АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ


Перевод с немецкого на русский выполнила: Кальметьева Н. Р.
Источник: Dieter Arnold. MaterialfluBlehre. 1995.

Следуя определению Цангемейстера (1976), под практической ценностью понимается «анализ множества комплексных альтернатив действия (здесь: альтернатива планирования) с целью упорядочить элементы этого множества соответственно предпочтениям субъекта принятия решений относительно многослойной системы целей. Отображение этого порядка осуществляется благодаря указанию практических ценностей альтернатив».
Практическая ценность – это безразмерный порядковый индекс, который оценивает пригодность одной альтернативы по сравнению с другими. Конечно, критерии оценки можно объединять в группы (например, технические, производственно-экономические или эргономические критерии) и по ним распознавать частичную пользу.
Анализ практической ценности можно рассматривать только как помощь в принятии решения, он никогда не сможет заменить профессиональную компетенцию и предпринимательскую дальновидность. Кроме того, это метод, зависящий от личного опыта и от предубеждений, особенно при определении критериев и их взвешивании. Намного сложнее определить критерии, которые полностью независимы друг от друга. Поэтому анализ практической ценности должен проводиться, по возможности, независимо от многих лиц или в команде.
В заключение представлен пример проведения анализа практической деятельности:
Пример
Завод-производитель автомобилей должен доставить детали сборки (крупно- и мелкогабаритные) с центрального склада к перевалочному пункту в монтажном цехе. С помощью анализа практической ценности следует оценить пригодность следующих системных альтернатив относительно этих транспортных задач:
А1: двустороннее сообщение с помощью вилочного автопогрузчика
А2: двустороннее сообщение с помощью тракторного поезда
А3: двустороннее сообщение с помощью FTS
А4: электрическая подвесная дорога
Проведение анализа практической стоимости
Для точности оценки главные критерии разделены на отдельные. С помощью этих критериев рассчитываются значения выполнения отдельных критериев оценки. Среди них указывается пограничная величина, при ее превышении или недотягивании до нее соответствующая альтернатива вообще не принимается во внимание. Если данные оцениваются с помощью указанного веса, то выявляется матрица исполнения. Сумма всех критериев дает практическую ценность отдельных альтернатив. Проведение анализа практической ценности представлено в таблицах 6.4 – 6.7. На основании полученного максимального значения практической ценности здесь следует выбирать электрическую подвесную дорогу.
Так как это значение относительно четко выделяется на фоне остальных значений, необязательно проводить контроль чувствительности результата анализа практической ценности относительно взвешивания. Но все-таки часто имеет смысл полученную в результате матрицы прибыльности информацию представить графически. Таким образом станет, например, понятно, достигает ли одна альтернатива по всем критериям равномерного выполнения целевого значения, или целевое значение матрицы прибыльности выявляется путем обобщения очень высоких и очень низких значений. С этой целью, например, оправдали себя как формы изображения порядковые профили значений в изображении полярных координат.
Анализ рентабельности
Условием для выбора варианта планирования является подтверждение его рентабельности. Анализ рентабельности – это неотъемлемая составляющая работ по планированию и он должен проводиться компетентным специалистом планового отдела. В рамках этого анализа расходуемые (однократные) инвестиционные затраты сравниваются с экономией средств, дополнительной выручкой и текущими расходами (Cash Flows), которые ожидаются во время срока амортизации.
Экономия средств высчитывается путем сравнения инвестиционных расходов с будущими затратами на альтернативы. При капиталовложениях в технику материального потока ожидается экономия средств благодаря снижению оборотного капитала (Working Capital) за счет сокращения непрерывного срока работы или высвобождения рабочей силы. Дополнительная выручка или дополнительные прибыли, которые можно отнести в счет системы материального потока, редки во внутрипроизводственной сфере, но возможны, например, в системе логистики благодаря расширению товарооборота с помощью готовности к улучшению поставок.
Расходы в основном различаются по видам затрат; они могут быть чаще всего связаны с инвестиционным проектом. Однако квалификация экономии средств, связанная с инвестициями, сложнее, и ее могут определять только эксперты. Динамические способы расчета рентабельности учитывают временную отсрочку расходов и выручки и уплату процентов на т.н. действительную стоимость. Наряду с определением инвестиционных затрат важная задача планирования материального потока состоит следовательно в том, чтобы прогнозировать ожидаемые накопления средств, возможную дополнительную выручку и все текущие затраты для возможных альтернативных решений.