Алиев Н. А., Константинов С. С., Лумей М. Ю., Дудченко А. Ю., Исаев А. Е. "Особенности технологии изготовления рабочих колес центробежных насосов модульным методом" // Сборник научных трудов "Перспективы развития угольной промышленности в XXI веке", Алчевск 2002 г. – С. 207 - 212.


Содержание


УДК 65.015.11; 621.671

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧИХ КОЛЕС ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ МОДУЛЬНЫМ МЕТОДОМ

К.т.н. доцент Алиев Н. А., инженеры Константинов С. С., Лумей М. Ю., Дудченко А. Ю., Исаев А. Е. (Научно-исследовательский институт горной механики им. М. М. Федорова)

      Практика эксплуатации шахтных центробежных многосекционных насосов известных фирм-производителей (Ясногорский машинострои-тельный завод, “Ry-Pumps” “Южгидромаш”, “Weir Pacific”, “PEP”, “Wernert”, “KSB”, “Sulzer”) показала, что наиболее эффективным мате-риалом для рабочих колес является чугун или его модификации.
      Это в первую очередь объяснено с экономической и технологиче-ской точки зрения. Полученные тем или иным способом литья чугунные колеса, особенно для многоступенчатых насосов, имеют малую себестоимость, просты в механической обработке и соответствуют техническим условиям на рабочее колесо и т. д. Кроме того, к значительным преимуществам чугунных колес следует отнести небольшую скорость восприятия коррозионного воздействия под действием кислотных и щелочных сред, в которых работают насосные агрегаты, высокую демпфирующую способность и антифрикционные свойства чугуна, что особенно важно для большого числа контактирующих промежуточных пар скольжения, которыми являются щелевые уплотнения насосов и т. д. Указанные свойства, как известно, обусловлены наличием в структуре чугуна графитовых включений - пластинчатых, шаровых или хлопьевидных форм, от которых зависят физико-механические свойства материала [1].
      Однако, как было показано в [2] анализ, проведенный на основе исследования параметров рабочих турбин насосов многочисленных про-изводителей, как в чугунном, так и в стальном исполнении, задача созда-ния высокопрочных и при этом обеспечивающих функциональные требования рабочих колес в настоящее время не решена. Сравнение колес, как в стальном, так и чугунном исполнении показало ряд существенных недостатков для обоих вариантов. К главным недостаткам рабочих колес обоих вариантов следует отнести полное отсутствие равнозначности, как по площади, так и по объему межлопаточных зон колес. Существенный перепад, как по весу, так и по геометрии рабочих колес в целом опреде-ляет резко выраженную динамику, высокую вибрацию и акустические колебания насосных агрегатов [2].
      И если к преимуществам чугунного литья можно отнести хорошую заполняемость литейных форм, хорошую обрабатываемость резанием, достаточно простой демонтаж колес с вала насоса (при обязательном разрушении самого колеса), то к недостаткам следует отнести хрупкость их, анизотропию структуры и наличие полостей, литейных раковин, ко-торые в чугуне не всегда удается обнаружить.
      Стальные рабочие колеса, при низкой жидкотекучести и соответст-венно неравномерной заполняемости литьевой формы, высокой темпера-туры плавки имеют, кроме того, резко выраженный весовой перепад. В одной и той же плавке порой он достигает 1.2-2.5 кг. К существенным недостаткам стальных рабочих колес относится прикипание их валу и возможность демонтажа их только огневым методом.
      В совокупности с вышесказанным, можно утверждать, что рабочая характеристика многосекционных шахтных центробежных насосов, спектр виброакустических колебаний, их надежность и долговечность весьма существенно зависят от рабочих колес. Причем в насосостроении технология изготовления рабочих колес должна быть увязана как с ком-плексом контроля и дефектации деталей агрегата на стадии изготовле-ния, так и с отработанными методами селективной и синфазной сборки насоса в целом [3].
      В научно-исследовательском институте горной механики им. М. М. Федорова разработан и внедрен модульно-шаговый способ изготовления сварных или штампосварных рабочих колес, который позволит полно-стью ликвидировать ряд вышеперечисленных недостатков. Внедрение модульного метода позволяет:
      1) получать равновеликие межлопаточные зоны как в пределах од-ного колеса, так и пределах серии рабочих колес данной модификации;
      2) получать совершенно одинаковые по весу рабочие колеса;
      3) внедрение в производство рабочих колес специальных видов термической или химико-термической обработки с последующей фи-нишной обработкой рабочих поверхностей покровного и коренного дис-ков, горловины и ступицы колеса позволяют получать высоконапорные, износостойкие и динамические сбалансированные рабочие колеса;
      4) изменять по необходимости напор и производительность насоса в определенном диапазоне, в рамках поточного технологического про-цесса производства колес;
      5) повысить к. п. д. насосного агрегата за счет высокого качества обработки межлопаточной зоны и рабочих поверхностей дисков, адек-ватности перекачиваемых объемов, уменьшения вибрационных парамет-ров машины в целом.
      Сущность предложенного метода заключается в разделении рабо-чих колес на модули. Модулей может быть в зависимости от веса и раз-мера колеса два, три и более. В пределах каждого модуля определенны операции (шаги) которые позволяют увязать их с параметрами или рабо-чими характеристиками необходимыми для функционирования агрегата.
      Определяющим модулем является коренной диск с лопатками, приваренными с заданным шагом к диску. Однако для формирования сложноориентированной в пространстве межлопаточной зоны требуется предварительная обработка коренного диска по внутренней поверхности. Причем, как известно в современном представлении в меридианном се-чении математической зависимости описывающей форму проточной час-ти не существует. Как рекомендовано в [4], контур канала в меридианном сечении в основном необходимо выполнять подобным по форме конту-рам канала у колес, показавших высокие гидравлические свойства. В свя-зи с этим, решением вариационной задачи по минимизации времени про-хождения частицы жидкости в потенциальном поле получены формы кривых, которые в достаточной степени отражают внутренний профиль межлопаточной зоны. Получена следующая зависимость для определе-ния точек профиля коренного диска:

Алиев Н. А.,  Константинов С. С., Лумей М. Ю., Дудченко А. Ю., Исаев А. Е.

      Полученные величины сравнивались с размерами проточной части рабочих колес насосов Ясногорского машиностроительного завода (Рос-сия), Насосэнергомаш (Сумы), ОАО «Донецкгормаш».
      Варьировалась ширина В0 выходного сечения колеса в меридиан-ном сечении, наружный диаметр рабочего колеса и ширина входа потока в колесо. В результате получены значения коэффициентов А, k и В0 по-зволяющие спрофилировать цилиндрическую лопатку и рабочее колесо с напором на одно колесо Н1=66 м при производительности =320 м3/час. Основой методики расчета проточной части рабочего колеса является определение меридианной составляющей абсолютной скорости . Причем во всех сечениях колеса должно быть соблюдено условие

Алиев Н. А.,  Константинов С. С., Лумей М. Ю., Дудченко А. Ю., Исаев А. Е.

      Полученные величины меридианной составляющей абсолютной скорости позволяют по полученной скорости определить уточненное значение угла наклона лопасти в поперечном сечении колеса.
      Разработанная методика расчета профиля канала в меридианном сечении и построение по углу наклона лопасти позволяет до минимума свести технологические радиусы кривизны профиля лопатки методом последовательного приближения и уточнения скоростей и углов .
      Кроме того, принятая технология и методика расчета внутренней образующей канала по основному диску с применением станков с ЧПУ (типа 16К20Ф3, 16К30Ф3) позволяет получить строго одинаковую в пре-делах 7-6 квалитетов точности геометрию поверхности коренного диска, используя полученное уравнение вида в зависимости, от требуемых рабочих характеристик колеса.
      Такое производство рабочих колес позволит получить совершенно одинаковые по своим параметрам турбины, осуществить локально в мо-дулях термическую или химико-термическую обработку, а также, создать гибкую производственную систему по изготовлению рабочих колес раз-личных типоразмеров в условиях одного производства от шахтных насо-сов до судовых погружных, доковых и нефтяных.
      Литература.
      1. Гуляев А.П. Металловедение. - М.: Металлургия, 1977. - 646 с.
      2. Коваль А. Н. Алиев Н. А. Новые технологии производства рабочих колес для шахтных многосекционных насосов. 77-82 с. Наукові праці донецького державного технічного університету. Випуск 35. Серія: гірнично-електромеханічна.- Донецьк: ДонДТУ. 2001- Вип. 94 - 272 стор.
      3. Алиев Н. А. Технологические особенности увеличения ресурса ди-намических насосов. \\ Международный сборник научных трудов. Прогрессивные технологии и системы машиностроения. - Донецк, 2001. Вып. 16 - с. 9-18.
      4. Ломакин А. А. Центробежные и осевые насосы. – М. – Л.: Машино-строение, 1966 – 364 с.

Наверх