В.В. Янчицкий, В.И. Грозовский, С.Н. Морохова, С.И. Михно, Э.И. Торяник, И.В. Шульга. Новые технологии химико-термической переработки углей для ОАО «Баглейкокс» - Кокс и химия. – 2001. - № 3

 

….

  Эти длиннопламенные и газовые угли, несмотря на ряд положительных качеств (например, благопри­ятные горно-геологические условия залегания пла­стов, относительно низкую сернистость 1,2-1,4% на сухую массу, высокие технический уровень и эконо­мические показатели добычи), имеют в шихтах для традиционного процесса слоевого коксования в пе­чах периодического действия ограниченное приме­нение, прежде всего в связи со своей недостаточ­ной спекаемостью [1]. Поэтому возникла технико-экономическая необходимость создания в данном регионе промышленной установки с принципиально новой технологией, позволяющей получать кокс на основе шихты из слабоспекающихся углей.

Разработка научных основ процесса [3] позволи­ла создать технологию (см. рисунок), основными стадиями которой были [4]:

приготовление шихты (60-70% Д+Г; 0-20% ОС, 15-40% Т) и ее измельчение до 75-77% содержа­ния класса <3 мм;

скоростной нагрев шихты в потоке газовзвеси в четырехступенчатой параллельно-противоточной системе труб и циклонов с дополнительными под­водами тепла между ступенями до 440-460 °Сзависимости от свойств исходной шихты);

изотермическое выдерживание нагретой шихты для развития процессов перехода угля в пластичес­кое состояние, прессование нагретого угля с полу­чением пластического бруса, разделение пластичес­кого бруса на отдельности (формовки) заданных формы и размеров;

спекание и прокаливание формовок до 900-1000 °С с получением целевого продукта (формо­ванного кокса) в вертикальных печах системы ПГР (парные горизонтальные отопительные каналы с ре­циркуляцией продуктов горения) непрерывного дей­ствия.

Образующиеся в вертикальных печах парогазо­вые продукты поступают на обработку в химичес­кие цехи.

Принципиальным отличием этой технологии от всех других явилась реализация впервые в мире не­прерывного принципа организации процесса коксо­вания. Это предопределило ряд важных преиму­ществ технологии формованного кокса [5]: исполь­зование относительно менее дефицитных и более дешевых углей; уменьшение капитальных и эксплу­атационных затрат на операции, связанные с загруз­кой угольной шихты и выдачей кокса; большая сте­пень механизации и возможность автоматического регулирования технологических процессов; устойчи­вость технологических режимов; стабильность ка­чества продукции; сокращение выбросов вредных веществ в окружающую среду; большая компакт­ность размещения оборудования; более высокий теп­ловой кпд благодаря снижению теплопотерь и ути­лизации отходящего тепла; уменьшение численнос­ти производственного персонала, занятого на рабо­тах с вредными и тяжелыми условиями труда; уве­личение производительности; облегчение условий и повышение безопасности труда в угольной промыш­ленности.

Особо следует отметить экологические преиму­щества технологии. Отсутствие операций загрузки шихты и выдачи раскаленного кокса (являющихся основными источниками поступления вредных ве­ществ в окружающую среду) приводит к сокраще­нию валовых выбросов в несколько раз. Отработан­ный теплоноситель (продукты сгорания коксового газа) системы скоростного нагрева шихты, загряз­ненный пылью и парогазовыми продуктами началь­ных стадий термической деструкции угля, органи­зованно отводится на трехступенчатую очистку: су­хую - в циклонах, мокрую - в центробежных скруб­берах; каталитическое дожигание - в специальных реакторах [6]. Непосредственно под печами прока­ливания расположены камеры сухого тушения кок­са, поэтому исключается контакт раскаленного кок­са с атмосферным воздухом.

В результате специалистами УХИНа был сде­лан вывод, что с точки зрения охраны окружающей среды перспективными можно считать только не­прерывные процессы [7]. Технически обоснованный уровень выбросов при производстве формованного кокса (1437,5 г/т кокса) и сейчас вчетверо ниже, чем на действующих предприятиях подотрасли.

Технология производства формованного кокса в течение длительного времени испытывалась на

опытно-промышленной установке Харьковского опытного коксохимического завода производитель­ностью по углю 7 т/ч.

Было получено ~20 тыс. т кокса, характеризовав­шегося высоким качеством: М25 = 88+92%, М10 = = 7+9% [9]. Этот кокс был испытан в ходе трех опыт­ных доменных плавок: в 1973 и 1984 г.г. на Днепро­петровском металлургическом заводе им. Г.И. Пет­ровского, а также в 1986 г. на Липецком металлурги­ческом заводе "Свободный Сокол" [10-12]. (Фор­мованным коксом последовательно заменяли от 25 до 100% используемого слоевого кокса.) Опытные плавки подтвердили положительные свойства фор­мованного кокса как доменного топлива: максималь­ное снижение расхода кокса достигало 40 кг/т чугу­на, а максимальное увеличение рудных нагрузок составляло 1,06 т/т кокса. Ход доменных печей был ровным; горения фурм не было. В ходе плавок была выявлена интересная особенность формованного кокса: он достигал зоны фурм, сохраняя свою фор­му, благодаря чему улучшалась газопроницаемость столба шихтовых материалов в доменной печи. Это обусловлено повышенной сопротивляемостью фор­мованного кокса дробящим усилиям, а также осо­бенностями процесса его газификации в условиях до­менной печи [13].

Результаты теоретических и экспериментальных исследований позволили на рубеже 70-х и 80-х го­дов приступить к промышленной реализации техно­логии. На специально выделенной за коксовой бата­реей № 8 площадке было начато сооружение голов­ной промышленной установки производительностью 2 млн. т кокса в год. С целью ускорения сроков про­мышленного освоения новой технологии был выде­лен пусковой комплекс в составе двух технологичес­ких линий по скоростному нагреву угля, формовоч­ного отделения и печей прокаливания производитель­ностью 500 тыс. т кокса в год. Сметная стоимость пускового комплекса составляла ~80 млнуб. в сметных ценах 1984 г.

Заказчиком строительства решением директивных органов был определен Баглейский завод. Его спе­циалисты (В.А. Кузьмин, Л.С. Наумов, СИ. Михно, П.Е. Торяник, В.И. Рудниченко, Е.С. Матвеев) про­вели большую работу, связанную с рассмотрением и согласованием основных технических решений, зада­ний, проектно-сметной документации на всех стади­ях проектирования, взаимодействием с подрядными организациями, курированием хода строительства. Ход работ по промышленному внедрению техноло­гии рассматривался и на страницах журнала "Кокс и химия"[14]. В течение 1982-1987. г на строитель­стве установки было освоено 42,28 млн. руб. в смет­ных ценах 1984 г.; был выполнен большой объем стро­ительно- монтажных работ, закуплено большое коли-

чество общетехнологического оборудования, разме­щены заказы на изготовление нестандартного обору­дования и начато его изготовление. В частности, за­воду был поставлен уникальный головной промыш­ленный образец гусеничной прессформовочной ма­шины [15]. Однако в связи с экономическими трудно­стями в бывшем СССР, особенно остро проявивши­мися во второй половине 80-х годов, в 1987 г. соору­жение установки было прекращено при уровне строи­тельной готовности чуть более 50%.

Несмотря на это, процесс производства формо­ванного кокса остается по-прежнему актуальным, так как эта технология по ряду показателей (расши­рение сырьевой базы коксования, улучшение каче­ства кокса, улучшение условий труда, снижение ко­личества выбросов вредных веществ) значительно опережает и классический процесс коксования, и его усовершенствования, касающиеся в основном пред­варительной подготовки угля (термической, частич­ного брикетирования, трамбования) [16].