Назад в библиотеку

1. Галкин Н. А. Усилия в звеньях тяговой цепи на звездочках скребкового конвейера // Изв. вузов. Горный журнал. - 1980. - № 3 . - С. 76-79.



      Проведены исследования усилий в центрально расположенной горизонтально замкнутой тяговой круглозвенной цепи размером 23 х 86 мм на полноразмерном натурном образце забойного скребкового конвейера СПЦ 91 длиной 15 м.
Производились замеры потребляемой электроприводом конвейера мощ¬ности и усилий в тяговом органе на прямолинейных и изогнутых участках рештачного става и при обводе тяговой цепи вокруг приводной и натяжной звездочек.
      Разработаны тензодатчики специальной конструкции, способные вместе с цепью обходить вокруг концевых звездочек, обеспечивая непрерывную запись усилий по всему контуру тягового органа. Две независимые друг от друга электрические схемы датчика смонтированы в Т-образных пазах центрального вертикального звена трехзвенника цепи. Электросхемы имеют наружные экранизированные выводы, позволяющие в случае выхода из строя одной схемы продолжать работу, используя вторую схему, без ремонта датчика. Пазы датчика залиты эпоксидной смолой и закрыты стальной фигурной крышкой с резиновой прокладкой, что делает конструкцию влагонепроницаемой. Крышка для повышения ударо-прочности утоплена в пазах корпуса. Два крайних горизонтальных звена трехзвенника цепи служат для подсоединения датчика в цепной тяговый орган с помощью стандартных соединительных звеньев типа ЗС, равнопрочных звеньям цепи.

      Влияние датчика на характер колебаний тягового органа практически исключено, т. к, жесткость звена-датчика соизмерима с жесткостью рядовых звеньев цепи. Датчик имеет линейную зависимость деформации от усилия, чувствительность датчика 0,1 кН.
      Так как тяговый орган конвейера СПЦ 91 горизонтально замкнутый, валы звездочек расположены вертикально, а звездочки вращаются в горизонтальной плоскости. Силовое взаимодействие с карманами зубьев звездочки осуществляется вертикальными звеньями цепи, а горизонтальные свободно размещаются в пазах между верхними и нижними зубьями. Измерение углового перемещения звездочки производилось отметчиком зубьев (датчик в виде нормально разомкнутого контакта).

      Получены следующие результаты. Спектр динамических нагрузок тягового органа состоит из нескольких составляющих. Колебания, наличие и частота которых определяются кинематикой зацепления на приводной звездочке, назовем вынужденными колебаниями основного тона. Период основного тона вынужденных колебаний То зависит от скорости движения тягового органа и двойного шага звеньев цепи [1] и для исследуемого конвейера составляет 0,285 с.
      Низкочастотная составляющая спектра колебаний тягового усилия в цепи с периодом Tн= 1,6...1,8 с имеет максимальную амплитуду, по сравнению с другими двумя составляющими, а частота ее непостоянна и изменяется в зависимости от амплитуды (с увеличением амплитуды уменьшается, и наоборот) [1]. Предположительная причина возникновения низкочастотных колебаний цепи — торцевое и радиальное биение звездочки. Высокочастотные составляющие спектра колебаний тяговой цепи обнаруживаются при значительной скорости движения пленки осциллографа (не менее 200 мм/с). Имея малую амплитуду колебаний, они не оказывают заметного влияния на результирующее усилие в цепи.

      При расшифровке осциллограмм отмечено, что в предварительно натянутой цепи после кратковременного включения привода происходит некоторое уменьшение предвари¬тельного натяжения. Это объясняется тем, что при растяжении цепи с плавным нарастанием усилия (при работе винтового или гидравлического натяжного устройства) звенья ее могут принимать эксцентричное положение относительно друг друга за счет сил трения скольжения (сцепления) в местах контактов между звеньями [2]. Сила Т, выпрямляющая цепь вдоль ее воображаемой оси, имеет небольшую величину вследствие незначительной величины угла а. Поэтому, когда натянутая цепь неподвижна, силы трения сцепления свободно удерживают звенья цепи в эксцентричном положении друг относительно друга. В результате воздействия на цепь знакопеременных динамических усилий, являющихся следствием пускового рывка и кратковременного движения по желобу, цепь удлиняется на некоторую величину ∂l за счет перегруппировки звеньев вдоль воображаемой продольной оси цепи.
      Если натяжение цепи производится с помощью привода, рывками, то описанного явления не наблюдается.

      При обводе тензозвена вокруг звездочек с одновременной записью усилий в цепи обнаружено, что при вхождении вертикального звена цепи с датчиком в контакт с зубьями звездочки и последующим движением его по дуге окружности зацепления совместно с шестизубой звездочкой в тяговом органе возникают пиковые усилия (рис. 1). Они соответствуют определенным взаимным положениям тензозвена и зубьев звездочки.

      



Рис.1 - Характер нагрузок в звеньях цепи при попадании их на натяжную(а, б) и приводную (в, г) звездочки

      Когда центр ведущего (по отношению к датчику) вертикального звена цепи пересекает ось приводной звезды, перпендикулярную оси става конвейера (рис. 2), корпус звена датчика, не вошедший еще в зацепление с зубъями, полиостью воспринимает тяговое усилие, развиваемое звездочкой (положение 1 тензодатчика). Отметки на осциллограммах (рис. 1) показывают начало фазы зацепления в положениях 1, 2 и 3 тензозвена (рис. 2).

      Такое резкое увеличение амплитуды вынужденных колебаний цепи непосредственно перед звездочкой и на ней объясняется, помимо особенностей кинематики зацеплений цепи со звездочкой, тем, что колебания происходят в непосредственной близости от источника [3].
      Если непосредственно перед звездочкой наблюдаются вынужденные колебания с максимальной амплитудой, то на некотором расстоянии от нее на рабочей ветви цепи вследствие затухания колебаний, вызванного поглощением энергии рывков материалом прутков звеньев цепи и местами их стыков (внутренние по отношению к цепи, распределенные по ее длине сопротивления), а также вследствие трения цепи и скребков о направляющие, о перемещаемый груз и трения между частицами груза (внешние по отношению к цепи, распределенные по ее длине сопротивления) [4] амплитуда вынужденных колебаний убывает по кривой l (рис. 1, г).

Рис.2 - Звенья цепи в зацеплении с зубьями звездочки: 1-3 - положения тензозвена, 4 - нормально открытый контакт-отметчик зубьев


      После поворота звезды на 60° корпус датчика смещается на двойной шаг цепи в положение 2 (рис. 2), которое до поворота занимало ведущее по отношению к датчику вертикальное звено цепи. В этом положении корпус датчика уже жестко вошел в зацепление с двумя парами зубьев звездочки и лежит в вертикальном кармане между ними, воспринимая задней радиусной частью сжимающее усилие от двух задних зубьев (верхнего и нижнего) и растягивающее усилие от ведущего вертикального звена цепи [5].

       Именно появлением сжимающего усилия объясняется, в основном, уменьшение амплитуды вынужденных колебаний в положении 2 датчика (второй пик усилий). Кроме того, в этом положении (рис. 1,в) часть тягового усилия, воспринимаемого датчиком, расходуется на трение в местах контакта между соседними звеньями цепи (продольный изгиб цепи в горизонтальной плоскости) и между звеном — корпусом датчика и вертикальным карманом (ложем) звездочки [6]. Амплитуда результирующего усилия в этот момент времени (второй пик усилий на осциллограмме) в среднем на 28 % меньше амплитуды первого пика усилий, воспринимаемого датчиком в положении 1.
      При следующем повороте звезды на 60° датчик занимает положение 3.
      Амплитуда результирующего усилия в этом положении меньше амплитуды первого пика, но больше второго, и после пересечения тензо- звеном продольной оси звездочки, параллельной цепи (рис. 2), усилие в цепи уменьшается до предварительного натяжения.
      Тяговые усилия на звездочке могут уменьшаться и равномерно, с первого по третий пик (рис. 1, г).
      Различие в картинах тяговых усилий на рис. 1, в, г объясняется тем, что звено-датчик взаимодействует с разными по геометрическим параметрам карманами звездочки.
      Одновременно со снижением тягового усилия после схода со звезды происходит резкое уменьшение амплитуд составляющих спектра колебаний тягового органа (рис. 1, правые части).

      Таким образом, при силовом взаимодействии звеньев тяговой цепи со звездочками забойного скребкового конвейера в цепи наблюдается повышение амплитуды вынужденных колебаний (в 1,5—1,8 раза, по сравнению со среднединамическими усилиями на переходном рештаке), что объясняется особенностями кинематики зацепления цепи со звездочкой, а также тем, что колебания проиходят в непосредственной близости от их источника и гасятся на расстоянии примерно 1 м от точки набегания на звездочку вследствие большого значения коэффициента затухания.
      Увеличение амплитуды динамических усилий на звездочке представляет собой реальный фактор снижения усталостной прочности рядовых и соединительных звеньев тягового органа и приводных звездочек.
      Зацепление цепи с зубьями звездочки происходит не только в точке набегания цепи на звездочку, но и по дуге окружности зацепления, т. е. с несколькими зубьюми кдновременно. Количество зубфев звездочки, одновременно участвуьщих в зацеплении, прямо пропорционально предварительному еатяжению фепи и общему количеству зубьев звездочки.

Назад в библиотеку