Источник: сайт Pomoyka.RU - сырьевые отходы, оборудование и средства утилизации., 15.02.2007.



МЫ ЖИВЕМ В ЭПОХУ МУСОРА


Обсуждения на профессиональном уровне многогранного вопроса обращения с отходами, кажется, еще не было (что странно, учитывая большое количество специалистов в данной области, которым есть что предложить). Предлагаемая статья — это попытка проанализировать современную ситуацию с бытовыми отходами в мире и в Украине, оценить основные подходы к решению проблемы и, главное, начать дискуссию вокруг этого острого вопроса на полосах газеты.
Для четкого понимания проблемы бытовых отходов прежде всего следует определиться с терминологией. Твердые отходы (есть еще и редкие, и газообразные) разделяются на две неодинаковые группы: на отходы производства и отходы потребления. Под отходами производства подразумевают то, что образовалось в результате функционирования основных промышленных областей — добычи и обогащения полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химии и коксохимии, машиностроения и металлообработки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, легкой промышленности, строительной индустрии и т.п. И хотя на эту группу приходится 90% объема твердых отходов, из-за ряда причин внимание в статье акцентировано не на них. Остальные 10% составляют отходы потребления, по другой классификации называющиеся твердыми бытовыми отходами (ТБО). Последние образуютсяся как непосредственно в домашних хозяйствах, так и в коммунальной сфере в целом. Основные компоненты отходов потребления — использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные — аккумуляторы, батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т.п. Понятно, что скопление в отвалах, шламо- и шлакохранилищах, спецполигонах миллиардов тонн отходов производства таит в себе неизмеримо большую опасность, чем существование, пусть и многочисленных, но на порядок меньших по объему свалок бытового мусора. Следовательно, внимание должно уделяться прежде всего отходам производства. Но между существованием относительно небольшой массы ТБО и огромной массы промышленных отходов существует прямая связь. Ведь промышленные отходы образуются на первых стадиях получения вещества, идущего потом на производство товаров. Изготовленные товары после непродолжительного этапа пользования ими становятся отходами потребления. Кроме того, на производство вещества для будущих потребительских товаров расходуется большое количество энергии, а энергетика, в свою очередь, — один из главных продуцентов промотходов. Подсчитано, что каждой тонне бытовых отходов соответствует пять тонн промышленных отходов на стадии изготовления продукции и двадцать тонн — на стадии получения первичных ресурсов из недр. Таким образом, увеличение бытовых отходов является первопричиной накопления промышленных отходов, следовательно — и внимание надо сосредоточить прежде всего на них.
Приблизительно до середины ХІХ века большая часть человечества не знала не только о проблемах отходов, но даже слова такого не употребляла. Да, словарь В.Даля слово «мусор» истолковывает как «остатки, сор от каменной кладки и печной работы; битый камень, кирпич, глина, известь, иногда с золою и угольем, окалиной, черепками; сор, мелкие остатки каменного, древесного уголья». Такой мусор проблемы не создавал: в те времена пищевые остатки почти полностью поедал скот, а оставшиеся сбрасывали в дальний угол двора или же вывозили за окраины, где они успешно разлагались под дождем и поглощались землей. Тем не менее жителям больших промышленных городов эпохи ранней индустриализации, где почти не существовало собственных дворов, зато набирало обороты перепроизводство легкодоступных товаров, уже в конце ХІХ века отходы стали создавать неудобства. Однако нехватка ресурсов побуждала предпринимателей прошлого утилизировать почти все пригодное к переработке вторичное сырье. Первичным звеном тогдашней утилизационной системы был развитый институт старьевщиков, нашим современникам известный разве что из книжек. За небольшую плату они собирали у населения бумагу, стекло, жестяную и деревянную тару, тряпье, оставляя мусорщикам лишь ненужный хлам. Последнего же становилось все больше, что требовало масштабных мер по устранению проблемы. Так, в 1874 году в английском Нотингеме был построен первый в мире мусоросжигательный завод. Со временем такие заводы появились в США, Германии и других развитых странах и стали своеобразными символами новой эпохи.
В послевоенное время в странах Запада ситуация стала катастрофической. В начале 60-х, спустя десять лет после того, как выдающийся физик-ядерщик провозгласил свои пророческие слова, вынесенные в эпиграф, один рядовой американец ежедневно выбрасывал около 1 кг бытовых отходов, что в масштабах США составляло около 100 миллионов тонн ТБО в год. В конце 60-х — начале 70-х годов под влиянием экологического движения законодатели США признали перепроизводство мусора национальной проблемой. Сегодня на одного жителя Соединенных Штатов ежедневно приходится около 2 кг мусора, то есть более 700 кг в год. Это рекордная величина, но и в других развитых странах показатели немалые — в Бельгии, Великобритании, Германии, Японии на одного человека ежегодно приходится 340—440 кг бытовых отходов, в Австрии и Финляндии — свыше 600 кг. По подсчетам экспертов, в США количество бытовых отходов на душу населения возрастает на 10% каждые 10 лет, аналогичная ситуация и в других развитых странах.
Масса мирового потока бытовых отходов составляет ежегодно около 400 миллионов тонн, из которых 80% уничтожается путем захоронения под землей. Такое количество, без преувеличения, достигает геологических масштабов: с мусором в биосферу попадает около 85 млн. тонн органического углерода. Для сравнения: природное поступление этого элемента в почвенные пласты планеты составляет 40 млн. тонн в год.
Одна из главнейших проблем, связанная с захоронением отходов, — образование так называемого свалочного газа. При захоронении органического вещества (которого в мусорной массе в среднем от 50 до 70%) происходит его биоконверсия с участием микроорганизмов. В результате этого процесса образовывается биогаз, макрокомпонентами которого является метан (СН4) и диоксид углерода (СО2). Масштабы образования этого газа также можно считать геологическими. По подсчетам экспертной группы Межправительственной комиссии по изменению климата (IPCC), проведенными в середине 90-х годов, глобальная эмиссия свалочного метана составляет 40 млн. тонн в год, или около 8% его общепланетного потока. Для сравнения, эта величина превышает массу метана, выделяемого угольными шахтами. Вследствие выводов группы свалочный метан занесен в реестр основных источников парниковых газов планеты. Кроме существенного вклада в глобальное потепление, свалочный газ содействует появлению взрыво- и пожароопасных условий как на самих свалках, так и на близлежащих объектах. Пожары на свалках, в свою очередь, таят немалую экологическую опасность. В структуре бытовых отходов увеличивается удельный вес полимерных материалов (он составляет более 10% их общей массы и удваивается каждые десять лет), возрастает токсичность отходов (в мусор попадают термометры, приборы, содержащие ртуть, элементы питания, вследствие чего он «обогащается» солями тяжелых металлов и химикатами). Поэтому неконтролируемое горение свалок приводит к образованию и попаданию в атмосферу токсичных соединений, в том числе неизвестных, переносимых на значительные расстояния.
Большую опасность представляет фильтрат, попадающий с территории свалок в подземные воды. В отходах длительное время сохраняются бактерии, вызывающие брюшной тиф, дизентерию, холеру, туберкулез, другие опасные болезни. Проникновение фильтрата в подземные воды может привести к значительному распространению этих микроорганизмов. (В странах с теплым климатом, как правило, третьего мира, болезни разносятся не только с фильтратом, но и с крысами и мышами, кошками и собаками, птицами, насекомыми.) Кроме того, с фильтратом в среду обитания попадает широкий диапазон неорганических веществ — по подсчетам, с 300 тонн ТБО всасывается 1,5 тонны натрия и калия, по тонне кальция и магния, тонне хлоридов, 4 тонны кислых карбонатов, 200 кг сульфатов. Наконец, под мусоросвалки отчуждаются большие площади земель, которые практически невозможно использовать после консервации полигона.