Электронная библиотека

Реферат по ораторскому искусству
на тему:
Глобализация: проблемы и конфликты


Подготовила: Черкашина Т.


Готовя данный реферат, а, следовательно, и примерный текст своего выступления, я решила пойти по пути наименьшего сопротивления и выбрала в качестве основного источника литературы Интернет. Когда я набрала в поисковой системе словосочетание «Ораторское искусство», то была просто поражена, сколько получила ссылок на различные материалы по данной теме. Большинство сайтов предлагали курсы и различные семинары по ораторской подготовке. И тогда я поняла, что умение красиво говорить является неотъемлемой частью современной культуры и жизни вообще. Мы сталкиваемся с ним везде: когда смотрим по телевизору выступления политиков, когда слушаем чей-то доклад на конференции, когда слушаем лекцию. В той или иной мере мы становимся причастными к данному искусству.

Гитлер когда-то сказал: «Только самые большие обманщики становятся великими волшебниками». Я думаю, более четко определить ораторское искусство невозможно. Ведь это не просто умение красиво высказать мысль, но именно убедить публику в своей правоте. Но ведь красноречие – это дар природы, можете возразить вы. Конечно, кто-то наделен талантом, однако на примере многих людей, которые стали впоследствии блестящими ораторами, можно сказать, что красноречие – это величайшие из высот, которых можно достичь упорным трудом над собой. Многим известно предание про Демосфена. Свою первую речь он не сумел произнести до конца. Его освистали, люди не захотели его слушать. Это его жестоко уязвило. Тогда он сбрил с головы половину волос и бороды – так он не мог показаться среди людей, и заперся в доме. Он набрал камней в рот, делал и упражнения. Для развития дыхания он поднимался в гору, декламируя стихи.

Цицерон также совершенствовался в умении воздействовать на публику. Его перу принадлежат несколько трудов про технику ораторского искусства. Он установил пять основных критериев удачной речи: inventio - нахождение подходящего материала; dispositio - его расположение; dictio - стиль; actio - исполнение; memoria - запоминание.

Для того чтобы добиться правильной реакции публики, необходимо учесть следующие важные правила.

Во-первых, в речи оратора необходим тезис – положение, или мысль, которую необходимо доказать, или опровергнуть оратору. Оратор не должен просто озвучивать мысли с трибуны, а обосновать их, логично подвести слушателей к желательным для вас выводам. Для овладения этим правилом ораторского мастерства нужно обладать знаниями в области формальной логики. Форма и содержание наполняют речь смыслом и красотой. Форма и содержание, безусловно, влияют друг на друга. Они неотделимы. Оратор должен превосходно владеть своей тематикой, это позволит ему грамотно и уверенно излагать свои мысли. Кроме того, речь должна быть яркой, насыщенной, должна запоминаться. Для этого необходимо использовать яркие образы и параллели. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Для успешного выступления желательно составить план. Структура плана должна обосновывать каждое новое суждение уже обоснованным ранее. Оратор должен испытывать чувство уверенности в истинности каждого из суждений. Кроме данных общеизвестных правил удачного выступления, приведу несколько интересных указаний П. Сопера, почерпнутых из его книги «Основы искусства речи». Он обращает внимание читателя на то, что мнение об ораторе составляется по внешним данным во время выступления. Сопер утверждает, что не надо пытаться использовать всякие ухищрения в жестикуляции и внешнем виде для того, чтобы расположить к себе аудиторию. Однако он советует при выступлении выглядеть опрятно и не допускать эксцентричности в одежде.

Еще более ценный совет Сопер дает по поводу манер оратора. Каждый выступающий должен учитывать, что на аудиторию действует принцип «толпы»: если речь интересна всем, то она интересна каждому. Поэтому нельзя заинтересовать каждого зрителя поодиночке, нужно увлечь всех. Оратор должен овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.

Он должен быть скромным и в то же время воодушевленным своими убеждениями.

Кроме того, оратору желательно следить за выражением своего лица: оно не должно быть отрешенным или раздраженным, однако должно оставаться серьезным. При этом крайне важен зрительный контакт с аудиторией. Если люди не чувствуют контакта с оратором, то его идеи никогда не достигнут цели. Сопер рекомендует медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, что создает впечатление, как если бы выступающий смотрел на каждого и всех сразу. Это поможет избежать смущения, которое «испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время беседы или публичного выступления».

Также необходимо всегда помнить о важности жестикуляции. Ведь зритель, увлеченный речью выступающего, всегда обращает внимание на его жесты. Они должны быть непроизвольными. Оратору не следует жестикулировать на протяжении всего выступления. Каждый жест оправдан только в случае его крайней необходимости и должен соответствовать своему назначению. Сопер рекомендует вносить разнообразие в свою жестикуляцию. «Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность».

И только теперь, после того, как составлено представление об ораторе и основных правилах, которых ему следует придерживаться в своем выступлении, можно перейти к непосредственному составлению тезисов по выбранной теме. Тема, которую я выбрала для своего выступления, называется глобализация. На самом деле, эта тема заинтересовала меня очень давно. Года два назад попалась статья про негативные последствия глобализации и деятельность антиглобалистов. С тех пор я не пропускаю ни одного обзора, посвященного данной теме. И очень обрадовалась, когда узнала, что среди тем, предложенных для выступления присутствует и она. Так как выступать мне предстоит перед моими сокурсниками, то тон, а следовательно, стилистика выступления должна быть максимально дружеской. Я попыталась максимально снизить официальный стиль своего выступления. Получилось или нет – решать не мне.

Итак, возможные тезисы моего выступления.

Каждый из нас почти ежедневно в газетах или блоках новостей сталкивается с такими понятиями, как «глобализм» и «гибкость», «новая экономика» и «нулевая толерантность». Итак, все же что такое глобализация? Большинство ученых сходятся во мнении, что глобализация — естественный процесс миграции всевозможных видов ресурсов: денежных, человеческих, производственных, экономических, образовательных, научных и др. в масштабах всей планеты, не поддающийся управлению, который возникает на определённом этапе развития информационного общества. Конечно, глобализация, безусловно, выводит мировое сообщество на новый виток развития. Так, обострение международной конкуренции, связанной с перераспределением ресурсов и деятельностью транснациональных компаний, ведет к углублению специализации и международному разделению рынка труда. Еще одно преимущество глобализации — экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

Однако наряду с выгодами, которые сулит миру глобализация, существуют явные проблемы, которые приводят к появлению противников глобализации, а именно антиглобалистов. Когда я впервые прочла обо всех издержках глобализации, то поняла, что в некоторой мере стала на их сторону. Итак, что же это за проблемы.

Первая связана с вопросом, кто оказывается в выигрыше от глобализации. Фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или транснациональные компании. Их деятельность разворачивается в странах с развивающейся экономикой (так называемом «третьем мире»). Именно здесь крупнейшие мировые компании получают б?льшую прибыль за счет экономии на рабочей силе. Например, фирма Nike использует труд двенадцатилетних рабочих в Малайзии. При этом условия труда там напоминают рабство, при чем практически за гроши.

Поскольку основным источником глобализации являются частные компании, то процесс не поддается контролю со стороны государств. Это приводит не к выравниванию экономического положения между странами, а к углублению мирового неравенства. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить динамику разрыва между наиболее богатыми 20% населения планеты и наиболее бедной его частью: будучи 7-9-кратным сразу после окончания Второй мировой войны, он стал 50-75-кратным в наши дни. Другая проблема решений, порождена ситуацией, сложившейся на периферии современного мира. Получив независимость от метрополий, новые государства стремились копировать европейские политические институты, но в большинстве из них не существовало ни наций, ни предпосылок для развития демократических процессов. Произвольно проведенные европейцами границы сделали гражданами новых государств людей, принадлежавших к разным племенам, религиям и историческим традициям. Этнические, религиозные и культурные различия создавали стабильные большинство и меньшинство, в результате чего демократия, даже если она и декларировалась, быстро превращалась в инструмент доминирования одной части общества над другой. Экономическая стратегия новых независимых государств также оказалась тупиковой. Как многие развитые страны в прошлом, они инициировали ускоренное развитие национальной промышленности, но в последней трети XX в. индустриализм оказался уже устарелой парадигмой.

Результаты выглядят ужасающе. Страны «третьего мира» за последние 30 лет в полном смысле слова стали территорией хаоса. В войнах между ними или внутригосударственных этнических конфликтах за эти годы здесь погибло более 16 млн. человек; но несмотря на этот страшный опыт, развивающиеся страны наращивают военные расходы, достигающие в ряде африканских государств 15.7-27.4% всех расходов бюджета. Налицо движение в сторону гуманитарной катастрофы: только за 90-е годы и только в Южной Азии и Африке, численность населения, живущего менее чем на 1 долл. в день, увеличилась с 747 до 803 млн. человек, а менее чем на 2 долл. в день сегодня вынуждены существовать 84.8% жителей Южной Азии и 74.7% африканцев. Детская смертность в 40 беднейших государствах планеты достигает 10.4%, а средняя продолжительность жизни не превышает 45 лет и уверенно снижается, причем особенно быстро - в Африке.

Кроме того, на современном этапе из-за взаимозависимости национальных экономик, локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия. Такая возможность является вполне реальной, что подтверждает финансовый кризис в Азии.

Третий круг порождаемых глобализацией проблем вызван опасением, что контроль над экономикой отдельных стран может перейти от суверенных правительств к наиболее сильным государствам, глобальным корпорациям и международным организациям.

Кроме того, противники глобализации видят в ней источник ассимиляции национальных культур, так как интеграция мирового сообщества ведет к появлению глобализированных «однородных» СМИ, искусства, поп-культуры и повсеместного использования английского языка. И действительно, если посмотреть на нашу современную жизнь, то в ней надежно закрепился американизированный шаблонный кинематограф, пропаганда фастфуда и Макдоналдса, а также модные словечки, позаимствованные из америко-английского языка. А ведь наш кинематограф и искусство ничем не уступают западным аналогам. А большая часть произведений наших писателей и поэтов считается шедеврами мировой культуры. Поэтому даже если глобализация преследует высокие цели, она повсеместно встречается с сопротивлением граждан, которых пресса уже окрестила «антиглобалистами». Хотя сами себя они называют альтерглобалистами, что означает «другой мир возможен».

И вот, что можно сделать для разрешения конфликтов.

Во-первых, проблемы распределения преимуществ от глобализации внутри стран и между ними должен решать международный институт на базе глобального сотрудничества. Он мог бы, к примеру, облагать страны, получающие наибольшие выгоды от глобализации, особым налогом, используя эти поступления для оказания финансовой и технической помощи тем, кто проигрывает от глобализации.

Следующий круг проблем связан с хрупкостью международной экономической системы, что приводит к взаимозависимости стран. В ответ на это необходимо усилить международное сотрудничество, создать новые институты или расширить полномочия действующих, например, МВФ. Чтобы заручиться гарантиями против подобных рисков, нужно значительно увеличить ресурсы МВФ, которые растут гораздо медленнее, чем международные финансовые операции. Международное сотрудничество могло бы привести к использованию так называемого налога Тобина — небольшого налога на валютные операции, который должен сыграть важную роль в ограничении дестабилизирующих валютных спекуляций и одновременно стать источником финансирования международных организаций.

Третья порождаемая глобализацией проблема — ущемление национального суверенитета и независимости политических лидеров — может быть решена, например, путем четкого разграничения полномочий сторон, т. е. национальных правительств и их лидеров, с одной стороны, и международных организаций и глобальных корпораций — с другой. Уже само участие политических лидеров в создании необходимых институтов, занимающихся этими и другими проблемами, связанными с глобализацией, поможет им вернуть ощущение, что они управляют своим будущим и контролируют свои позиции в глобализированном мире.

Что касается культуры, можно сказать, что любая нация без своей культуры становится изгоем и теряет свои корни. Поэтому, может, правительствам стоит ввести некоторую цензуру на показ иностранных фильмов и вкладывать деньги в развитие собственной культуры, памятуя о том, что человек должен знать и чтить историю и культуру своих предков. В данном ключе показателен опыт Китайской Народной Республики. В Китае недавно правительство издало указ о сокращении вещания иностранных программ, заменив их своими национальными. В будущем там планируется вообще отказаться от элементов иностранной культуры с целью сохранения своей собственной.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что, несмотря на положительный эффект, который несет глобализация, население многих стран оказалось неспособным правильно ее воспринять. Кроме того, глобализация на современном уровне вышла из-под контроля развитых государств и международных организаций, что повлекло за собой огромное число конфликтов и вооруженных столкновений в странах «третьего мира», а, следовательно, огромное число региональных и международных конфликтов. И пока сторонники глобализации ищут выходы из сложившееся обстановки, ее противники активизируются по всему миру и создают организованное движение. Поэтому следующим поколениям, а, может быть, и нам предстоит решить, стоит ли проводить глобализацию и каким образом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. А.Репа. Мода на глобализацию.// Зеркало недели - №4(633), 3-9.02.2007
  2. Глерий Широков. Глобализация.// Энциклопедия Кругосвет.
  3. Познин Сергей. Глобализация, «Вавилонская башня» и новые «переговорщики» в деле поиска «согласия с Богом». 27.02.2007 – insi.org.ua/geo/BabelTower&Science-SPozniy.htm
  4. Лоуренс Клейн. Глобализация: вызов национальным экономикам- rusref.nm.ru/indexpub204.htm
  5. Глобализация. – Mатериалы электронной энциклопедии Википедия, ru.wikipedia.org/wiki/Глобализация
  6. В.Л. Иноземцев. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация.// Вопросы философии, №4 2004. - ec-dejavu.ru/g/Globalization.html
  7. Глобализация международных и мирохозяйственных связей. – report.ru
  8. Марков Б.В. Человек и глобализация мира. – anthropology.ru/ru/texts/markov/manglob.html
  9. Системные проблемы глобализации. – www.siac.com.ua
  10. Андрей Цветков. Призрак антиглобализма.// «Завтра», 23.05.2001, №21.
  11. Кофи Анкомах. Рецензия на книгу Джона Сороса «Глобализация» - human-nature.com/nibbs/04/soros.html
  12. Мартин Вульф. Нам Нужно больше глобализации.// The financial times. – 9.05.2004. Перевод на inosmi.ru/translation/232552.html
  13. Ораторское искусство. – www.ustinow.ru
  14. Ораторское искусство. – www.XnetDot.com/readarticle.php?article_id=439
  15. Риторика. – материалы электронной энциклопедии Википедия, ru.wikipedia.org/wiki/Риторика

Электронная библиотека