Вернуться в библиотеку


УДК 622.647.1-83-52

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ МУФТ СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ РЕГУЛИРУЕМОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА ЗАБОЙНОГО СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА

Захаров С.В., студент; Дубинин С.В., доц., к.т.н.
(Донецкий национальный технический университет, г. Донецк, Украина)


Автоматизация технологических объектов и процессов. Поиск молодых Сборник научных статей VI Международной начно-технической конференции аспирантов и студентов в г. Донецке 24-27 апреля 2006р. – Донецьк: ДонНТУ, 2006.

        Исследования режимов работы забойных конвейеров, проведенные в нашей стране и за рубежом, выявили ряд существенных недостатков присущих конвейерной системе, состоящей из двух нерегулируемых электроприводов связанных между собой скребковой цепью. К наиболее существенным можно отнести следующие недостатки [1]:
        - недостаточно эффективное выравнивание нагрузок между приводами;
        - необходимость относительно большого предварительного натяжения скребковой цепи для предотвращения переворачивания скребков и складывания звеньев цепи, что повышает трение скребковой цепи о рештак, снижает срок ее службы и К.П.Д. системы в целом;
        - наличие гидродинамических пускопредохранительных муфт снижает надежность конвейера и безопасность его работы.

        Внедрение серийной аппаратуры АУП-110Э для конвейерных приводов с электромагнитной муфтой скольжения позволило частично устранить указанные недостатки и получить дополнительные преимущества. Кроме более согласованной работы приводов при пуске конвейера реализованы режим автоматической расштыбовки конвейера без реверса его электроприводов, выравнивание нагрузок приводов в процессе работы, пониженная («ползучая») скорость цепи после успешного пуска конвейера в течение 10с, снижение скорости цепи и ограничение усилия во вспомогательном режиме работы конвейера.

        Однако при шахтных измерениях проведенных совместно институтами ДонУги и Автоматгормаш было установлено, что процесс автоматической расштыбовки конвейера сопровождается автоколебательным процессом с повышением динамических нагрузок в приводах и скребковой цепи, что несколько снижает эффективность пуска.

        Для исследования процесса пуска и других режимов работы конвейера авторами разработана математическая модель конвейерной системы, которая содержит модели электроприводов с электромагнитными муфтами скольжения, модель скребковой цепи в виде упругой невесомой нити. Распределенные параметры цепи учитывались путем разбиение цепи на 10 отрезков с сосредоточенной массой, которая в сумме равна массе цепи. В модели также учтен нелинейный характер силы трения цепи о рештаки и ее зависимость от упругого натяжения ветвей.

        Как показало математическое моделирование конвейера с автоматизированными электроприводами на основе электромагнитных муфт скольжения, за счет раздельного управления электроприводами эффективность процесса пуска можно повысить путем формирования определенных тахограмм, обеспечивающих сложение усилий приводов в рабочем участке скребковой цепи. Ниже приведены осциллограммы работы конвейера в режиме автоматической расштыбовки без раздельного регулирования (рис.1) и с раздельным регулированием электроприводами (рис.2).

Рисунок 1 - Осциллограммы моделирования работы конвейера в режиме автоматической расштыбовки без раздельного управления приводами: 1 – усилие нижнего привода, 2 –усилие верхнего привода, 3 – ток в обмотках возбуждения ЭМС привода конвейера, 4 – напряжение на обмотках возбуждения ЭМС приводов конвейера.

        Из анализа осциллограмм, приведенных на рис.1 следует, что автоматическая расштыбовка конвейера при отсутствии раздельного регулирования электроприводами сопровождается повышенными динамическими усилиями в приводах за счет их несогласованной работы. Отсутствие синфазности максимумов в усилиях 1 и 2 свидетельствует о недостаточно эффективном распределении нагрузок между электроприводами конвейера, что снижает его суммарный пусковой момент.

        Раздельное регулирование позволяет рационально распределить нагрузки между электроприводами, обеспечить их согласованную работу и повысить эффективность процесса автоматической расштыбовки конвейера.

        Из анализа осциллограмм рис. 2 следует, что раздельное регулирование позволяет достичь согласованной работы электроприводов конвейера, обеспечить эффективное сложение их пусковых моментов, снизить динамические нагрузки приводов.

Рисунок 2 - Осциллограммы моделирования работы конвейера в режиме автоматической расштыбовки с раздельным управлением приводами: 1 – усилие верхнего привода, 2 – усилие нижнего привода, 3 – осциллограмма изменения тока в обмотке возбуждения ЭМС верхнего привода, 4 – осциллограмма изменения тока в обмотке возбуждения ЭМС нижнего привода.

        Кроме этого исследования показали, что раздельное регулирование электроприводами скребкового конвейера позволяет не только выравнивать нагрузку, но и рационально распределять ее между приводами. За счет рационального распределения нагрузки можно уменьшить силу натяжения холостой цепи при неполной загрузке конвейера, что повышает его КПД и уменьшает износ цепи.

Перечень ссылок

  1. Д-р Хенкель Э.Х. Современное состояние развития забойных конвейеров в каменноугольной промышленности Западной Германии. - «The Mining Engineer», 1988, май, с. 573-579.

Вернуться в библиотеку