Электронный журнал "Вторичная свежесть", 17/11/2006.



РАЗВИТИЕ ВСЕ БОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННОЙ НА СТРОИТЕЛЬНОМ РЫНКЕ ИНДУСТРИИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТХОДОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ СПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА И ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО РАБОТАЮЩУЮ НОРМАТИВНУЮ БАЗУ

Игорь Архипов


На днях Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло за основу проект закона «Об обращении с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге». Вступление в силу закона (это может произойти до конца года) позволит приступить к созданию в Петербурге нормативно-правовой базы, необходимой для цивилизованного развития индустрии рециклинга – деятельности по переработке различных видов отходов в товарную продукцию. Разумеется, это затронет и сферу переработки строительных отходов, интерес бизнеса к которой в силу ряда причин в Петербурге заметно усиливается.
Для строительного бизнеса рециклинг является источником дешевых стройматериалов, что позволяет снизить себестоимость строительства. Население города и области заинтересовано в первую очередь в решении экологических проблем, в сокращении масштабов свалок и полигонов. В условиях девелоперского бума, наблюдаемого в Северной столице, стремительно развивается и рынок сноса и демонтажа зданий (см. статью «Созидательное разрушение», «Эксперт С-З» №37 от 9?15 октября 2006 года). Крупные частные компании, профессионально занимающиеся этим бизнесом, стремятся одновременно развивать и деятельность по переработке строительных отходов. Но сегодня они сталкиваются с проблемами несовершенства законодательства, отсутствием разумных и прозрачных правил игры на формирующемся рынке, имеющем, несомненно, значительный потенциал.

Бюрократическая неэффективность
Среди проблем, препятствующих развитию легального бизнеса по переработке строительных отходов, участники рынка в первую очередь отмечают несовершенство законодательной базы и чрезмерный бюрократизм при получении необходимых согласований.
Например, компания, осуществляющая проекты строительства, реконструкции и сноса зданий, должна разрабатывать и утверждать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также технологический регламент обращения со строительными отходами (этот документ действует только на территории Петербурга). Как отмечает Тупальский, взаимодействие с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Санкт-Петербурга, а также с Роспотребнадзором (бывшим СЭС) может занять несколько месяцев и потребовать целый том различных документов. Предполагается, что только при наличии этого комплекта документов компания, являющаяся производителем строительных отходов, может заключать официальные договоры по размещению отходов на полигоне или их переработке. Но на практике строители зачастую обходятся без лишних формальностей. Однако если заказ по демонтажу здания выполняет солидная компания, заинтересованная в дальнейшем легальном использовании отходов для переработки и продажи, то ей приходится всерьез подходить к оформлению лимитов. При получении лимитов проводятся экспертизы, определяющие класс опасности отходов и, соответственно, способ дальнейшей работы с ними (переработка, складирование, захоронение и т.д.). И на этом этапе постоянно возникает проблема отнесения отходов к тому или иному классу опасности (причем санитарно-эпидемиологические нормы и природоохранные не согласуются друг с другом). Даже при демонтаже жилых зданий (а не производственных или лабораторных корпусов) приходится доказывать, что отходы пригодны для использования в качестве вторичных материалов. Но и в последующем, уже после получения вторичного щебня, могут возникать сложности с признанием его соответствия ГОСТам и техническим условиям (они разработаны в Москве специально для использования вторичных материалов).
«Методика расчета и признания материалов чистыми или грязными настолько сложная и многоступенчатая, что в принципе в каких-то ситуациях мы готовы судиться, доказывая возможность применения полученного вторичного щебня, – признает Тупальский. – Ведь главное, что нам понятно, с какого объекта берутся используемые отходы, тем более что мы не будем, разумеется, сносить здание без санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора по химической и радиоактивной опасности, а также проверки на бактериологическую опасность».
Нормальным взаимоотношениям участников рынка препятствует и ряд норм налогового и природоохранного законодательства, из которых следует, что строительные отходы (собственником которых считается владелец демонтируемого здания) не имеют цены (это не более чем «мусор»), а значит, не могут легально продаваться для переработки. «Впрочем, наши юристы и аудиторы нашли корректный способ решения проблемы, но мне бы не хотелось об этом рассказывать: конкурентам бывает очень удобно идти по нашему пути», – поясняет Тупальский.
Наконец, как отмечают эксперты, в настоящее время практически невозможно получить лицензию на переработку строительных отходов (ее выдают федеральные органы). В то же время лицензии на право демонтажа выдаются сотнями и не являются гарантией, скажем, способности компании качественно выполнять работы с использованием соответствующей техники.

Пробуждение спроса
Несмотря на эти и многие другие проблемы, производство вторичных материалов растет и они становятся серьезной альтернативой традиционным стройматериалам, в первую очередь благодаря более низкой стоимости. По оценкам специалистов, в 2005 году в Петербурге и Ленобласти произведено около 400 тыс. тонн, а в 2006?м – 500 тыс. тонн вторичного щебня. В то же время, по данным руководителя департамента маркетинговых исследований консультационно-аудиторской группы «Эккона» Михаила Лукашевича, расчетная потребность во вторичном щебне строительных организаций города и области в 2005 году составляла 2300 тыс. тонн, в 2006?м – 2716 тыс. тонн, а в 2007 году может достигнуть 3125 тыс. тонн. Таким образом, налицо неудовлетворенный спрос, создающий предпосылки для динамичного роста отрасли переработки стройматериалов.
Участники рынка свидетельствуют, что даже в сегодняшних условиях, осложненных нормативно-правовой неопределенностью и отсутствием внятных правил игры, бизнес по рециклингу стройматериалов выгоден и имеет стимулы к интенсивному развитию. «Занявшись три года назад производством вторичного щебня, мы видим, как постоянно растет потребность в нем, – свидетельствует Тупальский. – Поначалу приходилось слышать от предпринимателей: мол, зачем нам мусор, пусть и дробленый, а сейчас уже всем очевидна экономическая выгода при покупке вторичного щебня. Вторичный щебень, в зависимости от размера фракции и чистоты, стоит 300?400 рублей за кубометр, а гранитный щебень продается по 800?1000 рублей за кубометр. У нас уже сформировался устойчивый круг покупателей, и мы можем позволить себе работать по предоплате».
Вторичный щебень используется на строительных площадках для создания временных дорог, съездов, для укрепления слабых грунтов (в частности, когда нужно бутить днища котлованов, делать подсыпку траншей при прокладке инженерных сетей), в работах по благоустройству территорий (тротуары, пешеходные дорожки). Технические нормы допускают применение вторичного щебня для устройства нижних слоев дорог, которые не имеют статуса федеральных...