Назад в библиотеку

3. Леусенко А. В. Нагрузки при транспортировании угля забойными скребковыми конвейерами с направляющими // Изв. вузов. Горный журнал. – 1987. - № 5 . – С.47-49.



      Практика эксплуатации забойных скребковых конвейеров убедительно показывает, что общепринятый метод расчета тяговых усилий обходом по контуру с применением коэффициентов сопротивления движению тягового органа и материала явно не учитывает реальные физические процессы, происходящие в направляющих рештачного става.       Физическая картина взаимодействия тягового органа с грузом, попавшим в направляющие, представляется следующим образом. В зазорах между рештачным ставом и тяговым органом горная масса разрушается, дробится, создавая силу сопротивления движению. При этом взаимодействие может быть представлено в виде нескольких клиньев, которые образуются вдоль става при горизонтальных и вертикальных изгибах, соответственно, в зависимости от шага передвижки конвейера и состояния гипсометрии пласта (рис. 1: 1 — рештачный став; 2 — тяговый орган; 3 — клинообразное тело материала, расположенное между тяговым органом и рештачным ставом при вертикальных изгибах от гипсометрии пласта). Значение силы Fр в направлении движения тягового органа определяется по формуле (1) из схемы сил, показанных на единичном клине (рис. 2):

Рис.1 - Схема конвейера от вертикальных изгибах става от гипсометрии пласта


Fp=f R'сжs b cosβ + R'сжs b sinβ        (1)


       где Rсж — временное сопротивление на сжатие образцов угля неправильной формы [1]; s, b — ширина и длина раздавливаемого слоя транспортируемого угля; β — угол между тяговым органом и рештачным ставом; f — коэффициент трения угля по стали.


Рис.2 - Схема сил, действующих в единичном клине, образованном углем между тяговым органом и рештачным ставом


      Проведенный количественный анализ показывает существенную роль процесса разрушения угля в зазорах между тяговым органом и рештачным ставом с направляющими. Тенденция вынесения цепей из направляющих позволяет уменьшить силу от разрушения угля в несколько раз, хотя уровень нагрузок остается значительным и поэтому их необходимо учитывать при расчетах забойных конвейеров с направляющими. Проанализируем качественную сторону процесса при взаимодействии системы тяговый орган с грузом в рештачном ставе – привод.
      В формуле (1) ширина S определяется размерами тягового органа в плоскости простирания пласта. Длина bi определяется скоростью движения тягового органа: bi = v ti, где v — скорость тягового органа; ti — время движения его, ti = Li/v; Li — длина конвейера на участках раздавливания угля.
      Значение скорости v с учетом отклонения ее мгновенной величины хi от среднего уровня vсp: v = vcp + x'i, тогда

bi = vcp ti (1 + x'i/vcp) = Li (1 + x'i/vcp)      (2)

      Соответственно, крутящий момент сопротивления движению на выходном вылу приводного блока:

Мс = R cosα ∑F


      После преобразований получим:

Мс = R cosα ∑F (A Li R'сж + A Li R'сжs φi/vcp + B Li R'сжs sin(2π t / T) + B Li R'сжs sin(2π t / T)/vcp)


      или

Мс = М1 + М2 + М3 + М4,


      здесь R - радиус делительной окружности звездочки; α - центральный угол звездочки.

      Таким образом, величина момента сопротивления движению зависит не только от свойств материала и параметров тягового органа, но и от динамических параметров привода также. Через момент Мc прослеживается обратная связь по перемещению тягового органа с приводом. Полученное выражение момента сопротивления М2 позволяет составить уравнения движения конвейера, с помощью которых можно описать замкнутую систему привод — тяговый орган с грузом в рештачном ставе.

Назад в библиотеку