительных средств производства — радикальный путь повышения производительности труда.
      Если эти показатели новой техники оказываются низкими, новая техника не может быть прогрессивной. Таким образом, генеральным направлением автоматизации должна быть разработка новых, прогрессивных технологических процессов и создание таких высокопроизводительных средств производства, которые были вообще невозможны, пока человек процессами производства управлял вручную.


ДонНТУ Реферат | Библиотека | Биография | Ссылки | Отчет о поиске | Немного о рыбалке
Портал магистров ДонНТУ