Иллюзии и реальность в экономике Донецкой области

Источник: журнал "Компаньон" № 17, 2003 год

http://www.companion.ua/Articles/Content/?Id=2151&Callback=74

СТЕРЕОТИПЫ

Стереотип первый - область имеет сильную экономическую базу и хорошо развитую промышленность. Действительно, в области, занимающей 4,4% территории Украины, сосредоточено 12,3% всего природно-ресурсного потенциала страны. Ни один другой регион не имеет такого богатства. Но используется этот потенциал не самым эффективным образом. Так, в результате долгой индустриальной истории регион приобрел особенную производственную структуру, «перекошенную» в сторону отраслей тяжелой промышленности. Доля Донецкой области в промышленном производстве Украины сегодня доходит почти до 20%. Здесь вырабатывается 14,2% украинской электроэнергии, 50,2% готового угля, 44,8% чугуна, 44,7% стали, 41,4% готового проката, 19,3% стальных труб (данные Госкомстата за 2001 год). Но при этом вклад области в украинский ВВП составляет всего 12,5% (а ведь здесь проживает 10% населения государства, причем 90% - в городах, которые обычно производят больше, чем сельские регионы). Киев, например, производит 11,4% ВВП Украины, хотя численность населения столицы почти в два раза меньше населения Донецка и области. Выходит, что в среднем один житель Киева производит в 1,7 раза больше, чем житель Донецкой области. Это значит, что трудовые ресурсы области используются неэффективно. Как сказал один известный украинский политик, «Донецкая область - это область, которая эффективно перераспределяет ресурсы, неэффективно используя их».

По данным Международного центра перспективных исследований, Донецкая область отстает от других областей Украины по уровню продуктивности труда в промышленности. Этим можно объяснить и тот факт, что, делая наибольший вклад в украинский ВВП, область занимает лишь четвертое место по показателю ВВП на душу населения, и не намного превышает средний показатель по Украине. Продуктивность труда снижается в результате преобладания в экономике области трудоемких производств, к тому же эксплуатирующих устаревшую материально-техническую базу.

Кроме того, с каждым годом ухудшается качество трудовых ресурсов. Эти процессы вызваны большими, чем в других регионах, объемами выбросов вредных веществ, социальной незащищенностью, задолженностью по заработной плате - среди взрослого населения растет пьянство, падает рождаемость, снижается количество детей, посещающих школы, не увеличивается количество студентов вузов и ПТУ. Уровень расходов местных бюджетов на душу населения - один из наименьших в Украине. Это говорит о серьезном недофинансировании социальной инфраструктуры, доставшейся области в наследство от развалившихся индустриальных гигантов.

Уровень безработицы (рассчитанный по методологии Международной организации труда) составляет 10,3% при официально зарегистрированном уровне в 2,7%. Особенно остро эта проблема стоит в небольших шахтерских городах. Важно и то, что методика МОТ, учитывающая и неполную занятость, и вынужденные простои, позволяет сделать вывод о том, что многие шахты и предприятия на самом деле простаивают, а их сотрудники находятся, скорее всего, в отпусках за свой счет. Следуя этой логике, можно говорить о том, что сегодня не включены в процесс производства до 7,6% (10,3-2,7%) трудоспособного населения области, и для их возврата в «работоспособное состояние» на родном для них предприятии потребуются - частному инвестору или государству - значительные средства (речь идет о погашении задолженностей по зарплате и о выплате компенсаций при увольнении).

Стереотип второй - область является монолитной. Донецкая область не столь уж однородна, как это может показаться тем, кто ее не объездил вдоль и поперек. Шахты и металлургические предприятия сосредоточены в городах Донецке и Мариуполе, а также на севере и востоке области. На юге и юго-западе есть и большие степные сельскохозяйственные районы (Великоновоселковский, Волновахский, Тельмановский, Володарский и Новоазовский), которые поддерживаются из областного и государственного бюджетов. Но это география. Экономика такова, что большинство населенных пунктов области зависят от шахт. Ибо многие из них возникали как шахтерские поселки и почти полностью зависели от шахт, а также тесно связанных с ними предприятий первичной углепереработки. Сегодня, когда новые шахты почти не открываются (из-за качества угольных пластов), а старые во многом работают по схеме «одна шахта - один забой», от этапа жизненного цикла этого забоя зависит жизнь всего города.

Шахта-забой может прибыльно работать всего несколько лет, а потом вновь становится в очередь за госфинансированием разработки новых пластов. Соответственно зарплата регулярно выплачивается только в течение этих нескольких лет, а потом угольное предприятие вновь оказывается банкротом. Это приводит к тому, что в каждый отдельный период времени «сильными» и «денежными» оказываются разные города и поселки области, и сегодня вряд ли кто-нибудь с ходу может назвать 10 самых «сильных» и 10 самых «слабых» из них. Последние инициативы Минтопэнерго по изменению структуры угольной отрасли и поощрение внутренних трансфертов между шахтами (т. е. финансирование временных убытков одних шахт за счет временных прибылей других) вряд ли помогут изменить ситуацию - на это не пойдут, прежде всего, те шахты, которые приносят прибыль их формальным или неформальным владельцам.

Постоянный и значительный платежеспособный спрос существует только в самых больших городах области, которые напрямую не зависят от добычи угля, - Донецке, Мариуполе, Горловке и нескольких других. По карте области видно, что это не случайно: в указанных крупных промышленных центрах объем производимой сегодня продукции уже приблизился к докризисному уровню, значительно опережая по данному показателю Украину в целом. Существуют, правда, города и районы, где этот показатель не превышает и 20% уровня 1990 года. И основная причина - в банкротстве шахт и градообразующих предприятий.

Стереотип третий - в области высок уровень криминала. После ряда громких убийств влиятельных политиков и бизнесменов область снискала себе славу самого криминального региона. Однако времена изменились. Теперь передел сфер влияния осуществляется при помощи экономических механизмов. Хотя в официальной статистике по уровню зарегистрированных преступлений область занимает второе место (после Днепропетровской), столь высокие показатели объясняются высокой долей «бытовых проступков», характерной для промышленных регионов. Нельзя утверждать, что заказные убийства прекратились вовсе, однако они перестали быть угрозой для капитала.

Стереотип четвертый - все в области принадлежит Ринату Ахметову. На самом деле «донецкий клан» неоднородный. В его рамках выделяют «Индустриальный союз Донбасса», ЗАО «АРС», System Capital Management, «Эмброл Украина», АО «Данко», СП «Концерн Энерго» и другие менее крупные финансово-промышленные группы. Сам Ринат Ахметов официально занимает пост президента футбольного клуба «Шахтер» и, как утверждают открытые источники, имеет непосредственный контроль только над компанией System Capital Management. Все остальные ФПГ являются довольно обособленными структурами и непосредственно контролируются другими людьми. По мнению самих донетчан, Ринат Ахметов играет в регионе роль своеобразного арбитра и гаранта стабильности для крупного бизнеса, ограничиваясь только долевым участием в нем, т. е. фактически ролью портфельного инвестора. При этом даже такая форма его участия в предприятии может не прослеживаться документально.

При этом крупные ФПГ области поддерживают партнерские отношения, и открытых конфликтов между ними в последнее время не возникало. Дело тут в том, что в регионе выработаны свои «правила игры», которые рассчитаны на интересы местного крупного бизнеса. Важно, что они подкрепляются активными действиями местных властей. Сферы влияния ФПГ разделены, и группы во многом не конкурируют между собой. Донецкие финансово-промышленные группы напоминают некую большую «общину», организованную для достижения общих целей. И во всеукраинском масштабе «донецкие» действительно выступают монолитной силой, так как понимают, что от их единства зависит политическое влияние их ставленников в центре.

Стереотип пятый - область считается закрытой для иностранных инвестиций. Действительно, инвестиционный климат в области (как, впрочем, и во всей Украине) не способствует приходу транснациональных корпораций и непривлекателен для иностранных инвестиций. По данным инвестиционного рейтинга регионов Украины, проведенного Институтом реформ, прямые иностранные инвестиции в область по состоянию на 01.10.2002 г. составили $364,5 млн. (7,8% от общего объема ПИИ в Украину). При этом прирост ПИИ за последние три года постоянно сокращался. Деньги из-за рубежа получили 290 предприятий области. Наиболее инвестиционно привлекательными городами оказались: Донецк - 163 предприятия (56,2%), Мариуполь - 30 предприятий (10,3%), Харцызск - 8, Енакиево, Горловка - 7, Артемовск - 5. И хотя основным инвестором экономики Донецкого региона являются Виргинские острова, а затем - США (которые вместе с Кипром, а также другими оффшорными странами контролируют почти 50% всех инвестиций в область), «качество» иностранного капитала в области не уступает общеукраинским показателям.

Однако неверно думать, что иностранные компании не изучают донецкий рынок и свои возможные перспективы здесь. Более того, в Донецкой области постепенно появляются их филиалы и производства. В основном на территориях приоритетного развития (ТПР). Иностранный капитал работает в Донецком регионе на таких предприятиях, как «Каргилл», «АВК», «Глины Донбасса», завод «Истил». В свое время в области хотел построить завод по производству товаров бытовой химии и концерн Procter&Gamble. Наверняка в области есть еще и другие предприятия из США, Великобритании, Германии, Турции и Польши, но в силу своей недостаточной информационной активности они не попали в поле нашего зрения.

Стереотип шестой - население Донецкой области богаче, чем в других регионах. По данным обзора, выполненного Международным центром перспективных исследований в 2001 году, объем денежных расходов домашних хозяйств Донецкого региона только на 8% превышал средний уровень по Украине. Это явилось следствием высокого отношения численности городского населения области к численности сельского, а ведь доходы и расходы горожан обычно выше доходов и расходов селян. И все же зарплаты в регионе, по статистике, выше среднеукраинских на 30%, что объясняется более высоким уровнем зарплат в промышленности - ее доля в Донецком регионе значительно больше, нежели в среднем по стране. Такой разрыв между доходами и расходами можно объяснить не столько накоплениями, которых в Донецке довольно мало, сколько малой частью «прочих доходов» (кроме зарплат) у населения области. Это делает некорректными прямые сравнения доходов (в основном через зарплаты) по областям, фигурирующие на страницах украинских изданий.

Затраты жителей области на продовольственные товары несколько выше, чем в среднем по Украине - каждый житель региона тратит на продукты питания 66,9% своего дохода, тогда как по стране данный показатель составляет только 59,8%. С одной стороны, это только подтверждает, что большая часть населения области живет в городах, где население более зависимо от магазинов, нежели от личного «подсобного» хозяйства. Но с другой стороны, необходимо принять в расчет, что потребительские цены на продовольственные товары в области выше, чем по Украине, поскольку многие продукты питания завозятся сюда из соседних областей. И что люди с «донецкими» доходами готовы платить за них такую цену.

К тому же доля расходов на продукты питания считается неплохим и довольно объективным показателем уровня достатка населения, и чем эта доля больше, тем менее обеспеченными являются потребители. Так что было бы ошибкой утверждать, что население области в целом значительно «обеспеченнее» населения Украины. Лишь в отдельных крупных городах - Донецке или Мариуполе - доля потребительских расходов на продовольствие значительно меньше и сопоставима со статистикой, полученной из Киева или Днепропетровска.

ФАКТЫ

Впрочем, не все устоявшиеся представления о Донецком регионе иллюзорны. Многие материалы из тех, что «&» собрал о Донецке, получили подтверждение в ходе дальнейшей работы над ними.

1. Областная власть сильна. Центральная власть в области является (в определенной мере) гарантом поддержания установленных отношений в регионе. Глава облгосадминистрации, который в новой украинской истории никогда не назначался без оглядки на представителей местного крупного бизнеса, является намного более самостоятельной фигурой, чем его коллеги из других областей. Лишнее подтверждение тому - отсутствие в кресле губернатора «не донецких».

По утверждению некоторых источников, силой губернаторской власти стараются замкнуть финансовые потоки на консолидированном областном бюджете и бюджетах административно-территориальных единиц второго субнационального уровня, которые имеют непосредственные отношения с областным. Так, по некоторым данным, область единственной выступила против внедряемой Минфином схемы, когда передаваемые на места средства государственного бюджета распределяются по конкретным формулам аж до бюджетов небольших городов, сел и поселков (а не просто передаются в распоряжение районных властей или властей городов областного подчинения). Такой подход позволил бы из центра контролировать получение бюджетных средств конечными потребителями (конкретными школами, больницами и органами власти). Сегодняшняя же схема, когда Кабмин не может «посмотреть» ниже районного уровня или уровня города областного подчинения, Донецк устраивает больше - главы городов областного значения в основном избираются из ставленников донецких финансово-промышленных групп, а глав районов назначает непосредственно донецкий (во всех отношениях) губернатор.

Согласно исследованию МФК (Международной финансовой корпорации), проведенному под эгидой Мирового банка, степень вмешательства властей в экономику в Донецкой области несколько превышает среднеукраинский уровень. В частности, довольно затянутой является процедура получения лицензий и разрешений, а количество проверок довольно велико со стороны почти всех органов. Самым интересным является тот факт, что, по свидетельству самих бизнесменов, именно в Донецке им удается скрывать наименьшую часть прибыли от властей - ее доля не превышает 15-20% в структуре общей прибыли. А в некоторых других областях Украины, по признаниям предпринимателей, им удается утаить от государства до 50% валовой прибыли.

2. В области много капитальных ресурсов и хорошо развита инфраструктура. Область имеет самую большую плотность железнодорожных путей в Украине. Донецкая железная дорога - одна из крупнейших в стране, она осуществляет 40% общегосударственных грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок, обслуживает производственно-хозяйственный комплекс и население Донецкой, Луганской, частично Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областей. Кроме того, многие промышленные предприятия области имеют собственные железнодорожные ветки.

Через железнодорожную сеть область связана со многими городами Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Железная дорога интегрирована с наибольшим портом в Азовском море и четвертым в Украине - Мариупольским морским портом. Его мощности позволяют перерабатывать свыше 12 млн. тонн грузов в год. Это навалочные, насыпные, генеральные, тяжеловесные, негабаритные, наливные грузы, контейнеры, а также специальный полигон для приема судов-лихтеровозов, что позволяет производить их погрузку-выгрузку в закрытой акватории. Порт предоставляет полный комплекс таможенных услуг и является важным импортно-экспортным центром региона.

Сеть автомобильных дорог тоже достаточно развита. На долю автомобильного транспорта приходится большая часть перевозок грузов и пассажиров. Также область имеет налаженное воздушное сообщение через международный аэропорт Донецка и пассажиро-транспортные аэропорты Мариуполя и Краматорска.

Телефонную связь (кроме донецкой дирекции «Укртелекома») обеспечивают ряд операторов негосударственной формы собственности. Доступ в Интернет предоставляют 13 провайдеров. Сотовую связь предоставляет донецкая компания DСС, а также два общенациональных оператора - «Киевстар» и UMC. Обеспеченность телефонной связью недостаточна, ощущается определенный дефицит в оптико-волоконных линиях.

Электроэнергия и тепловая энергия в основном генерируются местными тепловыми электростанциями, и их мощность позволяет полностью удовлетворить потребности региона. Поставки газа осуществляются из России и Туркменистана по развитой системе газопроводов. Источники водоснабжения Донецкой области недостаточны для полного обеспечения водой потребностей населения и промышленности. Для решения данной проблемы сейчас активно ведутся поиски альтернатив.

Именно эта развитая «промышленная» инфраструктура более чем наполовину обеспечивает области высокие рейтинги во многих общенациональных номинациях. В то же время даже по сравнению с Днепропетровской областью, не говоря уже о Киеве, по другим критериям (в частности по уровню развития финансовой сферы) она имеет довольно значительное отставание.

Финансовая инфраструктура Донецка находится в стадии формирования, о чем свидетельствует оценка финансового сектора области Институтом реформ. Эта оценка, рассчитанная с помощью таких данных, как оплаченный уставный капитал банков, вклады населения в украинской и иностранной валюте, объемы кредитования и ряда других, показывает, что Донецкая область отстает не только от Киева, но и от таких областных центров, как Днепропетровск или Запорожье. А объем кредитов на одно предприятие области здесь в 1,2 раза меньше, чем в среднем по Украине, при этом удельный вес долгосрочных кредитов составляет всего 8%, в то время как в среднем по Украине - 21,7%.

Хотя в области действуют 132 банка, чисто «донецких» среди них не так уж много. Самые активные - «ПУМБ», несколько сдавший в прошлом году свои позиции и замыкающий теперь десятку крупнейших украинских банков по размеру чистых активов, а также немного упрочнивший свое положение «Донгорбанк», который возглавил по этому же показателю группу средних банков (указанный банк связывают с именем Рината Ахметова). Среди прочих донецких финансовых учреждений к средним относится еще один банк - «Промэкономбанк», (59-е место по показателю общих активов из 157 украинских банков), а остальные относятся к категории мелких и почти не представлены вне области. Это «Донкредитинвест» (67), банк «Донеччина» (82), «Донбиржбанк» (95), «Икар-банк» (101) и банк «Перспектива» (154).

Небольшой банковский сектор области является в последние годы достаточно стабильным: его прибыль за 2001 год составила 186,5 млн. грн. против 93,2 млн. грн. в 2000 году. Количество убыточных банков в области за 2001 год уменьшилось с пяти до двух. В то же время говорить о значительном усилении позиций финансового сектора области в масштабе Украины не приходится. Так, прибыль крупнейшего из донецких банков - «ПУМБ» - в 2002 году сократилась до 9,36 млн. грн. против более чем 20 млн. грн. в 2001 году, а «Донгорбанк» хотя и получил прибыль в размере 31,4 млн. грн. (4-й результат по Украине), никак не может сравниться по этому показателю с крупнейшим банком Днепропетровска и всей Украины - ПриватБанком, заработавшим в прошлом году более 150 млн. грн.

3. Металлурги и шахтеры являются источником денег в области. В структуре промышленности области (данные Госкомстата за 2001 год) 13,2% продукции приходится на уголь, 7,7% - на производство кокса, 40,4% - на металлургию, еще 8,5% - на машиностроение, в основном тяжелое и металлоемкое. Таким образом, до 70% промышленной продукции, выпускаемой в регионе, завязано в единую производственную цепочку, которая во многом определяет развитие области. Во всех звеньях этой цепи непосредственно занято до 73% населения области, а зарплата (хотя бы номинально) в данных отраслях значительно выше, нежели в среднем по экономике.

Значительные денежные потоки в области генерируются экспортно ориентированными предприятиями. Донецкая область - наибольший экспортер Украины, ее доля в украинском экспорте составляет 18,3%. Основная статья экспорта области (до 60% в 2002 г., до 70% в 2001 г.) - продукция черной металлургии. Продукция машиностроения - самый быстрорастущий сегмент экспорта области, однако в общей структуре экспорта его доля еще очень мала (около 8% в 2002 году). Основная часть высокотехнического экспорта приходится на такие предприятия-гиганты, как Новокраматорский машиностроительный завод и «Азовмаш».

Именно с этим связан наш тезис о том, что пока работают металлургические предприятия и шахты, людям выплачивается заработная плата. А значит, развивается социальная инфраструктура и обслуживающие ее малый и средний бизнес. То, что деньги в оборот приносят во многом именно шахты, где заняты более 31% трудоспособного населения области, подтверждается также и тем, что «точки роста» на карте Донецкой области постоянно мигрируют (см. карту).

4. Область «инертна». Ввиду своей специфичной структуры производства (а именно преобладания отраслей тяжелой промышленности) область характеризовалась меньшими темпами падения производства, чем были в Украине в 90-х годах. Но по этой же причине и рост происходит медленнее. Экономика области зависит от больших предприятий, и если у них дела идут хорошо, то и область чувствует себя неплохо. Если же развитие предприятий тормозится, то и область не развивается.

Эта диспропорция может быть выровнена за счет развития малого и среднего бизнеса. И хотя количество малых предприятий на 10 тысяч населения превышает средний уровень по Украине (51 к 48), их вклад - всего 4,3% объема выпущенной в области продукции. В то время как для Украины этот показатель составляет 7,3% (данные Госкомстата за 2001 год). Аналогичные тенденции видны при анализе данных главного управления проектами при Национальном банке Украины о выданных кредитах на поддержку малого и среднего бизнеса по кредитной линии ЕБРР. Так, из 187 проектов, реализованных в Украине на сумму $158 млн., на долю Донецкой области приходится всего 3 (1,6% от общего числа) на сумму $1,5 млн. (0,94% от общей суммы).

Основное внимание руководство области уделяет крупному бизнесу, в то время как до развития мелких ниш для малого и среднего бизнеса пока «руки не доходят». По данным МФК, получение всевозможных разрешений органов власти для мелкого бизнеса в Донецке является намного более сложным, чем для представителей среднего и крупного бизнеса. Тогда как во многих других промышленно развитых центрах это не так.

5. Льготы стимулируют подъем старых предприятий. Если посмотреть на карту области, то легко заметить, что «льготные» территории были созданы не в районах и городах, где наиболее снизился объем производства, а в местах, где работают крупнейшие донецкие предприятия, которым якобы хотят помочь сохранить рабочие места. На деле льготы оказываются хорошим стимулом для вложения денег в «старые» промышленные отрасли, в их модернизацию, однако никак не сказываются на структурных изменениях экономики в пользу более высокотехнологичных отраслей.

На долю территорий приоритетного развития приходится 22% от площади области и 20% сельскохозяйственных угодий. Здесь проживает 69% населения, производится 74% промышленной продукции, обеспечивается 87% внешнеторгового оборота. Специальный режим инвестиционной деятельности устанавливается на 30 лет. При этом на 5 лет вводятся таможенные и налоговые льготы по импорту материальных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов. В течение трех лет с момента получения первой прибыли предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль и следующие три года платят налог по половинной ставке при условии, что инвестиции составляют не менее $1 млн.

На территории Донецкой области существуют также две специальные экономические зоны «Азов» и «Донецк», которые создаются на 60 лет и имеют режим специальной таможенной зоны. Однако СЭЗ в сравнении с ТПР выглядят пока менее привлекательно. Это хорошо видно как по интенсивности вложения инвестиций, так и по количеству предприятий, зарегистрированных в них. На сегодня в СЭЗ работает всего несколько предприятий, и говорить о каких-либо реальных результатах пока рано.

6. Практически все предприятия области, представляющие интерес для крупных инвесторов, уже приватизированы. А крупные предприятия, особенно расположенные вне Донецка, строят вокруг себя «феодальные княжества», скупая близлежащие мелкие промышленные предприятия, обслуживающие потребителей. К примеру, владельцем крупнейшей сети кафе и ресторанов в г. Мариуполе (и во всей Донецкой области) является завод «Азовсталь», а «Азовмаш» вкладывает средства в строительство мини-молокозавода для собственных потребностей. Разветвленной промышленной инфраструктурой владеют также и сами финансово-промышленные группы, такие как «АРС» или «ИСД».

Цель этих объединений - не выпускать деньги «на сторону». Так, полученную на комбинате зарплату рабочие будут тратить на продукты питания, произведенные на предприятиях, принадлежащих этому комбинату, одеваться в магазинах комбината, питаться в ресторанах, которыми владеет комбинат, и отдыхать в его здравницах. Подобная ситуация сложилась после того, как, получая в 1996-2000 гг. значительные «экспортные» прибыли, металлурги могли относительно дешево приобретать самые разные предприятия области, стоящие на грани выживания. В то время металлурги вкладывали значительные средства почти во все отрасли экономики, «резервируя» за собой наиболее привлекательные объекты, проводя не только вертикальную интеграцию бизнеса в единые технологические циклы «уголь-кокс-металл», «штрипс-труба-газ», но и входя в другие отрасли, напрямую не связанные с основной деятельностью ФПГ.

Похожий опыт хозяйствования мы можем увидеть в Японии и некоторых других азиатских странах. Там такие замкнутые комплексы называются «кейретцу». Однозначно сказать, хорошо это или плохо, нельзя. С одной стороны, интеграция может способствовать более быстрому развитию предприятий, входящих в группу, через систему внутренних трансфертов (т. е. более прибыльные предприятия могли бы за счет своих доходов «подтягивать» остальные). С другой стороны, во время кризиса неприбыльное предприятие содержится на балансе и является обузой для остальных, тем самым усугубляя финансовое состояние всей системы. Такая структура также мало способствует проникновению на места конкуренции.

Как бы то ни было, вход в область «не местных», особенно для крупного капитала, все же затруднен. Как правило, это возможно не столько через реконструкцию «лежащего» предприятия, сколько через строительство нового. Но в последнее время перед ФПГ встала новая задача - реструктуризировать свой бизнес. Снижающаяся рентабельность металлопроизводства, уменьшающиеся прибыли от экспорта металлических полуфабрикатов, растущая потребность внутреннего рынка в готовой металлопродукции (к чему многие крупные заводы оказались во многом не готовы) приводят к тому, что ФПГ будут вынуждены в ближайшие годы вложить в металлургию серьезные деньги. Источником средств для таких капиталовложений может стать в первую очередь продажа «прочих» активов ФПГ в виде предприятий, не связанных металлургией в один производственный цикл. Это откроет для «внешнего» инвестора если не дверь, то хотя бы окно во внешне «неприступную» область.


Юрий Григоренко, эксперт по инвестиционной политике аналитического центра «Институт реформ»

- В наших рейтинговых исследованиях инвестиционной привлекательности, которые мы проводим с 1998 года, область стабильно занимает 2-3-е места, конкурируя в основном с Днепропетровской областью. Уже по этому критерию можно говорить, что она имеет высокий потенциал в развитии. Однако ситуация в области представляет собой очень интересное явление - это «блеск на фоне нищеты». Структура экономики достаточно специфична, и при достаточно развитом Донецке существует проблема многочисленных депрессивных шахтерских городов и поселков. И рынки Донецкой области функционируют в призме этих проблем.


Сергей Оксанич, президент инвестиционной компании «КIНТО»

- Донецький регiон працює на виснаження, i його колосальний економiчний потенцiал швидко зношується морально та фiзично. Перiод агресивного захоплення активiв, який вимагав «ведмежих» настроїв, минув - процеси приватизацiйного поглинання в регiонi знаходяться практично на завершеннi. Регiон отримає, можливо, єдиний шанс, якщо його провiднi фiнансово-промисловi групи переосмислять та якомога швидше перейдуть до розв'язання проблем, пов'язаних iз питаннями капiталiзацiї тих пiдприємств, якими вони керують. Бо металургiйний комплекс i важке машинобудування - це надзвичайно фондомiсткi галузi, i власними та кредитними ресурсами проблеми, що з ними пов'язанi, вирiшити просто неможливо. Вивести регiон на дiйсно провiднi позицiї можна, лише спираючись на фондовий ринок, шляхом створення привабливих та комфортних умов для портфельних iнвесторiв.


Донецкая область

Образована: 2 июля 1932 г.

Площадь: 26,5 тыс. кв. км (4,4% территории Украины).

Население: 4805 тыс. человек (10% населения Украины), городское - 90%, сельское - 10%.

Плотность населения: 181 чел. на кв. км.

Административное деление: 18 районов, 51 город, в том числе 28 областного подчинения, 134 поселка городского типа и 1122 сельских населенных пункта.

Безработица: 2,7% (10,3% по методологии МОТ)

Валовая добавленная стоимость (2000 г.): 17278 млн. грн. (12,5% от ВДС по Украине).

ВДС на душу населения (2000 г.): 3509 грн. (в среднем по Украине - 2788 грн.)

Экспорт: $3004 млн. (18,3% от показателя Украины).

Импорт: $848 млн. (5% от показателя Украины).

Прямые иностранные инвестиции на 01.10.2002 г.: $364,5 млн. (7,8% от общей суммы ПИИ).