Вернуться в электронную библиотеку

БИТ: Автоматизированная система управления предприятием «Эверест»

Александр Глинских
Оригинал текста: http://www.ci.ru/inform06_00/p06ev.htm

История создания

Замысел создания системы «Эверест» возник еще в процессе внедрения системы «Итоги» (ПО управления предприятием, написанным на FoxPro) на российских предприятиях. Клиентам требовалась надежная, полнофункциональная, относительно недорогая и адаптированная к условиям ведения российского бизнеса автоматизированная система оперативного управления финансовыми, материальными и человеческими ресурсами. Разработка «Эвереста» началась в 1997 г. и потребовала, примерно, 20 человеколет. Большой опыт, накопленный специалистами фирмы «Бит» в процессе разработки, внедрения и сопровождения системы «Итоги», позволил достаточно быстро создать полнофункциональное, хорошо тиражируемое, доступное по цене и удобное в использовании ПО управления предприятием, обладающее мощными средствами работы с прикладной системой, аналитики и администрирования.

Основные технические характеристики

Назначение

«Эверест» — это автоматизированная система оперативного управления материальными, финансовыми и людскими ресурсами крупных и средних промышленных и торговых предприятий.

Средства разработки и особенности построения

Cистема «Эверест» построена по модульному принципу и реализована в клиент-серверной архитектуре с использованием Borland Delphi в качестве клиента и Oracle — в качестве сервера. «Эверест» работает с наиболее распространенными ОС: MS Win-dows NT; Novell Netware и различными версиями UNIX. Для устойчивого функционирования системы необходимы: двухпроцессорный сервер (не ниже Pentium II); не менее 512 МБ оперативной памяти и 4 ГБ свободного дискового пространства. Вследствие того, что «Эверест» разработана с применением различных CASE средств (Oracle CASE Designer и оригинальных инструментальных средств, созданных непосредственно фирмой «Бит»), ее легко расширить и адаптировать к нуждам конкретного заказчика. При необходимости система может быть интегрирована через соответствующие шлюзы с ПО разработки третьих фирм (например, в настоящее время «Эверест» интегрирована с системами «Банк-Клиент» всех банков СПб и т. д.).
Основные принципы построения:
1. Единое информационное пространство для всех пользователей. Все информационные потоки интегрированы в единой БД.
2. Полнофункциональность. Учтены особенности формирования финансовых и материальных потоков российских промышленных и торговых предприятий.
3. Гибкость и адаптируемость позволяет быстро развернуть систему в соответствии с потребностями заказчика и, в последующем, легко модернизировать ее без значительных затрат финансовых и трудовых ресурсов.
4. Открытость обеспечивается:
- открытой структурой БД и возможностью модернизации системы;
- интеграцией с другими приложениями через шлюзы.
5. Предприятие рассматривается как холдинг, что позволяет внедрять систему в компаниях со сложной организационной структурой.
6. Распределенная работа. Технологии удаленного доступа реализованы при помощи средств СУБД Oracle.
7. Масштабируемость. В системе поддерживается до 100 и более рабочих мест.
8. Безопасность информации обеспечивается:
- мощными и удобными средствами разграничения доступа;
- авторизацией записей в БД.

Функциональный состав

В «Эвересте» есть все необходимые функциональные подсистемы (контуры), с помощью которых реализуется эффективное управление материальными и финансовыми потоками на предприятии, а именно:
1. Оперативный учет.
2. Бухгалтерский учет.
3. Финансовый контроллинг.
4. Управление персоналом.
В подсистему оперативного учета входят следующие функциональные модули (ФМ): cкладской учет (управление материальными потокам и, основными средствами, МБП и т.д.); продажи; закупки (автоматизированный сбор заявок на закупку и отслеживание приобретений); производство.
В подсистему бухгалтерского учета включены следующие ФМ: финансовые операции; основные средства; товарно-материальные ценности; учет МБП; взаиморасчеты; себестоимость; фонды; налоги; прибыль/убытки; главная книга; финансовая и сводная отчетность (в системе содержится полный перечень бланков и отчетов для выполнения требований налоговой инспекции, Пенсионного фонда, статистики и т.д.).
В подсистеме финансового контроллинга реализованы ФМ, обеспечивающие работу договорного отдела, а также бюджетирование (финансовое планирование по различным статьям и отслеживание выполнения статей финансового плана) и взаиморасчеты.
Подсистема управления персоналом состоит из стандартных для любой АСУ предприятием модулей («Кадры», «Табель/Наряды», «Зарплата»).

Средства работы с прикладной системой

Как известно, наибольшей изменчивостью в информационной системе предприятия обладают переменные формы: запросы, бланки и отчеты. В связи с этим, для облегчения работы конечных пользователей при манипулировании переменными формами в системе «Эверест» реализованы соответствующие средства: конструктор произвольных поисков, фильтров и запросов (позволяет без программирования строить любые поисковые либо фильтрующие запросы и сохранять их для последующего использования) и генератор бланков (встроенное средство, позволяющее без программирования создавать любые бланки, например, бланки счетов, накладных, платежных документов). Важной особенностью «Эвереста» также является то, что пользовательские бланки, создаваемые на конкретном предприятии, не нужно включать в основной проект, а при его обновлении они не стираются. В «Эвересте» есть также средства авторизации записей и функция экспорта в MS Excel и в MS Word. Значительное удобство работе пользователя с прикладной системой придают и реализованные в «Эвересте» механизмы «горячего» архивирования и «объединения» записей.

Аналитика

Для удобства работы пользователя с переменными формами (в частности, с отчетами) БД в «Эвересте» разделена на оперативную и аналитическую составляющие. В оперативной БД хранятся сами документы и их части (содержимое, налоги, проводки и т. д.). Аналитическая БД устроена особым способом: в ней возможно без программирования настраивать так называемые СХЕМЫ. Схема — это аналог отчета. Схемы можно создавать для получения любых разрезов, но только на основе данных, содержащихся в оперативной БД. В схеме может быть не более 3 измерений (строк, столбцов и слоев). Временной интервал в схеме может быть любым (день, неделя, месяц, и т. д.), но минимальным временным квантом является один день. Во время выполнения транзакции в оперативной БД система автоматически находит необходимые узлы в нужных схемах и записывает туда данные (все эти операции происходят в фоновом режиме). Заполнение аналитической БД также происходит в фоновом режиме в соответствии с настроенными разрезами. Для получения отчетов по аналитической БД достаточно выбрать нужный разрез и выполнить некоторые условия запроса.
В «Эвересте» есть и анализатор финансовых и материальных потоков, интегрированный с MS Excel. С его помощью удобно фильтровать и просматривать данные. Мощные аналитические средства, предусмотренные в «Эвересте», обеспечивают высокую скорость работы системы. Значение среднего времени реакции на сложный запрос не превышает 3 с.

Средства администрирования

Удобные в применении средства администрирования позволяют разграничивать доступ к информации, изменять структуру БД и переименовывать их поля. C помощью этих средств значительно облегчаются модернизация БД, а также работа администратора и конечных пользователей. Например, утилита администратора Securuty Manager позволяет достаточно просто разграничить доступ по задачам, формам, представлениям, полям и записям. В свою очередь, с помощью утилиты LongNames Wizard несложно переименовать поля в формах и таблицах, а с помощью утилиты DataBase Manager — корректно и быстро изменить структуры БД (что особенно необходимо при модернизации и расширении информационной системы предприятия). Утилита Users позволяет создавать собственные правила автонумерации документов.

Практическая реализация

Можно выделить следующую последовательность выполнения этапов, необходимых для внедрения «Эвереста» на любом российском промышленном или торговом предприятии:
1. Обследование бизнес-процессов предприятия. Целью этапа является определение перечня специфических потребностей предприятия, а также методологии и порядка внедрения системы. Данная работа производится специалистами фирмы «Бит» и обычно занимает не более 2 месяцев. По результатам выполнения этапа разрабатывается ряд документов (обычно это — схемы бизнес-процессов в формате Oracle CASE Designer, их текстовое описание, а также образцы документов предприятия совместно с их структурой в текстовом виде).
2. Внедрение. В ходе внедрения ПО «Эверест» производится его полная адаптация под потребности предприятия, консалтинг по изменению бизнес-процессов предприятия, а также (при необходимости) конверсия данных из уже существующих на предприятии устаревших информационных систем. Во время данного этапа производится обучение конечных пользователей. В зависимости от функциональных обязанностей пользователя обучение может длиться от 2-3 дней до 3 месяцев. После окончания внедрения ПО на электронных носителях (дискеты или ZIP), а также вся необходимая документация передаются заказчику.
3. Приемка. Производится непосредственно конечными пользователями при работе на реальных данных. При отсутствии накопленных данных приемка осуществляется после окончания определенного периода промышленной эксплуатации, в ходе которого проверяется корректность работы ПО конкретного АРМ. Приемка конкретного АРМ фиксируется подписанием двухстороннего акта. Результатом выполнения этапа является передача системы, наполненной функциональностью предприятия, в промышленную эксплуатацию.
4. Сопровождение (гарантийное и послегарантийное). Срок гарантии на «Эверест» — 1 год, если иное не оговорено при заключении договора с заказчиком. В течение гарантийного срока изменения по законодательству производятся бесплатно. При послегарантийном сопровождении возможны работы по развитию системы, консалтингу и корректировке законодательных изменений.
В настоящий момент «Эверест» проходит адаптацию и внедрение на ряде предприятий СПб.

Заключение

Безусловно, мировой и российский рынок корпоративных информационных систем (КИС) в настоящее время переполнен и на нем идет жестокая борьба за деньги заказчика. Чем же так выделяется система «Эверест» среди прочих КИС, что позволяет смело рекомендовать ее для внимательного изучения и последующей адаптации практически всем российским промышленным и торговым предприятиям? Пожалуй, самое главное — это глубокая продуманность системы, удобство в работе и доступность по цене. Следует также отметить наличие развитого инструментария для адаптации системы (благодаря чему она выполняется в короткий срок и не требует дополнительных денежных затрат со стороны заказчика) и большой опыт успешных внедрений специалистами фирмы «Бит» аналогичных систем на российских предприятиях, в результате которых была значительно повышена эффективность их бизнеса.