Главная страница ДонНТУ        Страница магистров ДонНТУ        Поисковая система ДонНТУ

 


Электронная библиотека магистра ДонНТУ Рутковской Н.Л.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Ораторское искусство»

на тему:

«В. И. Вернадский – организатор и основатель

Украинской Академии наук»

 

 

 

Выполнила:                                     студентка гр. ЭКМ-06м

                                          Рутковская Н. Л.

 

  Проверил:                                      доц. каф. Левченко Г.Г.

 

 

 

 

Донецк – 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........…3

СОЗДАНИЕ ВЕРНАДСКИМ УКРАИНСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК…….…..4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....……….7

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………………....…………..8

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь -  главнейшее оружие.

Ораторство  -  сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится.

 

 СОЗДАНИЕ ВЕРНАДСКИМ УКРАИНСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

 

(Выйдя на сцену принимаю следующую позу: носки слегка раздвинуты, одна нога выставлена чуть вперед, в плечах и руках нет напряжения, голова и шея несколько выдвинуты вперед, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания; делаю небольшую паузу перед началом выступления, текст произношу не громко и неторопливо, размеренно).

Владимир Иванович Вернадский - фигура воистину уникальная в истории отечественной и мировой науки и культуры.

Идут годы, но интерес к творчеству В.И. Вернадского не ослабляется. Оказывается, что успешное решение выдвинутых в современную эпоху на первый план разнообразных глобальных проблем, экологических в том числе, невозможно без обращения к учению В.И. Вернадского про биосферу и ноосферу, в котором сформулированы принципы взаимодействия природы и общества (делаю паузу, слегка наклоняю голову вправо).

История основания Национальной Библиотеки Украины непосредственно связана с именем В.И. Вернадского, который вместе с М.П. Василенко считается её основателем (небольшая пауза, неглубокий вдох, плавно меняю положение корпуса).

Ежегодно, начиная с 1991 года, Библиотека проводит публичные Чтения академика В.И. Вернадского, которые сопровождаются книжными выставками по теме чтений.

Необходимость научных учреждений понятна, но не так просто их создавать. Далеко не всякий ученый способен преодолеть множество практических трудностей. Тем более, что у него и без того немало своих научных забот. И все же ученый-организатор  - фигура в науке не редкая, но, как правило, лишь в какой-то конкретной области знания (привлекаю внимание слушателей, немного повысив голос на тех фразах, которые необходимо выделить).

19 мая 1918 г. Вернадский по приглашению группы украинских ученых во главе с историком Н. В. Василенко приехал из Полтавы в Киев для организации на Украине Академии наук (руки расслаблены, текст произносится спокойно, но не  безразлично).

Вернадский возглавил три основные организационные комиссии: Комиссию по созданию Украинской Академии, Временный комитет по основанию библиотеки при Украинской Академии наук и Комиссию по высшим учебным заведениям и ученым академическим учреждениям. 18 июня Вернадский пишет в дневнике: «В эти дни шла интенсивная работа и мысли, и деятельности, особенно в связи с высшей школой и Академией наук. Я как-то чувствую, что все глубже и сильнее я охватываю всю эту область жизни и получаю возможность проявления в ней своей воли и своей мысли» (зачитывая цитату, непринужденно делаю плавный жест рукой, кистью руки, мышцы лица немного напряглись, мимика выражает заинтересованность, текст звучит очень выразительно и четко).

9 июля 1918 г. Вернадский выступил при открытии Комиссии по созданию Украинской Академии наук о проекте ее устава. Его исход­ная позиция передается в его словах: «Академия наук, создаваемая в XX веке, не может строиться по уставам и типам старых академий» (голова выдвинута немного вперед, текст произносится немного повышая голос).

По мнению Вернадского, создаваемая на Украине Академия должна стать высшим, ведущим органом научной работы. Его появление продиктовано необходимостью быстрого развития производительных сил, подъема материальной и духовной культуры украинского народа.

Работавшие на Украине ученые помогали Вернадскому в становлении новых и переводе в Академию существующих научных подразделений (повествовательный текст, ровное дыхание минимум эмоций).

Вернадский считал, что Академия должна удовлетворять потребности народа: «Необходимо, чтобы будущая Академия была соединена теснейшим образом с обычными вопросами практической жизни, ее потребностями в самом широком смысле этого слова, чтобы значение ее было ясно всему населению, всей Украине. Я придаю этой стороне жизни Академии огромное значение. Она должна в своей деятельности отзываться на все нужды и потребности населения, требующие научной помощи и научного освещения. Пульс ее жизни должен биться совместно с духовными и материальными запросами населения, поскольку этим вопросам может помочь научное знание и научная мысль» (делаю жест согнутой рукой вперед, лицо серьезно, но не сердито, повышаю интонацию, текст произношу гордо).

Устав предусматривал деление Украинской Академии наук на три отдела: историко-филологических наук, физико-математических наук и социальных наук (пауза, речь спокойна).

Руководимая Вернадским Комиссия высших учебных заведений и научных учреждений Украины решала две главные задачи: расширение сети высших учебных заведений на Украине и содействие деятельности научных обществ (немного меняю позу, положение ног, голова не закреплена в одном положении).

По инициативе Вернадского была создана первая научная библиотека на Украине, получившая название Всенародной библиотеки Украины.  Находясь за пределами Украины (в том чис­ле в зарубежных командировках), Вернадский всегда беспокоился за судьбу библиотеки, принимал участие в отборе книг для ее комплектования (небольшая пауза, вдох).

Оценивая роль Вернадского в создании Академии наук Украины, Н. Г. Холодный писал: «Его огромные знания и широкий кругозор помогли успешно решить поставленную задачу. Пребывание Владимира Ивановича на Украине было непродолжительным, но его кратковременная работа оставила глубокий след в научной жизни этой части нашей великой страны. Украинская советская общественность всегда будет с благодарностью помнить, что первые камни в основании Академии наук были заложены руками В. И. Вернадского» (к концу цитаты интонация слабеет, руки не жестикулируют, речь звучит мягко, но не тихо).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер - непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.

Как показывает личный опыт, для того, чтобы эффектно выступить и остаться довольным собой необходимо настроиться на успех, морально и психологически подготовиться к выступлению. Во время выступления не отвлекаться на аудиторию, а стараться привлечь ее внимание, заинтересовать, тем самым выполнив свою миссию оратора.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

 

1. Лев Гумилевский - Вернадский, М.: Молодая Гвардия, 1988 г., 255 с.

2. А. И. Мелуа - В.И.Вернадский - ученый и организатор науки, Л.: АН СССР, 1990, 48с.

3. Поль Л. Сопер, "Основы искусства речи", Издательство Агентства "Яхтсмен", 1995.

4. М. Р. Львов, "Риторика", Москва, 1995.