Источник: Гидрофицированная крепь очистных выработок. Под общей редакцией проф., докт. техн. наук В. Н. Хорина. М., «Недра», 1973г. , стр. 217-223.

 

НАСОСНЫЕ   СТАНЦИИ

 

Для питания системы гидропривода механизированных крепей применяют централизованные насосные станции — одну на комплект механизированной крепи очистного забоя. Располагаются насосные станции обычно на нижнем откаточном штреке и управляются дис­танционно.

Производительность насосной станции на основе опыта обычно принимается равной 35—70 л/мин при рабочем давлении 120— 200   кгс/см2.

Насосная  станция  состоит из  следующих  элементов:

резервуара для рабочей жидкости с фильтром на заливной пробке, указателем уровня и спускным краном;

подпиточного насоса, обычно шестеренного типа; этот же насос используется для закачки рабочей жидкости в резервуар;

главного насоса (одного или чаще двух, работающих параллельно) многопоршневого типа с автоматом разгрузки;

фильтра грубой и тонкой очистки, устанавливаемого в напорной магистрали  подпиточного  насоса;

гидропневматического аккумулятора, сглаживающего колебания давления в напорной гидромагистрали и улучшающего работу авто­мата разгрузки насоса;

реле давления, отключающего электродвигатель привода насоса в случае падения давления в напорной гидромагистрали, что исклю­чает излишние потери рабочей жидкости при разрывах или наруше­нии целостности напорной гидромагистрали;

контрольных манометров, регистрирующих давление в напорных магистралях основного и подпиточного насосов.

Насосные станции систем гидропривода механизированных кре­пей имеют два исполнения: на колесах — для передвижения по рель­совому пути и на салазках — для передвижения по почве.

В настоящее время для всех механизированных крепей, находя­щихся в серийном производстве, в Советском Союзе серийно изгото­влялось   два   типа   насосных   станций:

насосная станция гидропривода механизированной крепи ОМКТМ конструкции Узловского машиностроительного завода, использующая в качестве рабочей жидкости водомасляную эмуль­сию;

унифицированная насосная станция типа 1СНУ-4 конструкции Гипроуглемаша для гидропровода механизированных крепей, рабо­тающих  на  водомасляной эмульсии.

Учитывая большое распространение унифицированной насосной станции типа 1СНУ-4, рассмотрим более подробно ее гидравлическую схему   (рис. 108)   и   принцип   действия.

Основой станции являются два радиально-поршневых насоса, приводимые во вращение фланцевыми электродвигателями; для под­питки  насосов  предусмотрен  подпиточный насос.

Жидкость поступает в подпиточный насос из маслобака 8 через двухпозиционный распределитель 3. Для закачки жидкости в масло­бак 8 всас подпиточного насоса соединяется с тарной емкостью 4; при перекрытых кранах 1 и 2 рабочая жидкость проходит через блок фильтров 6 с шунтирующим клапаном 7, затем поступает через подпорный клапан 5 в маслобак 8. Когда подпиточный насос исполь­зуется для своей основной цели, он подает рабочую жидкость во вса­сывающую магистраль насосов ВНР, при этом краны 1 и 2 должны быть открыты, а избыток рабочей жидкости через подпорный клапан 5 поступает обратно в маслобак. От каждого насоса ВНР рабочая жидкость через автомат разгрузки 9 непрямого действия поступает в напорную магистраль 16 системы гидропривода крепи.

С помощью кранов 13 осуществляется либо объединение посту­пающих потоков жидкости от двух насосов ВНР, либо работа каж­дого насоса независимо.

Гидропневмоаккумуляторы 10 предназначены для сглаживания колебаний давления в напорной магистрали насоса и включены в сеть перед автоматами разгрузки. Гидропневмоаккумуляторы 11 служат

для компенсации возможных утечек в напорной магистрали гидро­привода крепи с целью уменьшения частоты срабатывания автома­тов разгрузки 9 и соответственно увеличения ресурса их работы. Предохранительные клапаны 12 контролируют предельное рабо­чее давление в напорной магистрали насосов ВНР.

 

Рис. 108. Гидравлическая схема унифицированной насосной станции 1СНУ-4

 

Для контроля давлений насосная станция оснащена блоком манометров со своими кранами. Манометр А контролирует давление в напорной магистрали подпиточного насоса перед блоком фильт­ров, а манометр Б — после блока фильтров. Манометры В и Г конт­ролируют давление в напорных магистралях насосов ВНР. Мано­метр Д — резервный, предназначен для этих же целей.

Кроме этого в маслобаке 8 предусмотрено размещение фильтра 14 на сливной магистрали системы гидропривода крепи и реле дав­ления 15.

В насосных станциях систем гидропривода механизированных крепей применяются устройства, называемые автоматом разгрузки, которые автоматически отключают насос от напорной магистрали при достижении заданного давления и переключают его для работы на слив (разгрузка насоса) и автоматически подключают насос к напор­ной магистрали, когда давление в ней упадет до заданного предела. Применением автомата разгрузки исключается работа насоса на предохранительный клапан, что быстро приводит к перегреву рабо­чей  жидкости.

Принципиальные гидравлические схемы автоматов разгрузки прямого и непрямого действия приведены на рис. 109.

На насосных станциях механизированных крепей типа ОМКТМ, выпускаемых Узловским машиностроительным заводом, с насосами типа ГБ-ЗП применяются автоматы разгрузки пря­мого действия (рис. 109, а), принципиальная схема ус­тройства которых заклю­чается   в   следующем.

В напорную магистраль 1—7, идущую от насоса, встроен обратный клапан ОК. Вся жидкость, иду­щая по напорной маги­страли от насоса, через обратный клапан ОК по­ступает по магистрали 7 в систему гидропривода механизированной   крепи.

При этом управляемый клапан УК  нормально   закрыт  и прохода для жидкости по маги­страли 234 нет.

 

Рис. 109. Гидравлические схемы автоматов разгрузки:

а — прямого действия;  б — непрямого действия

 

При повышении давления в системе гидропривода до заданного уровня действием рабочей жидкости, подводимой по магистрали 56, управляемый клапан УК из положения I (закрыто) переводится в положение II (открыто). При этом открывается свободный проход рабочей жидкости из напорной магистрали 1 насоса по магистрали 2—34 на слив — осуществляется автоматическая разгрузка насоса. Одновременно обратный клапан ОК, закрываясь, отсекает напор­ную магистраль 5—7 системы гидропривода механизированной кре­пи от насоса, а созданное в ней давление удерживает открытым управляемый   клапан   УК.

При расходе жидкости в системе гидропривода механизированной крепи (например, открытие распределителя для передвижения сек­ций крени и т. п.) давление в напорной магистрали 7 падает и упра­вляемый клапан УК автоматически пружиной из положения II (открыто) переводится в положение I (закрыто) — насос начинает подавать рабочую жидкость в напорную магистраль 7 системы гидро­привода   механизированной   крепи.

Как показал опыт  эксплуатации,  автоматы разгрузки прямого действия насосов типа ГБ-351 в насосных станциях систем гидро­привода механизированных крепей работают неудовлетворительно.

Основными недостатками автоматов разгрузки являются быстрый выход из строя управляемого клапана УК и его зависание, с непре­рывным  дросселированием  через  него   рабочей  жидкости.

В связи с указанными недостатками для насосной станции СНУ-4 разработана новая конструкция автомата разгрузки непрерывного действия, гидравлическая схема которого приведена на рис. 109, б. От напорной магистрали 1 насоса рабочая жидкость под давлением через обратный клапан ОК поступает в магистраль 5 системы гидро­привода крепи. При достижении в магистрали 5 заданного давления, действием давления рабочей жидкости, подводимой по магистрали 4—12, сервоклапан СК переводится из положения I (закрыто) в по­ложение II (открыто). При этом по магистрали 3—91011 рабочая жидкость поступает в управляемый клапан УК, переводя его из положения I в положение II — жидкость от насоса по магистрали 26—7—8 начинает поступать на слив при минимальном сопроти­влении.

 

Рис. 110.  Схема  расположения   автомата разгрузки в си­стеме  гидропривода механизированной крепи

 

При падении давления в системе гидропривода крепи вначале закрывается  сервоклапан  СК,  а  затем управляемый  клапан  УК.

Такой автомат разгрузки работает более четко и стабильно и обладает значительно большей надежностью и ресурсом в эксплуа­тации.

Автомат разгрузки характеризуется следующими основными параметрами: давлением выключения pвык, давлением включения рвк, максимальным расходом при заданном перепаде давления в автомате разгрузки, ресурсом работы, определяемым количеством циклов   (выключением — включением)  срабатывания.

О работе автомата разгрузки и его возможном влиянии на работу гидродомкратов передвижения секций крепи или става конвейера дает более полное представление схема, изображенная на рис. 110.

Насос Н системы гидропривода крепи развивает давление рн,, которое до автомата разгрузки АР остается практически неизмен­ным.   После   автомата   разгрузки   в   гидромагистрали происходит потеря давления Δр3, характеризующаяся ее гидравлическим сопро­тивлением (точки А В). Далее потеря давления Δр2 происходит в распределителе Р гидродомкрата передвижения ГД. Кроме того, необходимо считаться с неизбежным подпором жидкости Δр2, воз­никающим на участке 56 сливной магистрали от поршневой по­лости цилиндра гидродомкрата ГД до сливного резервуара.

При двигательном усилии в гидродомкрате передвижения рп давление, развиваемое насосом Н, определяется как ;.

При этом в зависимости от сочетания параметров автомата раз­грузки (pвык и рвк) с величиной давления рн могут быть следующие режимы работы системы гидропривода:

Первый режим рн < рвкл < рвык . Это наиболее рациональный режим, при котором движение гидродомкрата начинается практи­чески одновременно после включения распределителя и происходит с максимальной скоростью, обусловленной производительностью насоса Н.

Второй режим рвкл < рн < Рвык . Движение после включения распределителя Р начинается не сразу, а после того, когда давление в гидросистеме возрастет от рвкл до рн и станет большим.

Соответственно после достижения давления рвык и срабатывания автомата разгрузки движение штока гидродомкрата ГД еще про­исходит с замедленной скоростью за счет упругих сил гидросистемы, пока давление в ней не упадет от рвык до рн. В целом скорость дви­жения гидродомкрата при работе в этом режиме обычно на 10—15% меньше,  чем в первом режиме.

Третий режим рн < рвык <= рвк. Движение гидродомкрата в этом режиме происходит обычно с очень малой скоростью. Автомат рабо­тает как переливной клапан — значительная часть производитель­ности насоса уходит на слив через автомат разгрузки и только часть рабочей жидкости поступает в гидродомкрат передвижения.

Этот режим работы крайне неблагоприятен и обычно для него характерно уменьшение скорости передвижения гидродомкрата про­тив расчетной в 4—5 раз.

Четвертый режим рн > рвык > рвкл. Этот режим недопустим, так как автомат разгрузки разгружается при давлении рвык, которое меньше давления рн, необходимого для начала движения гидродом­крата   ГД.

Шток гидродомкрата останется неподвижным, а вся жидкость от насоса через автомат разгрузки будет поступать на слив. С ука­занными режимами работы автомата разгрузки необходимо счи­таться в процессе эксплуатации, так как произвольное удлинение механизированной крепи свыше пределов, обусловленных техниче­ской документацией, может за счет увеличения потерь в гидромаги­страли существенно изменить режим  работы  автомата  разгрузки.

Начиная с 1973 г. Новгородский завод им. Петровского перешел на серийное производство насосных станций СНУ-5, которые более надежны   в   эксплуатации,   чем  станции  1СНУ-4.

Сравнительные технические характеристики трех типов насос­ных станций, работающих на водомасляной эмульсии, приведены в   табл. 37.

 

Таблица 37. Техническая характеристика насосных станций

Показатели

Тип насосной станции

Узповского завода

1СНУ-4

СНУ-5

Производительность, л/мин

60

70

40—80

Рабочее давление, кгс/см2

200

200

50—200

Рабочая жидкость

 

Эмульсия

 

Основной насос:

 

 

 

тип

ГБ-351

ВНР-0,032

ВНР-32/20

количество

2

2

2

производительность, л/мин

30

35

40

Электродвигатели привода   насосов:

 

 

 

тип

КО 22-6

КОФ 21-4

ВАОФ 62-4

мощность, квт

15

15

17

Подпиточный шестеренный насос:

 

 

 

тип

1 1/2-К-6

Г11-25

П1-25

производительность, л/мин

96-234

125

125

максимальное    рабочее    давление, кгс/см2

1,4-2,0

25

25

Емкость маслобака, л

600

730

750

Насосная станция, мм:

 

 

 

компоновка на колесах:

 

 

 

длина

3312

ширина

1110

высота                  

1430

вес, кг

3870

компоновка на маслоблоке:

 

 

 

длина

3360

3330

ширина

1080

1060

высота

750

750

вес, кг

2205

2130