Продуктивная мыслительная деятельность студента в режиме

аудиторных занятий.

Давиденко М.И., Сумин В.А., к.э.н.

Межвузовская научно-практическая конференция

"Современные тенденции менеджмента в Украине: правовые и экономические аспекты" (ДонНТУ, ФЭМ)

27-28 апреля 2006

 

Эффективность функционирования системы управления определяется системообразующими элементами, в перечне которых человек занимает особое место, поскольку только благодаря человеку, его знаниям и умениям эта система приобретает способность к самовоспроизведению, самосовершенствованию и целенаправленному поведению.

Проблема организации эффективной деятельности содержит ряд задач, решение которых позволяет эффективно использовать потенциальные возможности человека как организма и личности. Как личность человек обладает определенным человеческим капиталом, а как организм он функционирует в режиме биоритмов.

В учебном процессе эти две составляющих человека также обозначают особенности организации эффективности деятельности студента, и именно анализу этих особенностей посвящено данное исследование

В качестве объекта исследования была принята учебная группа слушателей 4-го курса дневной формы обучения  в составе 18 человек. Для них был составлен бланк самофотографии, в котором предусматривалось предоставление каждым участником исследования информации о деятельности во время учебного дня.

В результате исследования было выявлено, что учебная пара условно может быть разделена на 3 вида деятельности: 1) вхождение в образ, 2) продуктивная мыслительная деятельность I,II,III стадии, 3) отключение. (см. таблицу 1)

 

Таблица 1 – Характеристика деятельности студента в течение дня. Стадии учебной пары (показатели в среднем по выборке)

 

 

I

II

III

IV

Вхождение в образ

4 мин

5 мин

2 мин

6 мин

Продуктивная мыслительная деятельность 1й стадии

23 мин

27 мин

21 мин

20 мин

Отключение

5 мин

7 мин

11 мин

10 мин

Продуктивная мыслительная деятельность 2й стадии

24 мин

25 мин

10 мин

13 мин

Отключение

6 мин

5 мин

4 мин

8 мин

Продуктивная мыслительная деятельность 3й стадии

14 мин

8 мин

22 мин

15 мин

Отключение перед регламентированным перерывом

4 мин

3 мин

10 мин

8 мин

 

Анализ данных самофотографии показывает, что затраты времени на продуктивную мыслительную деятельность постепенно уменьшаются к четвертой паре и отключение, другими словами, восстановление жизненных сил происходит более длительный период.

Исследования показывают, что рабочий цикл сердечной мышцы поделен  на 3 равные по длительности фазы: сокращение – активное расслабление – пассивное расслабление. Этот пульсовый ритм пронизывает человека, его организм и психику.

Умственная деятельность также имеет цикл, поделенный на 3 фазы:

1)    эффективная умственная деятельность по формированию мыслительного образа – активная разнонаправленная деятельность головного мозга;

2)    деление мыслительного образа на части и их кодирование посредством вербальных символов – узконаправленная деятельность головного мозга;

3)    восстановление израсходованных в результате умственной деятельности жизненных сил обеспечивается переключением на другой вид деятельности с минимальным уровнем активных мыслительных процессов, либо с использованием элементов методик релаксации и катарсиса, либо на основе рекреационных процедур.

Примечательно, что чем интенсивнее мыслительный процесс, тем быстрее наступит третья заключительная фаза процесса мышления, его торможение. В этой третьей фазе мозг отключается от мыслительной деятельности, ему необходим отдых для восстановления израсходованных психических (умственных) сил.

Еще одним заданием для студентов было предоставление данных о занятиях во время регламентированного перерыва (перемены). Эти данные представлены были проанализированы и выяснилось, что большая часть перерыва проводится студентами в движении. То есть мы можем наблюдать эффект восстановления израсходованных жизненных сил, который может быть получен при организации активного отдыха. Данный феномен впервые был открыт в 1903 г. И.М.Сеченовым. В серии опытов он доказал, что перемена деятельности позволяет восстановить работоспособность с превышением исходного уровня. В дальнейшем психофизиологи установили, что переход от умственных занятий к физическим способствует восстановлению психических сил человека и наоборот. Короткие, достаточной частоты передышки позволяют человеку поддерживать состояние высокой работоспособности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цикл мыслительной деятельности соответствует биоритмам человеческого организма. И высокий уровень продуктивности мыслительной деятельности возможно осуществить переключением внимания на другой вид деятельности с целью восстановления жизненных сил. Исходя из этого, можно определить рациональное чередование лекционного материала с паузами для поддержания высокого уровня внимания в аудитории.