На главную | ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ

Составитель - Дзейкова Лилиана Валериевна

"Мой Крым - поэзия моя"

   Мой крым - поэзия моя
  1. Севастополь
  2. Херсонес
  3. Бахчисарай и Чуфут-Кале
  4. Мраморная пещера
  5. Судакская цитадель
  6. Феодосия
  7. Массандровский дворец
   Карта Украины

Каждый человек любит путешествовать. К сожалению, мои поездки ограничились Украиной и Кавказом (и то в самом раннем младенчестве). На мой взгляд, самыми достопримечательными на Украине являются Крым и Киев.
     Мне очень нравится путешествовать по Крыму. Это практически неисчерпаемый источник прекрасной природы, интересных исторических мест и замечательного отдыха.

Поэтому для индивидуального задания я выбрала самые любимые фотографии, чтобы представить вам достопримечательные места Донецка, Киева, Славяногорска и Крыма.


|
ENG |

Севастополь

Город-герой Севастополь в 2003 году отметил славную дату - 220 лет со дня основания. "Севастополь" в переводе с греческого означает "город славы", "достойный поклонения". В соответствии с Указом Екатерины II от 13 августа 1783 года Севастополь стал военно-морской базой Российского государства. Он всегда был точкой пересечения стратегических военных интересов России, Турции и Запада. Беспримерное мужество защитников Севастополя, оборонявших город в Крымскую и вторую мировую войну, снискало ему немеркнущую мировую славу. Насыщенная событиями история города живет в его памятниках, названиях площадей, улиц, набережных...

Графская пристань.
Это парадный причал, своеобразная эмблема города, архитектурный памятник. Сооружена она вместе с первыми постройками Севастополя. В начале это был обычный шлюпочный причал. В 1787 г. к приезду Екатерины II, построена широкая каменная лестница и пристань. Она была названа Екатерининской. Название это, однако, не прижилось, как и им. III Интернационала, (так называлась пристань до войны), а утвердилось другое Графская. Связано оно с именем графа Войновича, командовавшего Черноморским флотом в 40-х годах XIX-го столетия, точнее с его титулом. Настоящий вид пристань приобрела лишь в 1846 г. В нишах портика были установлены четыре мраморные статуи (сохранились две), а внизу, перед лестницей два мраморных льва. Работы выполнены итальянским скульптором Фердинандо Пелличио.

Памятник Адмиралу П.С. Нахимову.
В центре площади им. Адмирала Нахимова возвышаются одноименный памятник. Авторы памятника известный скульптор Н.В.Томский и архитектор А.В.Арифьев. Открыт в 1959 г. Это второй памятник знаменитому флотоводцу. Первый, установленный на этом же месте в 1898 г., спустя 30 лет в 1928 г., был снесен как монумент, воздвигнутый "царскому адмиралу", и на его постаменте воздвигнут памятник Ленину, который в свою очередь, разрушен гитлеровцами во время оккупации.

Собор св. Владимира - усыпальница прославленных адмиралов М.Лазарева, В.Корнилова, В.Истомина, П.Нахимова.
Находится на центральном городском холме. Заложен в 1854 г. накануне Крымской войны, в ходе которой превратился в памятник героям первой обороны. В нижней церкви собора похоронены адмиралы Корнилов, Истомин, Нахимов, погибшие на севастопольских бастионах. После войны строительство собора возобновилось, освящение его состоялось в 1888 г. До 1920 г. в храме были похоронены еще 9 высших морских офицеров Российского флота. В 1932 г. собор закрыли и разместили в нем мастерские, склады. В годы II Мировой войны храм получил большие повреждения. С 1965 г. ведутся реставрационно-восстановительные работы, в 1991 г. возобновлено богослужение. Морской собор-памятник продолжает жить и служить людям.

Исторический бульвар. Панорама
В центральной части Исторического бульвара возвышается здание панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." - уникального произведения батальной живописи. На полотне панорамы Франца Рубо запечатлено сражение, происходившее 6 (18) июня 1855 г., когда противник, подвергнув город жестокой бомбардировке вслед за этим предпринял общий штурм бастионов, но защитники Севастополя выстояли.

Вид на центральную часть города со стороны Артиллерийской бухты.
Центр города омывается водами нескольких бухт, а всего их в пределах Севастопольского региона более 30. Бухты придают городу неповторимый и своеобразный колорит. На правом берегу Артиллерийской бухты -Приморский бульвар, знаменитый севастопольский аквариум, Дворец детства и юношества...

На оглавление

Херсонес

|
ENG |

Херсонес Таврический один из замечательных исторических памятников в нашей стране. Многолетние раскопки открыли миру древний город, который в течение двух тысячелетий с V в. до н. э. до XV в. н. э. был крупным экономическим, культурным и политическим центром Северного Причерноморья. Его многовековая история постоянно переплеталась с историей племен и народов, населявших юг современной Украины, тавров, скифов, сарматов и других, историей древнегреческих государств и Римской империи, а позднее Византии.
С IX в. Херсонес был тесно связан с Киевской Русью. В 1223 г. в Крыму впервые появляются татары хана Батыя. а Южный берег Крыма подвергся нападению турок-сельджуков. Это самым катастрофическим образом отразилось на жизни Херсонеса. В конце XIII в. Херсонес захватили войска зологоордынского военачальника Ногая, а в середине XIV в. контроль над городом установили генуэзцы, которые давно имели военно-стратегические и торговые интересы в Крыму. Херсониты старались выжить в сложившихся условиях, но в 1399 г. гагары вновь разорили город. После пого разгрома отдельные юродские районы еще продолжали существование, но около середины XV в. и они окончательно были покинуты жителями

Новая жизнь Херсонеса-Херсона-Корсуня началась в 1827 г.. когда были предприняты первые археологические раскопки которые с перерывами продолжаются вплоть до настоящего времени. Именно благодаря самоотверженному труду нескольких поколений отечественных археологов и историков, можно познакомиться с историей и культурой того уникальною центра человеческой цивилизации, который в прошлом веке образно называли Русской Троей.
Вид на туманный колокол.
Над обрывом на берегу моря между двух массивных каменных пилонов, висит медный колокол. По ободу колокола идет не отчетливо сохранившаяся надпись, которая гласит: "Сей колокол вылит ... святого Николая Чудотворца из турецкой артиллерии весом 351 пуд 1778 года месяца августа ...". К началу крымской войны 1854-1856 г.г. он находился в Севастополе. Туманный колокол в числе 13-ти колоколов севастопольских церквей был вывезен в качестве трофея во Францию. В 1913 году трофей французов, наконец, прибыл обратно в Севастополь. Вплоть до начала 1960- х годов в условиях плохой видимости, в туман он предупреждал корабли о близости прибрежных мелей и скал.

Владимирский собор ( вторая половина XX в.).
Собор был построен на руинах средневековой церкви. Это храм памятник, посвященный крещению Великого Князя Владимира в Херсонесе. Его строительство было приурочено к 900-й годовщине крещения Руси. Автором проекта Владимирского Собора был академик Д.И. Гримм. 23 августа 1861 года император Александр II и императрица Мария Александровна заложили первый камень новою собора. Через 30 лет собор высотой 26 метров был воздвигнут на главной площади древнего Херсонеса. Храм имел 2 этажа и 5 пределов. В 1924 году храм был закрыт, а во время Великой Отечественной Войны разрушен. Божественные службы проводятся с 1992 года. Сейчас храм восстановлен.

Терракотовая статуэтка актера в трагической маске (IV-III в.в. до н.э.). Руины античного театра (III в. до н.э.) и христианского храма (VI в. н.э.)
Херсонесский античный театр построен в III веке до н.э. Ряды скамей построены на крутом склоне балки. До этого по краю балки проходила древняя оборонительная стена Херсонеса. Театральные представления обычно длились с утра до вечера, и, иногда, по несколько дней. Ряды скамей с двух сторон охватывают площадку, где размещался хор. Рядом с краем площадки высился общественный каменный жертвенник, на котором во время представлений, празднеств возжигали благовонную смесь фимиам из листьев лавры, корицы, шишек пиний, различных смол. Театр мог разместить до трех тысяч зрителей (треть населения города). На сцене давали представления актеры, музыканты, поэты, читал свои произведения херсонесский историк Сириек, сын Гераклида. Во II- III веке площадка для театрального хора была переоборудована в арену для боев гладиаторов. После IV века н. э., когда победившее христианство отвергло языческие игрища, связанные с их проведением постройки разбирали. Так в VI веке на территории театра был построен храм (так называемый храм с ковчегом). При раскопках под престолом был найден серебряный реликвий с завернутыми в шелк мощами неизвестного святого. Мощи были переданы во Владимирский собор. Серебряный реликвий, имеющий форму ковчега, был изготовлен в VI веке в Константинополе. "Храм с ковчегом" - разрушен при пожаре в XIH-XIV в.в. во время набега хана Эдигея.

На оглавление

Бахчисарай и Чуфут-Кале

|
ENG |

Независимое Крымское ханство оформилось в первой половине XV века с возведением на престол потомка чингизидов Хаджи-Герай-хана. за красоту прозванною в пароле мелеком. или антитом. Согласно местным легендам, приставку "Герай", или "Гирей", основатель Крымскою ханства добавил к собственному имени в знак особой благодарности к своему воспитателю, которою звали Герай. Вначале административным центром ханства был Солхат (ныне Старый Крым), но уже вскоре Хаджи-Герай переносит свою ставку в хорошо укрепленную крепость Кырк-Ер (Кырк-Ор), ныне именуемую Чуфут-Кале. В самой крепости и у ее подножия в это время возводятся летний и зимний дворцы, монетный двор, мечеть, медресе (духовное училище)... Дворец первою крымскою хана Ашлама-Сарай существовал еще в 1704г.. в наше время or нею не осталось и камня.

Чуфут - Кале - каменный город
Успенский монастырь Мавзолей Джанике-Ханым. Караимские кенасы Долина Сфинксов. Ворота Биюк-Калу

Преемниками Хаджи-Герая в начале XVI века, в период установки на полуострове относительной политической стабильности, строится новый ханский дворец - главная достопримечательность и сердце будущею Бахчнсарая. Неотъемлемой частью дворцового комплекса являлись богагые сады, давшие имя городу. Разумеется, ханский дворец совсем не отвечает европейскому представлению о монументальности и упорядоченности "средневековых замков". Это скорее свободный комплекс легких построек в стиле "азиатскою барокко", как метко подметил академик Паллас. с использованием -элементов рококо и классического османского стиля, не в архитектуре органично сочетаются ранюобразные восточные и европейские мотивы, где не доминирует стремление подчеркнуть величие власти, а напротив, на всем лежит печать лёгкости и интимности.
При посещении ханского дворца следует учитывать, что его сегодняшний вид далек от того, каким он был в средневековье. В 1736 году дворец был сожжен при походе в Крым фельдмаршала Миниха. В 1784-1787г.г. Хан-Сарай перестраивался и обустраивался к приезду Екатерины II. Перестройки, искажавшие его облик, проводились и позднее - в 1818, 1823, 1837, 1857, 1861 годах. Но если в части архитектуры отдельные летали и фрагменты еще дошли до нас, то от былого блеска и великолепия внутреннего убранства практически ничего не сохранилось, поскольку дворец подвергался неоднократному разграблению в период упадка Крымского ханства в конце XVIII века. А последний крымский хан Шагин-Герай и вовсе вывез в Турцию все ценное из имущества дворца.
Осматривая ханский дворец, необходимо иметь в виду и своеобразные принципы и традиции мусульманского искусства. Например, живопись и скульптура здесь не получили широкого развития вследствие порицания мусульманами изображения людей и животных. Зато орнаментика (в особенности растительный орнамент) и мотивы райского сада в архитектуре доведены до совершенства. К тому же ханский дворец - типичный пример "скрытой архитектуры", где внешняя невыразительность контрастирует с внутренним великолепием, усиливая восприятие прекрасного...
В 1961-1964 годах Киевскими республиканскими научно-реставрационными мастерскими была проведена научная реставрация дворца, в результате которой восстановлен ряд архитектурных деталей и росписей Хан-Сарая, что позволяет лучше понять, каким же быт на самом деле пот шедевр средневековья.

 

Бахчисарайский дворец
Большая мечеть Хан-Джами Бани. Фрагменты дворцовых видов Гарем
Портал Алевиза. Соколиная башня. Фонтаны ханского двора Малая дворцовая мечеть. Летняя беседка.
На оглавление

Мраморная пещера

|
ENG |

Пещера Мраморная находится на плато горного массива Чатырдаг. Видимый с самых различных точек и расстояний, живописный силуэт этой горы является символом Крыма.

Плато Чатырдага испещрено многочисленными карстовыми полостями, что придает его рельефу облик "лунного". Здесь заповедано более 160 карстовых пещер, шахт, колодцев. Среди них особенно интересна открытая в 1987 году пещера Мраморная. Вход в нее находится на высоте 920 м над уровнем моря. Заложена она в блоке верхнеюрских известняков и состоит из трех частей: Главной галереи, Нижней и бокового "Тигрового хода". Огромных размеров галереи натеками расчленяются на отдельные залы. Протяженность разведанных ходов - 2050 м, глубина - 60 м. Длина оборудованных экскурсионных маршрутов более 1 км.

Уникальность Мраморной пещеры принесла ей мировую известность. По оценке известнейших спелеологов, она входит в пятерку самых красивых оборудованных пещер планеты. Одна из самых посещаемых пещер Европы Мраморная в 1992 году была принята в Международную ассоциацию оборудованных пещер (г. Генга, Италия).

В спелеокомплекс "Мраморная пещера" входят оборудованная для посещения великолепная пещера Эмине-Баир-Хосар и необорудованные легендарные пещеры Тысячеголовая, Холодная, Трехглазка. Все они расположены в 15 мин. ходьбы от автобусной стоянки.

Пещера Мраморная встречает гостей Галереей сказок, в которую они попадают через искусственный 10-метровыи туннель. Ширина галереи - 20 м. Она богато украшена сталактитами, сталагмитами, натечными драпировками. Прекрасно освещенный маршрут ведет в глубь пещеры. Экскурсионная дорожка огибает причудливые изваяния сталагмитов, своими очертаниями поразительно напоминающие сказочных героев. Свет вырывает из тьмы Слоненка и Мамонта, голову Хозяина пещеры. Деда Мороза, Царевну-лягушку... Трудно поверить, что эти фигуры созданы в течение миллионов лет каплями воды, а не руками талантливого скульптора.

В галерее Тигровый ход свод пещеры опускается, и здесь хорошо видны колоко-лообразные углубления, промытые напорными водами и украшенные впоследствии сталактитами. Сюда ведет удобный туннель в монолитной породе, проложенный на месте обнаруженного узкого сифонного канала. Живописные натечные колонны разделяют галерею на отдельные залы. На дне видны небольшие ванночки с водой. Восхитительны натечные занавески, каменные водопады, каскады гуровых озер, "пещерный жемчуг", уникальная ниша "геликтитовых цветов". С экскурсионной дорожки можно увидеть дно колодца, где на глубине 6 м были найдены кости пещерного медведя.

Таинственным мраком покрыт зал Перестройки. Но темнота отступает в лучах прожекторов, и тогда поражают его размеры. Это один из крупнейших оборудованных залов мира: площадь его 4 тыс. кв.м, высота более 20 м. Огромные каменные глыбы покрывают дно. Восточная стена зала на высоту 6 - 8 м выстлана белоснежным кораллитовым ковром каменных цветов, его протяженность около 40 м. Уникален 7-метровый сталагмит, лежащий на боку и носящий название "Упавшая башня". А рядом с гигантом -изящные хрупкие кружева - гуровые озерца, на дне которых находят так называемый "пещерный жемчуг".

Замечательный вид открывается с гребня одной из самых больших в Европе кальцитовых плотин (ширина основания 56 м). В центре Дворцого зала, часть которого видна с плотины, находятся грандиозные натечные колонны "Король" и "Королева" со "свитой" - сталагмитами различных форм. Гуровые озера следуют до Глиняного зала. Натеков в нем немного, но каждый -неповторим. Здесь и заканчивается Главная галерея. Нижняя галерея является геолого-минералогическим заповедником. Узкий ход переходит в 12-метровый колодец, ведущий в зал Роз - хаос каменных глыб, покрытых сверкающими кораллитами и сталагмитами. За ним — абсолютная гармония зала Надежд, затем Балконный. Люстро-вый. Обвальный и Русловый залы, залы Шоколадка и Геликтитовый. Здесь ходы разбегаются в разные стороны. Дальше пути пока нет. Но остановятся ли на этом крымские спелеологи?

На оглавление

Судакская цитадель

Драматическая судьба города, удобно расположенного на скалистом юго-восточном побережье Крыма, отразилась в его названии. Эллины нарекли его Сугдея, русские — Сурож, генуэзцы — Солдайя, а восточные географы — современным именем Судак. Один из самых древних городов полуострова бережно хранил свою историю и ныне известен как заповедник Судакская крепость. Вместе с портовой частью древнего города его территория составляет около 30 гектаров. Общая длина стен превышает 800 метров.

Воздвигнутая в IV-VI веках твердыня представляет собой уникальный памятник средневекового Крыма, не имеющий аналогов по сохранности и соответствию типичной архитектуре того времени. Выстроенные в разное время части крепости отражают этапы развития мирового зодчества. Стены и башни наглядно представляют образцы средневекового оборонного строительства. По словам писателя С. Елпатьевского, «от крепости нельзя уйти, и к ней тянет всех приезжающих в Судак».

Основание города относится к 212 году, но первые обитатели появились на этом месте еще в эпоху палеолита. В I тысячелетии до н. э. плато на скалистой конусообразной горе заселили тавры. Во II—III веках их сменили аланы — ираноязычные племена сарматского происхождения. Через столетие небольшой город перешел под управление византийского императора. Вместе с ромеями сюда проникло христианство, и, как следствие, за стенами крепости и в окрестностях начали строиться храмы и монастыри.

В первых веках надежно защищенное поселение Сугдея являлось окраиной античного мира. На пограничных землях Византии сходились торговые пути «из варяг в греки»; пересекались дороги из Европы, Египта, Малой Азии. Отсюда часто начинался длинный морской переход в Индию. В небольшом отдалении от города некогда находился античный порт Афинеон. Форт возвышался над 70-метровым обрывом на западных отрогах горы Караул-Оба. Неприступная цитадель с четырьмя башнями и бастионом принадлежала Боспорскому государству. Толщина стен местами достигала 3 метров. Французским словом bastion называли пятиугольное укрепление в виде выступа в углах крепостной ограды. Оно предназначалось для обстреливания местности спереди и вдоль крепостных стен и рвов.

Сугдейская крепость (ныне Крепостная) воздвигнута на южном склоне горы, некогда являвшейся коралловым рифом. Неприступная с юга и востока, в северной части она защищалась глубоким рвом. Сооружение имело два уровня обороны — нижний и верхний, между которыми располагались жилые кварталы. Второй ярус прикрывал цитадель; за пределами крепости раскинулись городские предместья. Перед Главными воротами с двумя башнями находился барбакан, как тогда называли полукруглую стену предмостового укрепления.

Оборонные постройки включали в себя массивные двухметровые в ширину стены высотой 6-8 метров и романские башни двух типов: закрытого и открытого (трехстенного). Большинство башен получили имена генуэзских консулов, по велению которых они строились. Указание на владельца вместе с датой постройки имеется на каждой башне. Например, башня Джиованни Марионе была закончена в 1388 году; башня Пасквале Джудиче — в 1392; башня де Флиско Лавани — в 1409. Настенные латинские надписи дополнены геральдической символикой: гербами Генуи, правившего дожа и консула крымской Солдайи.

В течение нескольких веков крепость подвергалась нашествию кочевников. Сменяя друг друга, город захватывали, грабили и разоряли хазары, печенеги, половцы, турки, татары. В XIII столетии он входил в состав Золотой Орды. Новые хозяева взимали с жителей официальную дань и время от времени совершали разбойничьи набеги. В то же время формально Солдайя находилась в распоряжении представителей Венецианской республики. Более чем столетнее присутствие венецианцев сделало город значительным торговым центром, процветавшим, несмотря на регулярные набеги кочевников. Его слава распространилась далеко за пределы Крыма. Здесь встречались негоцианты из многих страны мира. В гавань свободно заходили чужеземные корабли; по сухопутным дорогам беспрерывно шли караваны в Среднюю Азию, Китай и Московию.

Процветающая Солдайя стала предметом спора истинных хозяев и воинственных торговцев из Генуи, которых не устраивало господство венецианцев на Чёрном море. В 1365 году генуэзцы внезапно напали на Солдайю, приступом взяли крепость, захватив все окрестные поселения. Итальянские захватчики не собирались разрушать город, напротив, они достроили и реконструировали древние оборонительные сооружения, возвели новые стены, объединив крепость в единый ансамбль. При генуэзцах Солдайя утратила значение центра черноморской торговли, волей новых хозяев Крыма переместившегося в Каффу.

На скалистой вершине Крепостной горы до сегодняшнего дня возвышается Дозорная (Девичья) башня Кыз-Куле. Загадочная история этого сооружения вызвала рождение множества легенд, связанных с томившимися здесь узниками. Цитадель традиционно располагалась в верхнем ярусе и состояла из замка консула п нескольких башен, соединенных стеной, протянувшейся по самому гребню горы. Во время войны военачальник или комендант крепости не мог покинуть замок, поэтому в нем предусматривались помещения различного характера: от складов до роскошных покоев консула. Внутри крепости сохранились гидротехнические сооружения разных исторических периодов. В частности, итальянцы построили углубленную в землю прямоугольную цистерну и круглый бассейн для хранения питьевой воды. На территории цитадели находится единственный в Крыму готический храм.

Резиденция генуэзских правителей составляла целый комплекс сооружений, объединенный двумя башнями — донжоном и второстепенной каменной вышкой в северо-восточном углу замка. Двe башни соединялись толстыми стенами, между которыми находился внутренний двор. За пределами крепостных стен, на самом берегу моря, была построена «портовая» башня Фредерико Астагвера. При генуэзцах сооружение соединялось стеной с одной из угловых башен крепости и с башней, расположенной на горе Палвани-Оба. Эта оборонительная линия служила защитой для территории старого порта.

До 1475 года Солдайя являлась укрепленным поселением и одновременно административным центром сельскохозяйственного округа. Горожане и жители окраин занимались земледелием, виноградарством, выращиванием фруктов и табака. У подножия холма отдаленного от города мыса Агира находился гончарный центр края. В этом месте до сих пор можно отыскать фрагменты средневековой керамики и остатки гончарных печей. Поселение окружало замок генуэзских феодалов братьев ди Гуаско. Караульные несли службу на знаменитой Пастушьей башне — Чобан-Куле. В нижней ее части располагались амбразура и комната с камином. Доступ к башне прикрывался оборонительной стеной.

Мирные времена закончились с приходом турецких войск, осаждавших крепость при поддержке крымских татар. По рассказам местных жителей, «генуэзцы храбро и сильно защищались», хотя силы были неравны. Турки прорвали оборону после того, как в городе истощились запасы продовольствия. В цитадели остался немногочисленный отряд, возглавляемый консулом Христофоро ди Негро. Напрасно питая надежды на старый обычай, защитники крепости укрылись в городском храме, но турки сожгли их вместе с церковью.

Долгое турецкое владычество отмечено возведением немногочисленных зданий, преимущественно религиозного характера. Одно из них — мечеть чужеземной архитектуры, выделявшаяся среди других своеобразной внутренней отделкой. Проектировщик здания применил типично византийский прием связи купола с перекрываемым квадратным пространством посредством парусов (тромпы).

Впоследствии мечеть часто перестраивалась и по необходимости служила представителям различных конфессий. В разные времена здесь устраивались католический храм, православная церковь и немецкая кирха. Неповторимое архитектурное решение отличало так называемый храм на консолях, предположительно построенный в византийскую эпоху. Создание армянских храмов в долине связано с приходом кавказских народов, бежавших от турецкого нашествия. Лучше всего сохранился небольшой армянский храм позднего Средневековья, расположенный за стенами Судакской крепости, поблизости от Главных ворот.

Турки занимали Крым более трех столетий. Для Судака время их господства стало периодом упадка. Город постепенно лишался былого величия, совершенно утратил торговое значение и превратился в часть турецкой оборонной системы. Будучи приверженцами ислама, новые хозяева уничтожали христианские храмы, разрушали жилые дома. К началу Русско-турецкой войны 1768-1774 годов некогда цветущий город превратился в захолустное мусульманское селение.

После присоединения к России ситуация изменилась в лучшую сторону. Прибрежный Судак стал одним из курортно-сельскохозяйственных местечек Феодосийского уезда Таврической губернии. Короткое пребывание русских войск отмечено возведением казарм Кирилловского полка с двумя старинными пушками. Русский Судак развивался как центр крымского виноградарства и виноделия.

На оглавление

Феодосия

Точной даты основания Феодосии нет даже в легендах. Известно, что в пору правления Спартокидов это был крупный порт на берегу большой бухты в восточной части Чёрного моря. Раскинувшийся на склоне горы Тете-Оба город входил в состав Босиорского царства наряду с греческими колониями Фанагорией и Горгиппией. Особого расцвета город достиг при царе Левконе (389-349 до н. э.). Владыка проявлял немалую заботу об усилении коммерческой роли и росте благосостояния граждан своего государства. Благодаря устройству безопасной и удобной гавани для судов в порт беспрепятственно заходили иноземные корабли, которым даровалось право беспошлинной торговли. Излишняя щедрость боспорского правителя вызывала недовольство в Греции: «Левкон устроил новый торговый порт Феодосию, который, по словам моряков, ничуть не хуже Боспора, и здесь даровал... беспошлинность».

В переводе с греческого языка «феодосия» звучит как «богом дарованная». Однако богатство и процветание городу обеспечивали не боги, а трудолюбивые жители — земледельцы, моряки, гончары, вазописцы. Показателем политической независимости являлись собственные монеты. Высокий уровень ремесла подтверждается многочисленными археологическими находками. В развалинах Феодосии обнаружены фрагменты терракотовых фигурок и аттической посуды чернофигурной техники. Среди монументальных памятников выдающимся произведением древней скульптуры считается известняковая стела с изображением грифона.

С утратой значения Афин как всемирного культурного центра начался упадок греческих колоний в Крыму. Конец эллинистической эпохи совпал с возвышением скифов, заявивших претензии на господство по всей Таврике. Бесконечные войны снизили жизнедеятельность греческих факторий. Некоторое оживление произошло во времена Митридата Евпатора. Подобно другим эллинским городам, Феодосия избавилась от кочевников, но обрела зависимость от Понтийской державы. Новый владыка нуждался в средствах, изнуряя налогами «освобожденные» города Боспора. Непосильное бремя вызвало череду восстаний, с переменным успехом продолжавшихся 20 лет. С середины I века до н. э. Феодосия постепенно теряла былое значение и окончательно ослабела в римскую эпоху. Археологические находки этого периода чрезвычайно скудны, хотя город продолжал существовать. Об упадке упоминается в литературных источниках: «...опустелая Феодосия ранее была эллинским городом, основанным Милетинами...».

В IV столетии древний греческий город заняли гунны, переименовав его в Абдарбу. Следы византийского влияния обнаружились в характерной форме посуды, а также в греческой надписи на мраморной колонне, датированной 819 годом. Очередная смена повелителей произошла во второй половине XIII века, когда Феодосию захватили татары. В этот период Абдарба превратилась в Каффу. Средневековый город имел разнообразное население. Кроме традиций осевших кочевников, Крым захватила новая волна культуры с запада, особенно из итальянских торговых республик Генуи и Венеции. В 1261 году Каффу купили генуэзцы, основавшие здесь центр своих черноморских поселений. В генуэзской, сильно укрепленной Феодосии было более 20 тысяч домов. Жилища и улицы украшались статуями, фонтанами; в городе работал водопровод.

В 1475 году итальянские торговцы покинули Каффу, уступив город туркам. Свидетельством 200-летнего генуэзского господства служат остатки крепости: оборонительные стены, башни, эпиграфические памятники, хранящиеся в местных музеях.

Турки не разрушили город, но период их владычества был менее блестящим. Они переименовали Каффу в Кучук-Стамбул (Малый Стамбул). При осаде почти не пострадали генуэзские постройки. Позже завоеватели построили новые, украсив улицы религиозными и жилыми зданиями восточной архитектуры. Мусульманские мечети чаще переделывались из христианских храмов. Одна из них взмыла в небо острыми минаретами и десятью куполами, крытыми свинцом. Колоссальных размеров мечеть удивляла изящной отделкой стен, гладким мраморным полом и колоннами, которые поддерживали свод. Кроме того, поражали воображение турецкие бани, устроенные с имперским размахом: 17 куполов, совершенная система подачи воды и канализации, огромные бассейны, множество просторных помещений.

Более 300 лет Каффа служила турецкой империи, не теряя торгового значения на зависть московским царям. Иван Грозный пытался добиться разрешения на торговые связи с Кучук-Стамбулом, но не снискал расположения султана Баязета. Около двух столетий длилась борьба русских с крымскими ханами, пока по Кучук-Кайнарджийскому миру Крым не отошел к России. В 1787 году Каффу включили в состав Таврической области и справедливо вернули городу античное название.

На оглавление

Массандровский дворец

Дворец императора Александра III в Массандре часто называют архитектурным чудом. Расположенное среди живописных скал трехэтажное здание поражает фантастическими формами, при этом удачно вписываясь в окружающий ландшафт. Его неповторимую красоту составляют пирамидальная крыша, романтично оформленная мансарда, сложный профиль каминных и вентиляционных труб, ажурные решетки. Следуя модным эклектичным тенденциям, архитектор использовал элементы различных стилей, отдав предпочтение готике и раннему французскому ренессансу. Романтичный образ создают мифологические статуи, а две круглые башни сообщают сходство со средневековым сооружением. Их стреловидные завершения вместе с высокими трубами создают впечатление устремленности ввысь, оттого дворец смотрится изящным и сказочно легким.

Массандровский дворец проектировался как место для пикников и охоты царской семьи. Его возведение началось в 1881 году по распоряжению князя С. М. Воронцова. Наследник губернатора Новороссии запланировал постройку невдалеке от церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, в краю, славившемся источниками и таинственными гротами. Французский архитектор Бушар намеревался оформить дворец в стиле зрелого барокко. Однако большая часть планов осталась на бумаге. Спустя год Воронцов умер, и участок опустел до 1889 года, когда усадьбу вместе с заброшенным строением для Александра III приобрело Удельное ведомство.

В 1892-1900 годах сооружение дворцового ансамбля велось по проекту профессора М.Е.Месмахера. Новый архитектор развил первоначальный замысел в сторону большей декоративности. Сохранив средневековые детали старой постройки, он ввел много барочных и модернистских элементов. Кроме того, были внесены изменения в оформление фасада, а также задуманы оригинальный интерьер и совершенно иная планировка парка.

Долгое время строительными работами руководил немецкий зодчий О. Э. Вегенер. Все же трагический случай вновь лишил усадьбу владельца: осенью 1894 года император скончался, не успев насладиться красотой и комфортом нового жилища. Дворцом никто не интересовался до окончания Гражданской войны. При большевиках он использовался в качестве государственной дачи, причем в известные годы именовался Сталинским.

Можно надеяться, что завтрашний день Массандровского дворца будет гораздо счастливее прошлого. В 1990 году его передали музейному объединению «Дворцы и парки южного берега Крыма» для восстановления интерьера-экспозиции эпохи Александра III. Через два года открылся музей, и красота царских покоев стала доступна каждому желающему. Сегодня Массандровский дворец считается лучшим архитектурным памятником крымского побережья.

Дворец изначально был задуман как место отдыха, поэтому в нем не предусмотрены парадные апартаменты. Высокий художественный уровень внутреннего убранства определяет атмосферу уюта и комфорта. Миниатюрные жилые комнаты с низкими потолками оборудованы каминами из крымского мраморного известняка. Превосходный парк площадью около шести гектаров органично вписывается в композицию здания, создавая уникальный но красоте дворцово-парковый ансамбль.

На оглавление

Список использованной литературы

  1. Бахчисарай и дворцы Крыма / Автор-сост. Е.Н. Грицак. - М: Вече, 2003. - 208 с.
  2. Севастополь. Балаклава. Комплект: 15 открыток с текстами. Фото Данилевского Ю., Данимана Н. - Севастополь: Новая Галактика, 2003. - 15 с.
  3. Херсонес. Набор открыток. Фото Юрченко А., Данилевского Ю., Андреева А. Дизайн Цветковой И.В. - Севастополь: Новая Галактика, 2001. - 12 с.
  4. Бахчисарай. Комплект: 15 открыток с текстами. Автор проэкта: А. Борисов. Фото: Ю. Данилевский. Тексты, корректура: А. Варгин. Компьютерный дизайн: Е. Воеводкина. - Севастополь: Новая Галактика, 2005. - 15 с.
  5. Пещера Мраморная. Под ред. Гржибовской Г. Фото Самборского В. - Севастополь: Таврия, 1996. - 6 с.