Библиотека Персональная страница

Источник: http://iso.kstu.kz

Эмблема стандартов серии ISO 9000:2000

Падиарова И.П.,
директор ЦСМС при КарГТУ

Доклад директора ЦСМС при КарГТУ Падиаровой И.П. «Отраслевая специфика разработки и внедрения систем менеджмента качества вузов»

    Формирование в Казахстане систем менеджмента качества высшего образования должно быть направлено на достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает современным и перспективным критериям и стандартам, а также должно способствовать актуализации проблем качества образования, являющегося уникальной сферой человеческой деятельности.
    В основе решения проблем качества образования должна быть использована совокупность средств, технологий и требований стандартов семейства ИСО 9000 (в семейство ИСО 9000 входят все международные стандарты, разрабатываемые ИСО/ТК 176, в том числе имеющие обозначение 10001 – 10020 и 19011).
    Мотивация создания СМК вузов приведена в докладе ректора КарГТУ и других докладах и отражена в СТ РК 1157. «Высшее профессиональное образование. Системы менеджмента качества. Основные положения» (специалисты КарГТУ участвовали в разработке этого стандарта).
    Кроме выше указанных преимуществ, на наш взгляд, актуальность создания СМК вузов Казахстана продиктована спецификой деятельности, а именно: выпускники вузов должны участвовать в создании конкурентоспособной импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. В связи с этим каждый бакалавр, студент, магистр, аспирант, преподаватель, научный сотрудник должны знать основы менеджмента качества.
    «Индустрия менеджмента качества» требует создания системы переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов организаций всех сфер экономики. И высшая школа Казахстана должна активно участвовать в этом процессе. Правительство РК уделяет огромное внимание внедрению стандартов ИСО серии 9000. Однако по данным Госстандарта РК на 1 ноября 2003 г. только 116 организаций республики сертифицировали свои СМК. Следовательно процесс создания СМК будет интенсивно развиваться, что требует рынок и стремление Казахстана вступить в ВТО.
    Практическое участие профессорско-преподавательского состава (ППС) по созданию СМК вуза может обеспечить не только знания, но и умения в области менеджмента качества, дальнейшее их внедрение в образовательный процесс и оказание плодотворных консалтинговых услуг в различных сферах экономики.
    Если актуальность и целесообразность создания СМК вузов в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 не вызывает сомнений, так правомерным встает вопрос: «Почему так мало вузов России имеют сертифицированные СМК; а в Казахстане до настоящего времени они отсутствуют?»

Анализ информации и опыт КарГТУ в области менеджмента качества позволил выявить ряд причин низкой активности вузов по внедрению СМК:
-недостаточно стабильное финансовое положение вузов;
-малочисленные кадры в области менеджмента качества;
-консерватизм и инерционность ППС;
-попытка добиться сиюминутного успеха;
-преобладание функционального менеджмента, а не менеджмента процессов и управления систематическими изменениями.

Но на наш взгляд одной из главных причин является трудность понимания и применения требований стандарта ИСО 9001 с учетом специфических особенностей деятельности вуза, к которым относится следующее:
-нематериальный характер результатов образования;
-непрерывность образовательных процессов и потребление их результатов;
-длительность и трудоемкость учебного процесса, и его комплексность (50-60 различных учебных дисциплин);
-значительное количество специальностей;
-потребителями являются государство, работодатели, студенты
-отсутствие отраслевых требований к СМК вузов.

    В сфере образования подходы и пути решения задач, связанных с созданием и функционированием СМК по стандарту ИСО 9001 должны быть предварительно исследованы и отражены в отраслевом стандарте (или рекомендациях) на СМК организаций высшего профессионального образования, устанавливающем отраслевые требования к процессам деятельности вузов в области качества.
    Для ряда отраслей проблемы построения СМК очень специфичны и в связи с этим разработаны и применяются во многих странах отраслевые национальные, региональные и международные стандарты на СМК в основе которых используются требования ИСО 9001:2000 и устанавливаются специальные отраслевые требования (ИСО/ТУ 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части», ИСО 15189:2003 «Медицинские лаборатории. Специальные требования к качеству и компетентности», TL 9000 «Требования к системам качества в телекоммуникационном секторе» и др.).

Необходимо отметить, что подход к разработке отраслевого стандарта на СМК должен основываться на следующем принципе стандартизации:
-такой стандарт не должен отменять, изменять или интерпретировать требования ИСО 9001, а содержащиеся в нем специальные отраслевые требования не должны противоречить требованиям ИСО 9001 и должны являться общими для всей отрасли.

    Такими требованиями, по нашему мнению, должны быть регламентирующие нормы и правила, устанавливаемые МОН РК, которые необходимо систематизировать и актуализировать.
    Любая деятельность, а также система должна строиться на определенных принципах. Принципы менеджмента качества, установленные в СТ РК ИСО 9000 являются базовыми для функционирования результативных и эффективных СМК, а также должны применяться с целью постоянного улучшения деятельности организации.
    Применение каждого из восьми принципов включает определенные действия, которые рекомендуются в СТ РК 1157, а также в этом стандарте дана систематизация требований СМК по реализации этих принципов. Эта информация должна стать основой при разработке СМК и применяется при внутренних и внешних (например, сертификационных) аудитах СМК.
    Как известно, основополагающим принципом ТQМ, нашедшим отражение в стандартах ИСО серии 9000:2000, является ориентация на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон.
    Именно в расчете на потребителя организация должна устанавливать цели своей деятельности и задачи по их достижению. Поэтому, приступая к созданию СМК вуза, необходимо в первую очередь определить, на выполнение чьих запросов она будет ориентирована. И это обусловливает первую и существенную сложность создания СМК в вузе по следующим причинам.
    В повышении качества образования заинтересованы государство, общество, работодатели, студенты и их родители.
    В настоящее время большинство вузов при организации своей деятельности ориентированы в основном на выполнение требований государства, отраженных в государственных общеобязательных стандартах образования, и показателях государственной аттестации и аккредитации вузов. То и другое можно рассматривать как регламентирующие нормативные требования к образовательной услуге, необходимость выполнения которых является условием существования вузов с бюджетным финансированием.
    В наибольшей мере потребителями выпускников вузов являются работодатели, поскольку именно в сфере реальной экономики в полной мере может проявиться результат образовательной услуги, выраженный в знаниях и умениях выпускника.
    Поэтому очевидно, что, сотрудничая с потенциальными работодателями, вузы должны определять, какие характеристики выпускников для них наиболее значимы. Вместе с тем сейчас не все работодатели в состоянии объективно и квалифицированно формулировать собственные требования к выпускникам. Поэтому маркетинг на рынке потенциальных работодателей должен быть активным, т.е. не только изучающим, но и формирующим спрос на будущих выпускников. В результате будет получен ряд пожеланий (требований) предприятий.
    В определенном смысле потребителями можно считать и студентов как непосредственные объекты получения образовательных услуг. Исходя из этого, некоторые вузы для оценки качества образования проводят анкетирование студентов.
    Кроме внешних потребителей в повышении качества образования и создании собственной системы менеджмента качества заинтересован и сам вуз, так как от решения этих проблем зависит его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. При этом внутренние требования работников вуза касаются различных сторон его работы, влияющих на результаты оказываемых услуг (масштабы финансирования и самофинансирования по различным каналам, размеры и состояние аудиторного фонда, размеры и структура заработной платы по должностным группам преподавателей и др.).
    В результате изучения ожиданий всех групп потребителей можно сформулировать перечень требований к качеству образовательной услуги. При этом не исключено, что некоторые требования государства, работодателей, студентов и самого вуза будут взаимоисключающими. Однако очевидно, что в условиях ограниченного финансирования вузы не в состоянии обеспечить выполнение всех требований и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон. В связи с этим на начальном этапе создания СМК вузам необходимо выбрать приоритетные направления, которые можно развивать и получать ощутимые результаты при имеющихся ресурсах. Выбору этих направлений могут помочь инструменты инжиниринга качества. После обработки полученных данных станет очевидной очередность выполнения требований различных потребителей с учетом их важности и имеющихся возможностей вуза.
    К отраслевым особенностям относятся так называемые в СТ РК ИСО 9001 «Процессы закупок», т.е. для деятельности вуза – процесс отбора абитуриентов. В рамках реализации отраслевых требований – это комплексное тестирование, государственный заказ и установление нижнего предела проходного балла сертификата абитуриента для обучения на платной основе.
    В качестве требований самого вуза может быть увеличен нижний проходной балл сертификата абитуриента на платной основе для конкретных специальностей вуза.
    Также к отраслевым требованиям относятся требования к инфраструктуре и производственной среде. По инициативе МОН РК творческим коллективом разработан, а ГОССТАНДАРТОМ утвержден и введен в действие СТ РК 1158:2002 «Образование высшее профессиональное. Материально-техническая база организаций образования», требования которого обязательны для применения вузами, независимо от их статуса и форм собственности. При создании СМК, вуз применяет отраслевые требования к обеспечению инфраструктуры и производственной среды, а требования по поддержанию в рабочем состоянии инфраструктуры устанавливает сам вуз.
    В рамках разработки отраслевого стандарта на СМК вузов должны быть определены основные критерии и требования, необходимые для управления процессами. К таким критериям и требованиям, на наш взгляд, должны относиться: компетентность персонала; контролирование и измерение качества знаний студентов и выпускников; управление контрольно-измерительными материалами, которые должны осуществляться на соответствующих стадиях образовательного процесса.
    С этой точки зрения требования разрабатываемой Национальной системы оценки качества образования (НСОКО), проведение контроля знаний студентов после 2-го курса, аттестация ППС могут являться регламентирующими отраслевыми требованиями, что согласуется с требованиями СТ РК ИСО 9001.

Создание и внедрение отраслевого стандарта на СМК вузов позволит:
-значительно сократить ресурсы на внедрение СМК (временные и финансовые);
-обеспечить вуз необходимой информацией;
-упорядочить процессы проектирования и разработки документации СМК.

    Особо следует отметить, что требования отраслевого стандарта будут являться критериями аудитов (как внутренних, так и сертификационных).
    Учитывая ярко выраженную отраслевую специфику, актуальной становится задача создания отраслевой системы сертификации (отраслевого органа по сертификации) СМК организаций ВПО.
    Конечно, найдутся оппоненты, которые выдвинут аргументы, что образование носит творческий характер и излишняя стандартизация неуместна, а также, что регламентирующие требования будут препятствовать рыночным отношениям в сфере образовательных услуг. Ответом на такие аргументы может служить следующее.
    Во-первых, образование в Казахстане – это в значительной степени регулируемая государством деятельность.
    Во-вторых, существующие отраслевые стандарты в различных сферах деятельности, применяются в странах с рыночной экономикой и эти стандарты устанавливают, например, требования к качеству поставляемых материалов; верхний и нижний уровни отраслевых требований к качеству процессов и продукции; приводятся паспорта показателей качества, их характеристики и т.д.
    В-третьих, стандартизация в рамках СМК вузов будет способствовать типизации и унификации документации, даст возможность применения автоматизированных систем управления документацией с использованием локальной сети. А творческий характер ППС должен применять в использовании инновационных технологий и методов обучения, в содержании разрабатываемой учебно-методической литературы и т.д. Их персональная компетентность имеет важное значение для полуния требуемых результатов.
    Процесс функционирования вуза многоаспектен. Он может быть представлен в виде совокупности взаимосвязанных процессов, необходимых для достижения Политики и целей в области качества
   Если организация имеет кроме указанных процессов свои процессы, которые влияют на результативность и эффективность СМК и результаты деятельности вуза, то она имеет право включить такие процессы и установить к ним требования, распространяющиеся только на СМК данного вуза.
    Особенностью являются процессы жизненного цикла образовательных услуг.
    Макропроцесс жизненного цикла образовательных услуг делится на сеть процессов: планирование учебных процессов; процессы, связанные с потребителями (определение и анализ требований всех потребителей и т.д.); проектирование и разработка образовательных услуг; отбор абитуриентов; учебные процессы и их обслуживание (учебно-организационные, учебно-методические, учебные, процесс распределения выпускников, идентификация и прослеживаемость); управление контрольно-измерительными материалами.
    Каждый из процессов состоит из ряда субпроцессов первого уровня. Например, процесс отбора абитуриентов может состоять из следующих субпроцессов первого уровня: профориентационная деятельность; организация работы по приему; проведение централизованного тестирования; принятие документов от абитуриентов; зачисление студентов.
    Учебный субпроцесс может быть представлен типовыми операциями – лекции, зачеты, экзамены, семинары и т.д. т.е. типовыми модулями. Эти модули будут различаться в зависимости от специальности и от курса обучения, иметь определенную базовую универсальную основу и специальную (специфическую) часть.
    Все процессы вуза должны реализовывать цикл Деминга-Шухарта.
    Необходимо отметить, что представленная в докладе графическая интерпретация карты и схемы взаимосвязи процессов СМК, а также структура цикла Деминга-Шухарта носит рекомендательный характер и каждый вуз вправе выполнить их уникально, но с учетом требований стандарта ИСО 9001.
    СМК вуза в первую очередь является инструментом для эффективного руководства всеми процессами деятельности, влияющими на качество.
    СМК любой организации – это результат творческой работы всего коллектива под руководством ректората. СМК уникальна, т.к. характерна только для данной организации и отражает ее уровень развития, а ректор вуза берет на себя полную ответственность за достижение политики и целей в области качества и обеспечение необходимыми ресурсами.
    В докладе затронута только часть отраслевой специфики внедрения СМК в вузах, но очевидно, что для успешной реализации этих проблем необходимы совместные действия структур МОН РК, вузов и всех заинтересованных сторон.

Предложения по созданию систем менеджмента качества вузов
    Анализ существующего опыта свидетельствует, что эволюция решения проблем в области качества образования заключается в переходе от разрозненных процедур контроля результатов образовательной деятельности к системам менеджмента качества, комплексно охватывающим все этапы жизненного цикла образовательной услуги и все виды деятельности вуза, влияющие на качество. Проблемы интеграции и синтеза процедур планирования, управления, обеспечения и улучшения качества результатов образования и образовательных процессов в составе отраслевой системы менеджмента качества являются одной из актуальных задач системы образования. Ввод в действие международных стандартов семейства ИСО 9000, широкое развитие процедур лицензирования, аттестации и аккредитации организаций высшего профессионального образования должен стимулировать в Казахстане развитие работ в области разработки и внедрения систем менеджмента качества.

Для построения системы менеджмента качества вуза необходимо:
1)разработка механизма реализации МС ИСО серии 9000:2000 на базе учета специфики образовательного процесса и функционирования вуза;
2)применение процессного подхода, основанного на общей теории систем и предусматривающего системное управление с обязательными обратными связями и циклами Деминга-Шухарта (планируй – выполняй – проверяй – действуй);
3)модульный принцип формирования процессов системы менеджмента качества;
4)максимальный учет научно-методического задела, которым располагает вуз, а также разработок в сферах, регулируемых государством.

    Учитывая значимость проблемы менеджмента качества как для обеспечения конкурентоспособности высшей школы Казахстана, так и для развития экономики Республики Казахстан предлагается:
-разработать отраслевой стандарт «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2000 в организациях высшего профессионального образования»;
-осуществить гармонизацию и актуализацию имеющейся нормативно-правовой базы в области образования с международными нормами и правилами;
-организовать головной методический консалтинговый центр по разработке, внедрению и функционированию систем менеджмента качества в организациях ВПО, созданию методической базы и осуществлению подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров по качеству организаций ВПО;
-организовать пилотные центры на базах наиболее подготовленных вузов по разработке и внедрению СМК организаций ВПО;
-создать отраслевой сертификационный центр совместно с ведущими зарубежными органами по сертификации, осуществляющий сертификационную деятельность и методическую деятельность в области сертификации.


Библиотека Персональная страница