Информационные процессы и технологии "Информатика - 2007": Материалы первой Всеукраинской студенческой научно-технической конференции 25-27 апреля 2007г.- Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2007.- 158с.
 

Фещенко Н.С. Использование сети Кохонена для совершенствования стандартизированного многофакторного исследования

  Век бурно развивающихся технологий, в том числе и информационных, требует от человека постоянного переобучения и совершенствования своих профессиональных знаний. В этой связи актуальной становится задача выбора профессий, соответствующих действительным способностям и индивидуально-личностным особенностям человека. Помочь в эффективном решении этой проблемы может только совершенная методика исследования личности, реализованная с помощью современных компьютерных технологий.

  Сегодня существует ряд методик, призванных решать подобные задачи, но самой совершенной является метод стандартизированного многофакторного исследования личности, или СМИЛ [1]. Он представляет собой тест-опросник, что означает список утверждений, на которые возможны два варианта ответа – «Да» и «Нет». Это делается для определения направления способностей человека к той или иной сфере человеческой деятельности – профориентации.

  Утверждения направлены на выявление черт характера, физиологических особенностей, стиля общения с окружающими и прочее. Они построены так, что помогают определить искренность, достоверность (надёжность), степень открытости. Для этого применяются шкалы, которые строятся на ответах определённых утверждений и имеют определённую градуировку и название.

  Определение достоверности не только выявляет искренность и открытость испытуемого, но и помогает вовремя остановить тестирование, что является положительной чертой метода. Для этой операции используют шкалы с соответствующими названиями: шкала «лжи», которая показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования, шкала «достоверности», которая показывает уровень надёжности полученных данных в зависимости от его откровенности, шкала «коррекции» выявляет степень открытости.

  Для построения портрета личности используется десять базисных шкал. Множество этих шкал может быть расширено в виду множественности особенностей личности, однако эти десять являются оптимальными с точки зрения количества и качества. Их сочетания определяют склонность к видам деятельности.

  СМИЛ представляет собой систему следующих взаимосвязанных элементов: получение ответов на утверждения, определение достоверности, портрета личности, профориентации,– которые также подразделяются на более мелкие элементы. Наличие инструментов тестирования таких как: утверждения, ответы на утверждения, шкалы достоверности, базисные шкалы, сферы деятельности, виды склонностей, интерпретация результата теста определяет СМИЛ как информационную систему.

  Существует множество компьютерных версий метода, но с развитием вычислительных и психологических технологий возникают новые усовершенствования в системе СМИЛ.

  Усовершенствованием самого метода СМИЛ является тест Люшера, использующий предпочтения цветов, который реализуется путём раскрашивания интерфейса программы. Также, чтобы поддержать сосредоточенность испытуемого, достаточно добавить счётчик времени ответа на утверждение. Это тоже повлияет на оценку достоверности ответов. Чтобы испытуемый не тратил время на получение недостоверного ответа, проверку на достоверность необходимо проводить не в конце тестирования, а в течение процесса.

  Особенностью СМИЛ является то, что его методику используют при решении разных социальных проблем. Этому способствует наличие шкал достоверности и базисных шкал, число которых варьируется в пределах количества рассматриваемых параметров личности. В одном случае, СМИЛ определяет профориентацию, в другом – стиль межличностного поведения, в третьем – тип реагирования на стресс, выраженность лидерских черт и многое другое. Из этого следует, что, применяя эту методику, можно создать модель общества, которая даёт возможность анализа поведения личностей, предугадывания возможных конфликтов, выявления подходов для их решения и так далее. Для этого необходимы конечные данные теста исследуемых людей, проведение оценки данных. Инструментом для решения задачи моделирования социальной группы являются искусственные нейронные сети (ИНС). Выбор ИНС, в качестве инструмента для решения поставленной задачи, объясняется тем, что нейросетевой подход особенно эффективен в задачах экспертной оценки, так как сочетает в себе способность компьютера к обработке чисел и способностью человека к обобщению и распознаванию.

  Конечные данные СМИЛ представляют собой количество баллов по выявляемой психологической характеристике некоторого множества исследуемых людей. Цель анализа данных заключается в выявлении групп. Задача состоит в поиске личностей с подобными психологическими особенностями с последующим объединением их в группы. Для проведения анализа используется самообучающаяся сеть Кохонена [2], достоинством которой является то, что она учится понимать саму структуру данных. Она проводит разведочный анализ данных.

  Использование данного подхода позволит расширить базу для применения метода СМИЛ и совершенствовать систему выводов, что позволит повысить эффективность оценки личностных особенностей человека.

  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v8_i4/html/4.html (12.01.07)
  2. http://www.psylist.net/praktikum/smil.htm (10.11.06)