Давиденко М.И.

сборник международной студенческой научной конференции

«Евроинтеграция: возможности и перспективы в ХХІ веке» (ДонНТУ, ФЭМ),

20-21 мая 2005 года

 

УКРАИНА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫХ ПЕРСПЕКТИВ

 

Одной из самых актуальных тем на сегодняшний день является вступление Украины в Европейский Союз. Нынешний президент В.А. Ющенко высказал четкие намерения интегрироваться в Европу, выполняя на этом пути программу максимум: вступить в ЕС за 5 лет. Попробуем оценить, насколько целесообразно вступление в ЕС и какие последствия могут ожидать Украину на этом пути.

Рассматривая Украину в контексте европейской экономической интеграции нельзя не учитывать особенностей ее геополитического положения. Известный украинский философ Н.Михальченко в книге «Украинское общество: трансформация, модернизация или лимитроф Европы? » определяет, в частности, культурно-цивилизационное положение Украины термином «лимитроф» – пограничная область между цивилизациями. В связи с этим он пишет: « В наше время Украина еще не «мост», не «санитарная граница», тем более не «центр» никаких сообществ. Пока что Украина – лимитроф для России и Европы, промежуточное, межцивилизационное пространство между западной и русско-евразийской цивилизациями. Причем лимитроф с двоякой оценкой. Европа (натовская) считает восточные границы Украины линией разлома между Европой и Россией (Россия с тюркскими анклавами и выступает отдельной русско-евразийской цивилизацией). А Россия считает западные границы Украины линией разлома между НАТО и СНГовским пространством, обозначая последнее зоной своих личных интересов» и далее, что существенно важно, отмечает: « Лимитрофное положение, состояние – это промежуточное положение или состояние. Если народ «лимитрофа» не укореняется в структуре определенной региональной цивилизации, то самоопределение этого народа в форме независимого государства остается проблематичным, как проблематичным является создание своей локальной цивилизации» [1, 341-342]. Безусловно, такое состояние Украины не случайность, а закономерный результата многовекового культурно-цивилизационного бытия украинского народа на разломе цивилизаций.

Последнее десятилетие в украинской внешнеторговой политике четко прослеживается ёё ориентация на рынки западноевропейских стран, а особенно стран, входящих в состав Евросоюза.

Это объясняется намерениями Украины вступить в данное интеграционное объединение, в основном с целью расширения торговых возможностей и улучшения условий торговли.

На современном этапе торговые отношения Украины с ЕС достаточно сложные и неопределенные.

Рынки стран-кандидатов, в частности Польши и Венгрии, — важнейшие для внешней торговли Украины. В 2002 году украинский товарный экспорт в страны-кандидаты превышал 2 $ млрд, или 12,4 % общего экспорта, тогда как доля экспорта в страны ЕС равнялась 19,7 %. В то же время экспорт в Украину в структуре экспорта стран-кандидатов составляет сравнительно небольшую долю, поскольку такие страны прежде всего сориентированы на рынки ЕС. (табл.3.2)

 Таблица 1 – Новые члены ЕС в украинском экспорте (2002 г.) % [8]

Страна

В общем

Венгрия

Польша

Словакия

Чехия

Латвия

Литва

Эстония

Словения

Кипр

Доля в экспорте

12,4

2,9

2,8

1,6

1,0

1,3

1,1

0,5

0,1

1,1

Структура украинского экспорта в страны-кандидаты похожа на структуру экспорта в ЕС. При этом структура экспорта стран-кандидатов в ЕС существенно отличается от структуры экспорта Украины в этот регион: страны-кандидаты экспортируют в Евросоюз преимущественно продукцию с высокой добавленной стоимостью, тогда как в европейском экспорте Украины преобладают товары с низкой степенью обработки. Это свидетельствует о дисбалансе в структуре торговли между ЕС и Украиной, который может углубиться, если не произойдет структурных сдвигов в украинской экономике.

 

Рисунок 1 – Общий объем торговли Украины со странами ЕС и странами-кандидатами [8]

 

Сегодня страны-кандидаты пользуются более широким доступом на товарные рынки ЕС благодаря действующему соглашению о свободной торговле (свыше 50 % внешней торговли таких стран приходится на торговлю с ЕС). Более того, страны-кандидаты активно работают над созданием таможенного союза с ЕС: общий таможенный тариф должен быть введен со времени вступления стран в ЕС. Конкуренция между Украиной и странами-кандидатами, которая свойственна торговле в отдельных товарных группах (в частности, черными металлами), может усилиться из-за введения странами-кандидатами и ЕС общего таможенного тарифа.

Современная Украина сделала свой выбор – встала на путь европейской интеграции.

Однако Евросоюз делится на так называемую «старую» Европу и новых членов Евросоюза. И если «новая» Европа, а в особенности Польша будет активно лоббировать интересы Украины на пути европейской интеграции, то «старая», в лице Германии и Франции, скорее всего не будет говорить ни «да», ни «нет», пытаясь максимально отодвинуть процесс вступления, пока ситуация с Украиной не прояснится. Слишком мало времени прошло с момента оранжевой революции, и Европе пока не понятно, что такое «новая Украина». США также заинтересованы в скорейшем вступлении Украины в ЕС, а это немало, потому что не секрет, что те же недавно присоединившиеся члены Союза имеют довольно хорошие внешнеполитические контакты с США.

Европейский Союз – сообщество государств, объединенных для того, чтобы совместно выдержать жесткую мировую конкуренцию. И они не заинтересованы в присутствии украинских товаров на своем рынке. Свидетельством тому - ежегодный рост доли украинского экспорта, подпадающего под антидемпинговые расследования. Мизерный удельный вес Украины во внешнеторговом обороте с ЕС говорит о том, что для основных экспортных отраслей нашей экономики (металлургия, легкая промышленность, АПК) сегодня здесь места нет. Даже экономически важные совместные проекты (типа транспортного самолета Ан-70) страны ЕС отвергают по политическим мотивам.

Очевидно, что евроинтеграцию нельзя оценивать однозначно. Попытаемся оценить какие последствия может принести вступление в ЕС стран-кандидатов.

Вхождение страны в Евросоюз может иметь следующие эффекты:

– снижение трансакционных затрат во внешней торговле со странами ЕС;

– снижение уровня ставок по займам в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ);

– повышение уровня конкуренции на Европейском рынке;

– большая прозрачность деловых операций на национальных рынках новых членов ЕС.

Не смотря на это, многие из стран ЦВЕ, вступивших в Европейский Союз, учитывая существенные различия в экономике, могут столкнуться с такими проблемами как рост бедности и социальной напряженности, высокая инфляция и слабость финансовой системы, проблемы государственного управления и ухудшающиеся социальные показатели и т.п.

Однако, огромны и позитивные последствия вхождения в Евросоюз:

– увеличение объемов внешней торговли стран-кандидатов вступивших в ЕС.

– миграция рабочей силы, которая будет иметь положительный эффект на общий уровень экономического развития ЕС (получение работников, обладающих определенными навыками и знаниями и как следствие – повышение их квалификации);

– возрастание общего уровня экономического развития стран-членов ЕС вследствие формирования благоприятного экономического окружения

Если рассматривать преимущества и недостатки отдельных стран от интеграции в финансовом аспекте, то следует отметить, что они зависят прежде всего от экономической политики и юридической системы стран, а также от способности предприятий противостоять конкурентному давлению в рамках ЕС. Однозначно определить все «плюсы» и «минусы» невозможно, однако все поступления можно разделить на прямые и непрямые. К прямым можно отнести рост возможностей доступа к рынку, прилив капитала, прямые трансферты финансовых ресурсов из Европы, а к непрямым – улучшения перераспределения факторов производства, повышение эффективности экономических процессов, экономию финансовых ресурсов вследствие ослабления барьеров в операциях со странами ЕС. [2]

Возможные экономические эффекты расширения ЕС на Восток представлены в следующей таблице

 Таблица 2 – Экономические эффекты расширения ЕС на Восток [3]

 

Влияние расширения

Страны-кандидаты в члены ЕС

– сокращение трансакционных затрат во внешней торговле со странами ЕС;

– снижение уровня ставок по займам в странах ЦВЕ;

– повышение уровня конкуренции на европейском рынке;

– большая прозрачность деловых операций на национальных рынках новых членов ЕС

Страны-члены ЕС

– получение дополнительных преимуществ экспортерами;

– географическое расширение экономического пространства;

– углубление интеграции рынков капитала;

– снижение затрат вследствие размещения отдельных экономических секторов в новых странах-членах ЕС

Европейский Союз

– увеличение совокупного спроса и предложения;

– увеличение распределения доходов

– углубление конкуренции и специализации на европейском рынке;

– перераспределение доходов среди содружества

Международные экономические отношения

– изменение географической структуры внешней торговли ЕС;

– повышение уровня замкнутости европейского рынка для стран-членов содружества

– возрастание экономической значимости ЕС в структуре международных экономических отношений

Украина

– потеря традиционных рынков сбыта в новых членах ЕС вследствие распространения на них антидемпинговых мер ЕС относительно Украины;

– введение новыми членами ЕС нетарифных ограничений, технического, санитарного и других видов контроля по отношению к украинской сельскохозяйственной продукции;

– ограничение доступа рабочей силы из Украины на рынки труда новых членов ЕС.

 

Совсем недавно Евросоюз стал непосредственным соседом Украины. 1 мая 2004 года к ЕС присоединились 10 новых стран, в том числе Венгрия, Польша, Словакия, граничащие с Украиной [4].

Для Украины данное расширение в стратегическом плане означает дальнейшее продвижение на пути к общеевропейской интеграции, благодаря которой появятся новые широкие возможности всестороннего сотрудничества. В тактическом плане этот процесс будет иметь для Украины и положительные и отрицательные последствия практически во всех сферах жизнедеятельности.

Однако, если реально смотреть на вещи, полноправное членство Украины в Евросоюзе — достаточно абстрактное понятие. Интегрировать в Евросоюз Украину с ее населением почти в 48 млн человек – это не то же самое, что, например, интеграция в ЕС Эстонии с ее 1,2 млн. Кроме того, Украину и Евросоюз разделяет и экономическая пропасть. Так, например, валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения на Украине в номинальном исчислении составляет лишь около тысячи долларов в год, в то время как аналогичный показатель в среднем по ЕС равен 20 тысячам долларов, а в особо развитых странах ЕС колеблется от 23 до 32 тысяч долларов. Прогнозируемый рост реального ВВП представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Рост реального ВВП, % [8]

Несмотря на то, что Украина идентифицирует себя как европейское государство, все же для западноевропейцев она (несмотря на все официальные заявления) остается на практике частью Евразии, вступление которой в ЕС может привести к нежелательным для Евросоюза последствиям. Следовательно, вопрос о присоединении таких стран, как Украина и Россия, к ЕС лежит не только в плоскости несоответствия их юридической и экономической системы западноевропейским стандартам, но и в цивилизационном различии.

К тому же, необходимо учитывать тот факт, что впервые в истории в ЕС вступило такое большое количество стран, уровень благосостояния и уровень развития экономики которых значительно ниже. Такое активное расширение может значительно усугубить положение в ЕС как финансово, так и функционально. Любое ухудшение состояния мировой экономики, которое отражается на Европе, будет иметь влияние на дебаты по поводу целесообразности вступления в ЕС и условий, необходимых для этого вступления. [5]

В настоящее время Украине необходимы прагматизм, реальная оценка сложившийся ситуации и постановка осуществимых целей интеграционной политики. Однако, необходимо помнить, что организационные формы не находятся в статическом состоянии, а постоянно развиваются в процессе изменения перспектив европейской интеграции. [6]

Каждый новый этап расширения Евросоюза может как ускорять процесс интеграции Украины в ЕС так и замедлять его. Как удачно отметил Дж.Сорос, « интеграция является динамичным процессом: если она не двигается вперед, то вынуждена идти в обратном направлении» [7]

На современном этапе приоритетной задачей правительства Украины должно являться ускорение устойчивого экономического роста и как следствие евроинтеграция, а не достижение любой ценой критериев для вступления в ЕС.

Для использования потенциальных возможностей и минимизации негативных последствий от расширения ЕС важное значение имеют следующие факторы:

— выполнение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной, в частности ускорение адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС;

— вступление Украины во Всемирную торговую организацию;

— предоставление Украине со стороны ЕС статуса страны с рыночной экономикой. Это усилит позиции Украины на внешних рынках, в том числе при торговых спорах. Для развития депрессивных пограничных областей важно сохранить пограничную торговлю, стимулировать трансграничное сотрудничество и ввести упрощенный визовый режим для украинских предпринимателей.

 

Литература:

 

1. Михальченко Н.И. Украинское общество: трансформация, модернизация или лимитроф Европы? – К., 2001.

2 Наталія Гусинська Міжнародна економічна інтеграція як глобальна передумова світового економічного розвитку // Регіональна економіка №4, 2000, с.185-192;

3 Л.Г. Харсун Економічні наслідки розширення ЄС на Схід // Вісник Київського національного університету імені Тараса Шевченка, № 73, 2005, с.52-53

4 Lenta.ru, http://www.tribuna.com.ua; 28.04.2005

5 Ирина Бакаева Проблемы конвергенции стран Центральной и Восточной Европы с Европейским Союзом. // Економіст №2, 2003, с.36-38

6. Б.Губский Европейский вектор интеграционной политики Украины // Экономика Украины №5, 2004, с.19-27

7. Сорос Дж. Криза глобального капіталізму: (Відкрите суспільство під загрозою). К., „Основи”, 1999, с.242

8. Т. Щербакова, А. Блинов. Открытый шанс закрытого ЕС // Украинский деловой еженедельник «Контракты» № 47, 2003