ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

 

ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРЕДOСТAВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

В последние годы все более широко используются различные способы графического представления информации. С одной стороны, это связано с эффективностью восприятия информации, полученной по зрительным каналам, а с другой- развитием средств компьютерной графики, расширением возможностей ее применения. Графические представления являются, как правило, вспомогательным средством при принятии решений

Широкое распространение получили гистограммы. Преимуществом гистограмм является их наглядность. К недостаткам относится тот факт, что гистограмма (как и аналогичные диаграммы) позволяет, как правило,  сравнивать варианты решений лишь по одному единственному критерию. Гистограммы могут быть полезны  при сравнения нескольких вариантов (более двух) по  одному критерию. Сравнение по нескольким критериям с помощью гистограмм возможно в том случае, кода величины, соответствующие различным критериям, измеряются в одних и тех же единицах. В таком случае данные представляют в виде ряда столбиков. Однако. если различные варианты обладают различными качествами в разной мере, и преимущество по одним критериям сочетается с недостатками по другим, принятие решения на основе гистограммы становится затруднительным.

Вотличие от диаграмм, построенных в прямоугольных декартовых координатах, «Паук — ЦИС» (аббревиатура "ЦИС" образована первыми буквами от названия Центрального Института Сварки, в котором этот метод был разработан) представляет собой наглядную диаграмму, построенную в полярных координатах. Оси, на которые наносятся значения критериев, направлены по радиусам от центра окружности к периферии. На рис. 20 приведен пример, который поясняет этот метод.

Допустим, некий инженер хочет сменить место работы. В поисках нового места инженер получил два предложения, которые резко отличаются друг от друга,однако каждое имеет свои достоинства и свои недостатки. Поэтому человек затрудняется в принятии того или иного предложения. В одном случае речь идет о должности начальника отдела на крупном предприятии,весьма заманчивой с материальной точки зрения и означающей известное продвижение по службе, однако связанной с большой нагрузкой. Другое предложение в денежном отношении менее выгодно, зато связано с меньшими нагрузками Во втором случае наш инженер был бы, как и до настоящего времени, сотрудником технического отдела. Решение осложняется еще и другими соображениями в обоих случаях он должен менять место жительства, что связано также с необходимостью перемены места работыдля его жены.

Человек решает применить для поиска лучшего решения метод "Паук — ЦИС", представив свою проблему на «паутине»(см. рис ХХ). Первый шаг заключается в том, чтобы сопоставить критерии решения. Инженер выбирает 8 критериев:

  1. оклад,
  2. самостоятельность;
  3. профессиональный интерес;
  4. перестройка (на работе, отношения с сослуживцами);
  5. возможности получения жилплощади;
  6. возможности нового места работы для жены;
  7. дополнительные нагрузки (ответственность, необходимость часто принимать решения, командировки, неприятности и т. д.),
  8. дополнительные выгоды (премии, отпуск, приятные сослуживцы и т д ).

Для этих восьми критериев инженер рисует круг и в нем восемь радиальных шкал (см.рис. 20), на которые он наносит числовые и словесные обозначения таким образом, что лучшие значения располагаются ближе к центру, а худшие- дальше от него,ближе к внешним окружностям. При этом не имеет значения,как проградуированы шкалы — в относительных единицах, условных обозначениях или только словесно. Главное, чтобы было видно постепенное изменение критериев, отражающее тенденцию к ухудшению при движении от центра к периферии.

После завершения этой работы необходимо соединить точки, простав ленные на осях, замкнутой линией — полигоном. Сначала для первого, а затем для второго предложения. Именно эту замкнутую ломаную линию называют паутиной. Теперь на нашей полярной диаграмме образовались два в общем случае не правильных многоугольника (n-угольника, где п — число критериев), каждый из которых представляет свое предложение. Правило оценки на основании «Паука — ЦИС> гласит: «паутина»,очерчивающая наименьшую площадь, соответствует лучшему варианту.

Заметим, что сравнение не предполагает точного вычисления площадей. Если различие в величине обеих площадей не может быть надежно оценено «на глаз», значит, оно несущественно. Если же различие бросается в глаза,— дело ясное, и не требуется никаких измерений.

При таком методе сравнения двух вариантов как бы сами собой вскрываются имеющиеся в них недостатки и становится ясным, в какой степени улучшение того или иного параметра окажет благоприятное влияние на «общую картину»(площадь «паутины»). Число сравниваемых с помощью диаграммы ЦИС объектов или вариантов не должно превышать четырех, иначе снова утрачивается преимущество наглядности.