Оригинал статьи напечатан в журнале Вісті Донецького гірничого інституту № 1, 2006

АНАЛИЗ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ ЛЮДЕЙ НА ШАХТНЫХ ГРУЗОВЫХ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРАХ И РАЗРАБОТКА МЕР ПО ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ


Деревянский Вадим Юрьевич, инж.
Любовский Юрий Станиславович, студент (ДонНТУ)

Назад в библиотеку

Произведен анализ смертельного травматизма при передвижении людей на грузовых конвейерах в угольных шахтах Украины и разработаны меры по его предупреждению

The analysis of mortal traumatism is produced at the movement of people on freight conveyers in the coal mines of Ukraine and measures on his warning are developed

Проблема и её связь с научными и практическими задачами

Ленточные конвейеры являются эффективным средством транспорта насыпных грузов в угольных шахтах. Они также могут использоваться для перевозки людей, при условии оборудования в соответствии с требованиями Инструкции [1].

Как показывает практика, в настоящее время существует проблема высокого уровня травматизма на шахтных ленточных конвейерах - ежегодно в угольной промышленности Украины регистрируется 10 и более случаев со смертельным исходом. Поэтому разработка мер по повышению безопасности ленточных конвейеров в угольных шахтах является актуальной.

Анализ исследований и публикаций.

Обзор доступных авторам литературных источников, опубликованных за последние 5 лет, в частности [2, 3, 4], не выявил работ, посвященных разработке мер по предотвращению несчастных случаев (НС) при передвижении людей на лентах шахтных грузовых конвейеров. Вместе с тем, по данным МакНИИ, из 160 случаев смертельного травматизма, происшедших в угольной промышленности Украины на этом виде транспорта в период с 1994 по 2005 гг. при передвижении на необорудованных конвейерах погибло 69 человек, что составляет 43% от общего количества пострадавших. На основании изложенного была определена цель работы - анализ травматизма и разработка мер по предотвращению НС при передвижении людей на грузовых ленточных конвейерах в угольных шахтах Украины.

Постановка задач

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

- анализ травматизма при передвижении людей на грузовых ленточных конвейерах в угольных шахтах Украины;

- разработка технических, организационно-технических, организационных и учебно-воспитательных мер по предупреждению травматизма при передвижении людей на грузовых ленточных конвейерах.

Изложение материала и результаты

Анализа травматизма осуществлялся на основе информации актов специального расследования НС при передвижении людей на необорудованных ленточных конвейерах в угольных шахтах Украины за 2000 - 2005 гг. При этом использовались методы математической статистики [5].

На рисунке 1 показано распределение смертельного травматизма по объединениям. Наиболее высокий травматизм при передвижении людей на лентах грузовых конвейеров имеет место на шахтах 2-х объединений -«Селидовуголь» и «Красноармейскуголь», на долю которых приходится 30 % таких НС, зарегистрированных в угольной промышленности Украины. Высокий смертельный травматизм также наблюдается на шахтах, входящих в объединения «Макеевуголь», «Шахтерскантрацит» и «Свердловантрацит». Их удельный вес составляет 24%.

Рисунок 1. Распределение смертельного травматизма по объединениям

Рисунок 1. Распределение смертельного травматизма по объединениям

Из диаграммы (рис.1) следует, что более половины всех НС произошло на шахтах 5 угледобывающих объединений, 4 из которых расположены на территории Донецкой области. Это указывает на необходимость принятия в данных объединениях неотложных мер по предупреждению случаев передвижения людей по горным выработкам на грузовых конвейерах.

Рисунок. 2. Распределение смертельного травматизма по профессиям пострадавших

Рисунок. 2. Распределение смертельного травматизма по профессиям пострадавших

На рисунке 2 приведено распределение смертельного травматизма по профессиям пострадавших. Из диаграммы следует - НС чаще всего происходят с рабочими, в чьи обязанности не входит обслуживание конвейеров. Поэтому на контроль и организацию безопасного передвижения людей по горным выработкам следует обратить внимание начальников участков и горных мастеров в первую очередь добычных и подготовительных участков. Две трети пострадавших приходится на представителей трех профессий: ГРОЗ - 25%, ГРП и проходчики - по 21%. Высокий травматизм среди электрослесарей (13%), в том числе обслуживающих и ремонтирующих ленточные конвейера указывает на необходимость организации и совершенствования внутрисменной перевозки людей. Также обращает на себя внимание высокий уровень НС среди учеников рабочих профессий (8%), что связано с недостаточным уровнем профессиональных знаний у представителей этой категории. Следует отметить смертельный травматизм ИТР (4%).

Рисунок 3. Распределение смертельного травматизма по возрасту пострадавших

Рисунок 3. Распределение смертельного травматизма по возрасту пострадавших

Рисунок 4. Распределение смертельного травматизма по сменам

Рисунок 4. Распределение смертельного травматизма по сменам

На рисунке 4 Распределение смертельного травматизма по сменам. Наиболее часто НС происходят с рабочим предпенсионного возраста (от 40 до 50 лет), удельный вес которых равен 47,6 %. Практика показывает - нарушения требований безопасности в таком возрасте часто обусловлены не личной недисциплинированностью, а состоянием здоровья нарушителей. Поэтому большое значение имеет организация перевозки людей по горным выработкам.

Возрастная категория от 20 до 30 лет занимает 2-е место по числу пострадавших (23,8%). Данная категория является недостаточно опытной и нарушения требований безопасности часто допускает из-за недостатка знаний, что свидетельствует о необходимости повышения профессиональной квалификации работников. Это также относится к ученикам и молодым рабочим в возрасте до 20 лет, удельный вес которых в общей структуре травмированных составляет 9,5%. Из этого следует важность применения учебно-воспитательных мер.

Из рисунка 4 видно, что наиболее травмоопасными являются І и ІІ смены. Две трети НС произошли во время передвижения пострадавших на грузовых ленточных конвейерах в начале и конце смен, т.е. при передвижении к месту работы и обратно. Это говорит о необходимости организации механизированной доставки людей в пересмену. Одна треть НС произошла в течение смены. Наибольший удельный вес таких случаев приходится на ІІ смену. Это указывает на важность организации внутрисменной перевозки людей.

Проведенный анализ позволил разработать следующие основные меры по предупреждению травматизма при передвижении людей на грузовых ленточных конвейерах в угольных шахтах Украины.

1. Технические средства и меры повышения надежности конвейеров и средств защиты:

  • переоборудовать грузовые конвейеры в грузолюдские;
  • установить и поддерживать в работоспособном состоянии аппаратуру автоматического контроля целостности ленты (устройства защиты лент от поперечных и продольных порывов);
  • обеспечить автоматический контроль наличия пассажиров на концевых участках конвейеров с помощью концевых выключателей;
  • установить средства принудительного смещения людей с нижних ветвей ленточных конвейеров;
  • поддерживать в работоспособном состоянии аппаратуру управления и средства защиты ленточных конвейеров;

2. Организационно-технические и организационные меры:

  • обеспечить механизированную перевозку людей по горным выработкам в соответствии с требованиями Правил безопасности;
  • разработать графики работы транспортных средств, оборудованных для перевозки людей (ленточных конвейеров, пассажирских поездов, канатно-кресельных дорог), предусматривающие их работу не только в начале и в конце, но и в течение смены;
  • привести в безопасное состояние пути пешего передвижения людей по горным выработкам;
  • соблюдать графики планово-предупредительных осмотров, наладок и ремонтов транспортных средств, предназначенных для перевозки людей;
  • организовать дежурство ИТР на грузовых ленточных конвейерах в начале и в конце смен;
  • обеспечить организованное передвижение людей по горным выработкам до начала и после окончания смен под руководством бригадиров (звеньевых, старших рабочих) и горных мастеров;
  • обеспечить постоянный контроль со стороны обслуживающего персонала (МПУ, ГРП) за нахождением людей на лентах грузовых конвейеров;
  • при выдаче нарядов учитывать возраст рабочих. По возможности, не посылать людей предпенсионного возраста на рабочие места с трудными маршрутами передвижения, с необорудованной механизированной перевозкой (там, где она требуется);
  • запретить сменным ИТР выполнять работы, не относящиеся к их обязанностям и внести дополнения в должностные инструкции о личной ответственности за соблюдение правил передвижения людей по горным выработкам;
  • запретить привлекать учеников горнорабочих и рабочих-инструкторов к раздельному выполнению работ;
  • усилить контроль над спуском работников в шахту с целью выявления лиц в нетрезвом состоянии;

3. Учебно-воспитательные меры:

  • обстоятельства НС на ленточных конвейерах доводить до сведения трудящихся в минимальные сроки;
  • проводить периодические инструктажи всех подземных работников под роспись о запрещении передвижения на ленточных конвейерах, не предназначенных для перевозки людей;
  • вывесить запрещающие знаки или светящиеся табло с надписью «Езда на ленточном конвейере запрещена», непосредственно вблизи концевых участков грузовых ленточных конвейеров
  • на стендах по охране труда в нарядных всех участков вывесить перечень конвейеров, езда на которых запрещена.

Выводы и направления дальнейших исследований

  1. Наиболее высокий уровень смертельного травматизма при передвижении людей на грузовых ленточных конвейерах за 2000 - 2005 гг. имеют шахты объединений «Селидовуголь», «Красноармейскуголь», «Макеевуголь», «Шахтерскантрацит» и «Свердловантрацит».
  2. Две трети пострадавших приходится на представителей трех профессий: ГРОЗ, ГРП и проходчики. Чаще всего НС происходили с рабочими, не связанными с эксплуатацией ленточных конвейеров.
  3. Наибольший удельный вес имеют пострадавшие предпенсионного возраста - от 40 до 50 лет, а также ученики рабочих профессий и молодые рабочие в возрасте до 20 лет и от 20 до 30 лет.
  4. Наиболее травмоопасными являются І и ІІ смены. Две трети НС произошли во время передвижения пострадавших на грузовых ленточных конвейерах в начале и конце смен, одна треть - в течение смены.
  5. Разработаны технические, организационно-технические, организационные и учебно-воспитательные меры , реализация которых позволит повысить безопасность конвейерного транспорта в угольных шахтах Украины за счет предупреждения травматизма при передвижении людей на лентах грузовых конвейеров.

Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку мер по снижению травматизма при ремонте и обслуживании шахтных ленточных конвейеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инструкция по перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных и сланцевых шахт. - Кемерово: ВостНИИ, 1984.

2. Левкин Н.Б. Предотвращение аварий и травматизма в угольных шахтах Украины. - Донецк: Донбасс, 2002. - 392 с.

3. Довженко В.П. Пути повышения безопасности эксплуатации ленточных конвейеров // Способы и средства создания безопасных и здоровых условий труда в угольных шахтах. /Сб. научн. трудов МакНИИ, 2005. - С.298 - 305.

4. Волкоедов В.Н., Морозов Г.Д. Основные направления совершенствования подземного транспорта // Уголь Украины, 2003. - №9. - С.34 - 35.

5. Переяслова И.Г., Колбачев Е.Б., Переяслова О.Г. Статистика: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 282с.

Назад в библиотеку