Источник: Сборник статей на сайте фирмы "Техноком"
http://www.tehnekon.ru/book2.php?rid=7

Измерение, контроль, диагноз и устранение колебаний машин
(Фирма "КАРЛ ШЕНК АГ")

1. Введение

У ротационных машин, как, например, турбин, турбокомпрессоров, насосов, вентиляторов, электродвигателей и генераторов, вибрация это нежелательное и мешающее явление. Колебания уменьшают эксплуатационную надежность и срок службы машин, так как они представляют собой дополнительную динамическую нагрузку. Они способствуют преждевременному износу подшипников и могут привести к деформации роторов, поломке материала и повреждению фундамента.

Если рассматривать этот факт с точки зрения экономики, то колебания машин снижают доходность в трех отношениях:

Поэтому все мероприятия, направленные на предотвращение повреждений вследствие колебаний, являются важным вкладом в повышение эксплуатационной надежности и экономичности эксплуатации машин. В этой связи часто упоминается "профилактический уход за машинами", при котором чистый ремонт сменяется современной программой по предотвращению повреждений, основанной на предупредительном техническом уходе. Осуществление такой программы требует самое малое, следующих мер:

2. Колебания машин

Колебания машин создаются преимущественно их вращающимися и осциллирующими частями. При этом главным возбудителем колебаний является неуравновешенность роторов.

Ротор, имеющий дисбаланс создает во время вращения свободные центробежные силы, зависимые от частоты вращения. Их величина вычисляется на основе следующего соотношения (см. Рис.1).

Виброанализ

Рис. 1: Дисбаланс U на радиусе r создает на вращающемся с угловой скоростью w роторе свободную центробежную силу F.
F=u*r*w2

Вызванные дисбалансом центробежные силы и действующие на ротор переменные силы (например, магнитные силы, гидравлические силы и т.п.) побуждают ротор и вал ротора к колебаниям. Через масляную пленку подшипников скольжения (или через подшипники качения) колебания и усилия передаются на опоры и на фундамент машины. Величина передаваемых колебаний зависит от ряда разных параметров. Самые существенные из них это: жесткость и демпфирование масляной пленки, опор и фундаментов, а также масса роторов, опор и фундаментов.

виброанализатор

Рис. 2: Виды колебаний у машин
a - относительные колебания валов
b - абсолютные колебания валов
c - абсолютные колебания подшипников

Как видно на рисунке 2, различаем три вида колебаний:

Вибродиагностика

Рис. 3: Виды колебаний и места их измерения (на примере подшипника скольжения)
a - относительные колебания валов
b - абсолютные колебания валов
c - абсолютные колебания подшипников

2.1 Какой вид колебаний измеряется?

В то время как раньше оценка плавности хода всех машин проводилась исключительно на основе колебаний подшипников, сегодня принимается во внимание конструкция данных машин, а при измерении предпочтение отдается тому виду колебаний, который имеет самую большую выразительность.

Как правило, можно считать, что:

Вибродиагностика

Рис. 4: Если при одинаковой опорной конструкции масса ротора увеличивается, то относительные колебания валов становятся меньше, а абсолютные колебания подшипников - больше.
m 1 - масса ротора
m 2 - масса подшипника

Кроме того, у машин на подшипниках скольжения следует дополнительно учесть соотношения масс и жесткости испытуемой машины:

Абсолютным колебаниям валов до сих пор не придавали большого значения, так как их измерение, особенно ввиду необходимой измерительной техники, вызывает большие затраты. Поэтому они учитываются, прежде всего, в случае больших турбоагрегатов электростанций и в дальнейшем не будут обсуждаться.

Источник: Сборник статей на сайте фирмы "Техноком"
http://www.tehnekon.ru/book2.php?rid=7