Источник: Гидрофицированная крепь очистных выработок. Под общей редакцией проф., докт. техн. наук В. Н. Хорина. М., «Недра», 1973г. , стр. 212-214.

 

РАЗГРУЗОЧНЫЕ КЛАПАНЫ (ГИДРОЗАМКИ)

 

Основными функциями стоечного разгрузочного клапана явля­ются:

пропуск рабочей жидкости в поршневую полость гидростойки при ее распоре;

герметичное отсечение после распора поршневой полости гидро­стойки от питающей ее гидромагистрали;

разгрузка гидростойки (соединение поршневой полости гидро­стойки со сливом) для вывода ее из-под горного давления.

По своей сути стоечный разгрузочный клапан является управляе­мым обратным клапаном, или, как его иногда называют, гидрозам­ком.

Основные технические требования к разгрузочным клапанам сле­дующие:

длительная абсолютная герметичность клапана при давлении рабочей жидкости в поршневой полости гидростойки от давления начального распора рн,р до давления срабатывания предохранитель­ного   клапана   рп.к;

надежная разгрузка стойки из-под горного давления;

высокая степень надежности в эксплуатации и достаточная долго­вечность, позволяющая без замены разгрузочного клапана отрабо­тать крепи выемочное поле протяженностью не менее 800 м;

разгрузочный клапан должен быть легко доступным для его замены в шахтных условиях. Разгрузочный клапан должен иметь унифицированную патронную конструкцию и монтироваться в сборе в стандартном гнезде.

Наиболее распространенная конструкция разгрузочного кла­пана типа ЭКОР, серийно изготовляемого ленинградским заводом «Пневматика»,  приведена  на  рис. 103.

 

Рис. 103. Разгрузочный клапан ЭКОР

 

В корпусе 1 смонтировано пластмассовое седло 2 с шариковым клапаном 3, поджимаемым к седлу пружиной 4 через стержень 5. При подаче жидкости в канал 6 шариковый клапан под действием давления жидкости отжимается, и через отверстия 7 рабочая жид­кость под давлением поступает в поршневую полость стойки.

При прекращении подачи рабочей жидкости шариковый клапан 3 автоматически закрывается, отсекая поршневую полость гидростой­ки   от   магистрали.

 

Рис. 104. Разгрузочный клапан конструкции Гипроуглемаша

 

Для разгрузки гидростойки и вывода ее из-под горного давления в разгрузочном клапане имеется поршень 8 с уплотнительным коль­цом   и  хвостовиком  10.                                      

При подаче рабочей жидкости под давлением в отверстие 11 пор­шень 8 перемещается и своим хвостовиком 10 принудительно откры­вает шариковый клапан 3 — происходит разгрузка гидростойки, так как при этом ее поршневая полость соединяется со сливной маги­стралью.

Существенными недостатками данной конструкции разгрузоч­ного клапана являются малая его надежность и незначительный ресурс. В процессе разгрузки происходит эрозионное разрушение пластмассового седла 2 и нарушается герметичность разгрузочного клапана.

С целью устранения этого недостатка Гипроуглемашем разрабо­тана новая конструкция унифицированного разгрузочного клапана, обладающая, по предварительным данным, значительно большими надежностью и ресурсом (в 4—5 раз большим, чем у разгрузочного клапана ЭКОР). Разгрузочный клапан (рис. 104) состоит из корпуса 1, в котором перемещается золотник 2 с уплотнительным кольцом 3 и  подкладным  уплотнительным  кольцом  4.

На хвостовике золотника 2 сидит стакан 5, поджимаемый к торцу корпуса 1 пружиной 6. В свою очередь, золотник 2 прижимается к  поршню  7 пружиной 8.

При подаче рабочей жидкости под давлением в полость 9 золот­ник перемещается, при этом его уплотнительные кольца 3 и 4 входят в стакан 5 и он вместе с золотником приподнимается, обеспечивая проход жидкости по клапанам 10 в полость 11 и далее в поршневую полость   гидростойки.

При прекращении подачи рабочей жидкости золотник 2 дейст­вием пружин 6 и 8 возвращается в исходное положение, отсекая своими уплотнительными кольцами 3 и 4 поршневую полость гидро­стойки   от   магистрали.

Для разгрузки гидростойки рабочая жидкость под давлением действует на торец поршня 7 с уплотнительным кольцом 12, который принудительно перемещает золотник 2, соединяя поршневую полость гидростойки со сливной магистралью.

С 1974 г. намечается освоение серийного производства описан­ной конструкции унифицированного разгрузочного клапана взамен типа   ЭКОР.