Информатика и компьютерные технологии - 2005: Материалы международной студенческой научно-технической конференции 15-17 декабря 2005г.- Донецк: Изд-во ДонНТУ, 2005.- 172с.
 

Фещенко Н.С. Аналитические стратегии оценивания

  Под оцениваем понимается систематическая оценка операций и/или результатов программы или политики в сравнении с комплексом явных и неявных стандартов, с целью усовершенствования программы или политики.

  Систематичность cвидетельствует о научно-исследовательской природе процедур оценивания. Оценивание проводится в строгом порядке, согласно формальным правилам. Например, метод мониторинга.

  Оценка операций и результатов программы или политики Направление исследования. Оценка результатов:

  • эффекты, последствия – положительные, удовлетворительные и нежелательные результаты;
  • влияние – определение результатов программы, выполняемой длительное время.
  Оценка операций:
  • как именно выполняется программа;
  • что объясняет результаты;
  • что связано с большим и незначительным успехом.
  Комплекс явных и неявных стандартов выступают критериями сравнения результатов программы, по которым одобряют решения. Например, стандарты, нормы, цели.

  Цель усовершенствования программы или политики. Ради чего проводится оценивание? Оценивание – практичный инструмент, облегчающий функционирование программы или перераспределение ресурсов на пользу лучших программ.

  Методы оценивания. Количественный – сбор данных, которые можно перевести в числовую форму, так, чтобы анализ имел в основном статистический характер, а в отчёте были отображены величины эффектов и весомость статистических связей. Качественный – применение неструктурированных форм опроса и методов наблюдения; анализ и отчёт имеют форму рассказа.

  Количественные методы. Применяются статистические методы анализа. Их результаты представляются в форме таблиц, графиков и моделей, а также используется словесный текст для объяснения смысла результатов.

  Качественные методы. Ориентированы на детальные знания процессов программы, чем на статистические. Целью является понимание, а не точное измерение параметров событий. Источником данных могут быть как долгосрочные, так и краткосрочные исследования.

  Аналитические стратегии. Аналитические стратегии можно применять независимо от того будут использоваться качественные либо количественные методы. Они объединяют преимущества первого и второго базовых методов оценивания.

  Описание. Описание природы программы, её среды, персонала, структуры, спонсоров и деятельности: качественный анализ – описательная хроника; количественный метод – итоговые статистические данные о серии измерений (средние, абсолютные, относительные величины).

  Расчёт. Определение меры, с которой участников программы можно считать характерными представителями большинства выборки, и которым можно применить полученные результаты, а которых считать уникальными.

  Разложение на множители Разбиение совокупности на составные части по категориям, которые имеют общее основное содержание. Цель: исследовать основное содержание и частоту появления каждой категории, а также ковариацию между ними.

  Кластеризация. Размещение подобных вещей вместе –распознание характерных черт и процессов, которые можно сгруппировать, объединить или расположить рядом.

  Сравнение. Стратегия сравнивает участников программы друг с другом, чтобы выяснить есть ли значительные отличия в группе программы. Качественный анализ – составление многомерных портретов, которые указывают на подобия и различия. Количественный анализ – дисперсный, регрессионный анализ.

  Выявление общих черт. Определение:

  • частоты появления событий,
  • особенности поведения,
  • выявлений общих элементов, процессов, структур или значений.
  Цель: глубокое понятие сути элементов программы.

  Исследование случаев отклонения от нормы. Получение важных указаний относительно будущих явлений и обеспечение новых понятий того, что и почему происходит. Качественный анализ рассматривает случаи, которые отличаются от основной массы результатов. Количественный анализ – выбросы в статистических данных.

  Выявление ковариации. Выявление того, что данные, которые отвечают одному явлению, связаны с данными, которые отвечают другому. Например:

  • уменьшение загрязняющих веществ в воздухе улучшит производство продукции?
  • изменение языка изложения заданий в билете на рейтингах повлияет на результат абитуриента?
  Исключение конкурирующих объяснений. Для того, чтобы зафиксировать результаты исследуемой программы, необходимо исключить те изменения, к которым ведёт программа, от тех изменений, которые произошли под влиянием внешних обстоятельств.

  Моделирование. Процедура формирования окончательного итога того, что произошло и как это произошло. Характеризуется:

  • природа результативности программы;
  • элементы, связанные с результативностью программы;
  • относительное значение её вкладов;
  • какие элементы взаимно усиливали своё позитивное влияние, а какие были не совместимы один с другим;
  • как программа достигла результатов, которые наблюдаются;
  • какие компоненты и теории программы анализ подтвердил, а какие – нет.
  Изложение результатов. После завершения этапа анализа всем оценщикам необходимо сообщить свои результаты читателям. Распространение результатов вынуждает предоставления их в понятной форме.