Оригинал статьи напечатан в журнале Вісті Донецького гірничого інституту № 1, 2006
АНАЛИЗ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ ЛЮДЕЙ НА ШАХТНЫХ ГРУЗОВЫХ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРАХ И РАЗРАБОТКА МЕР ПО ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
Назад в библиотеку
Произведен анализ смертельного травматизма при передвижении людей на грузовых конвейерах в угольных шахтах Украины и разработаны меры по его предупреждению The analysis of mortal traumatism is produced at the movement of people on freight conveyers in the coal mines of Ukraine and measures on his warning are developed Проблема и её связь с научными и практическими задачами Ленточные конвейеры являются эффективным средством транспорта насыпных грузов в угольных шахтах. Они также могут использоваться для перевозки людей, при условии оборудования в соответствии с требованиями Инструкции [1]. Как показывает практика, в настоящее время существует проблема высокого уровня травматизма на шахтных ленточных конвейерах - ежегодно в угольной промышленности Украины регистрируется 10 и более случаев со смертельным исходом. Поэтому разработка мер по повышению безопасности ленточных конвейеров в угольных шахтах является актуальной. Анализ исследований и публикаций. Обзор доступных авторам литературных источников, опубликованных за последние 5 лет, в частности [2, 3, 4], не выявил работ, посвященных разработке мер по предотвращению несчастных случаев (НС) при передвижении людей на лентах шахтных грузовых конвейеров. Вместе с тем, по данным МакНИИ, из 160 случаев смертельного травматизма, происшедших в угольной промышленности Украины на этом виде транспорта в период с 1994 по 2005 гг. при передвижении на необорудованных конвейерах погибло 69 человек, что составляет 43% от общего количества пострадавших. На основании изложенного была определена цель работы - анализ травматизма и разработка мер по предотвращению НС при передвижении людей на грузовых ленточных конвейерах в угольных шахтах Украины. Постановка задач Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: - анализ травматизма при передвижении людей на грузовых ленточных конвейерах в угольных шахтах Украины; - разработка технических, организационно-технических, организационных и учебно-воспитательных мер по предупреждению травматизма при передвижении людей на грузовых ленточных конвейерах. Изложение материала и результаты Анализа травматизма осуществлялся на основе информации актов специального расследования НС при передвижении людей на необорудованных ленточных конвейерах в угольных шахтах Украины за 2000 - 2005 гг. При этом использовались методы математической статистики [5]. На рисунке 1 показано распределение смертельного травматизма по объединениям. Наиболее высокий травматизм при передвижении людей на лентах грузовых конвейеров имеет место на шахтах 2-х объединений -«Селидовуголь» и «Красноармейскуголь», на долю которых приходится 30 % таких НС, зарегистрированных в угольной промышленности Украины. Высокий смертельный травматизм также наблюдается на шахтах, входящих в объединения «Макеевуголь», «Шахтерскантрацит» и «Свердловантрацит». Их удельный вес составляет 24%. Рисунок 1. Распределение смертельного травматизма по объединениям Из диаграммы (рис.1) следует, что более половины всех НС произошло на шахтах 5 угледобывающих объединений, 4 из которых расположены на территории Донецкой области. Это указывает на необходимость принятия в данных объединениях неотложных мер по предупреждению случаев передвижения людей по горным выработкам на грузовых конвейерах. Рисунок. 2. Распределение смертельного травматизма по профессиям пострадавших На рисунке 2 приведено распределение смертельного травматизма по профессиям пострадавших. Из диаграммы следует - НС чаще всего происходят с рабочими, в чьи обязанности не входит обслуживание конвейеров. Поэтому на контроль и организацию безопасного передвижения людей по горным выработкам следует обратить внимание начальников участков и горных мастеров в первую очередь добычных и подготовительных участков. Две трети пострадавших приходится на представителей трех профессий: ГРОЗ - 25%, ГРП и проходчики - по 21%. Высокий травматизм среди электрослесарей (13%), в том числе обслуживающих и ремонтирующих ленточные конвейера указывает на необходимость организации и совершенствования внутрисменной перевозки людей. Также обращает на себя внимание высокий уровень НС среди учеников рабочих профессий (8%), что связано с недостаточным уровнем профессиональных знаний у представителей этой категории. Следует отметить смертельный травматизм ИТР (4%). Рисунок 3. Распределение смертельного травматизма по возрасту пострадавших Рисунок 4. Распределение смертельного травматизма по сменам На рисунке 4 Распределение смертельного травматизма по сменам. Наиболее часто НС происходят с рабочим предпенсионного возраста (от 40 до 50 лет), удельный вес которых равен 47,6 %. Практика показывает - нарушения требований безопасности в таком возрасте часто обусловлены не личной недисциплинированностью, а состоянием здоровья нарушителей. Поэтому большое значение имеет организация перевозки людей по горным выработкам. Возрастная категория от 20 до 30 лет занимает 2-е место по числу пострадавших (23,8%). Данная категория является недостаточно опытной и нарушения требований безопасности часто допускает из-за недостатка знаний, что свидетельствует о необходимости повышения профессиональной квалификации работников. Это также относится к ученикам и молодым рабочим в возрасте до 20 лет, удельный вес которых в общей структуре травмированных составляет 9,5%. Из этого следует важность применения учебно-воспитательных мер. Из рисунка 4 видно, что наиболее травмоопасными являются І и ІІ смены. Две трети НС произошли во время передвижения пострадавших на грузовых ленточных конвейерах в начале и конце смен, т.е. при передвижении к месту работы и обратно. Это говорит о необходимости организации механизированной доставки людей в пересмену. Одна треть НС произошла в течение смены. Наибольший удельный вес таких случаев приходится на ІІ смену. Это указывает на важность организации внутрисменной перевозки людей. Проведенный анализ позволил разработать следующие основные меры по предупреждению травматизма при передвижении людей на грузовых ленточных конвейерах в угольных шахтах Украины. 1. Технические средства и меры повышения надежности конвейеров и средств защиты:
2. Организационно-технические и организационные меры:
3. Учебно-воспитательные меры:
Выводы и направления дальнейших исследований
Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку мер по снижению травматизма при ремонте и обслуживании шахтных ленточных конвейеров. ЛИТЕРАТУРА 1. Инструкция по перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных и сланцевых шахт. - Кемерово: ВостНИИ, 1984. 2. Левкин Н.Б. Предотвращение аварий и травматизма в угольных шахтах Украины. - Донецк: Донбасс, 2002. - 392 с. 3. Довженко В.П. Пути повышения безопасности эксплуатации ленточных конвейеров // Способы и средства создания безопасных и здоровых условий труда в угольных шахтах. /Сб. научн. трудов МакНИИ, 2005. - С.298 - 305. 4. Волкоедов В.Н., Морозов Г.Д. Основные направления совершенствования подземного транспорта // Уголь Украины, 2003. - №9. - С.34 - 35. 5. Переяслова И.Г., Колбачев Е.Б., Переяслова О.Г. Статистика: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 282с. Назад в библиотеку |