Библиотека Персональная страница

Источник: Студенческая конференция

Эмблема стандартов серии ISO 9000:2000

Гулина А.В.,
магистр ДонНТУ

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ.
ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ,
НЕОБХОДИМОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

      Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

      Конкурентоспособность - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

      Конкурентоспособность товара - решающий фактор коммерческого успеха субъекта на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации и на утилизацию товара.

      Таким образом, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. [1]

      Конкурентоспособность товара (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи.

      Для оценки конкурентоспособности применяются группы факторов. При выборе наиболее значимых критериев, по которым будет проводиться анализ, необходимо учесть, что при анализе должны использоваться те же категории, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

      Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы. [2]

      Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

      Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

      Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

      Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг), т.е., конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.

      Таким образом, конкурентоспособность оценивается путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. [3]

      Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рис.1.

Схема обеспечения конкурентоспособности

      Рисунок 1. Схема обеспечения конкурентоспособности

      Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней , а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач: завоевания большей доли рынка, получения максимальной прибыли, выхода на новый уровень торговли и т.д. [4]

      В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути ее повышения:

      Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.

      Одним из шагов повышения качества продукции является внедрение системы менеджмента качества, соответствующей требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Сформулированные в них принципы и критерии качества, по сути, вобрали в себя основной опыт международного сообщества по созданию конкурентоспособного бизнеса.

      Система менеджмента качества представляет собой модель менеджмента многочисленных взаимосвязанных, взаимодействующих, динамичных видов деятельности (процессов), осуществляемых предприятием. Предназначена она для постоянного улучшения деятельности по повышению конкурентоспособности предприятия на отечественном и мировом рынках.

      Одним из наиболее действенных инструментов повышения конкурентоспособности товара за счет повышения его качества являются группы качества и конкурентоспособности, получившие широкое распространение на развитых зарубежных предприятиях.

      Группы качества и конкурентоспособности - общественные добровольные формирования рабочих, инженерно-технических, управленческих, экономических и других работников различных подразделений и служб предприятия (организации), образуемые с целью коллективного и индивидуального выявления и использования резервов обеспечения и повышения качества и конкурентоспособности продукции (услуг) в целом. Такие группы являются развитием кружков качества, а затем кружков качества и производительности, получивших известность в Японии. Создание и функционирование таких групп позволяет инициировать активизацию инновационных процессов, а всем работникам более полно использовать свой творческий потенциал и обеспечивать удовлетворенность трудовой деятельностью. Общее организационное и методическое руководство группами осуществляется менеджерами предприятия и специально создаваемым советом или научно-техническим советом предприятия. Для координации и организации обеспечения работ, как правило, определяется головное подразделение из числа действующих на предприятии (например, отдел качества, отдел организации управления, отдел технического контроля или другой подобный).

      В последнее время более широкое распространение в нашей стране получают семинары, посвященные проблемам повышения качества и конкурентоспособности продукции различного назначения. Их задача - формирование стратегических направлений и механизмов реализации государственной политики в сфере управления качеством на предприятиях всех отраслей. [1]

      На сегодняшний день в мире более полумиллиона компаний внедрили у себя системы управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов ISO, с каждым годом эта цифра увеличивается в среднем на пятьдесят тысяч. В Украине число систем сертифицированных по стандартам ISO на три порядка ниже - всего шестьсот. На многих отечественных предприятиях системы управления качеством не пересматривались по 10-15 лет, и, конечно же, не отвечают современным требованиям. Сертификация систем управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов ISO требует немалых денежных затрат, лишь немногие руководители понимают всю необходимость таких вложений и долгосрочный, перспективный эффект от них. Так, возврат (окупаемость) вложенных средств на отдельных предприятиях с более высоким качеством продукции выше в 2,7 раза, а прибыль - в 2,4 раза по сравнению с другими предприятиями. [3]

      Но вместе со стремлением к повышению качества не следует забывать о том, что превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает её, поскольку ведёт к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

      Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом, исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

      Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить - невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

      Список литературы: 1. http://www.mnogosmenka.ru 2. Ильенкова С. Д. Управление качеством: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2003. - 237 с. 3. http://www.krugosvet.ru 4. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность России: как ее повысить // Стандарты и качество/1-2004


Библиотека Персональная страница