Н.Н. Подгорбунских

Челябинский государственный университет

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ОБЛАСТИ МОНИТОРИНГА ПРЕДПРИЯТИЙ

http://www.lib.csu.ru/vch/8/2005_01/028.pdf

В последнее время возрастает практическое значение политики Банка России, направленной на создание предпосылок для ускорения формирования зон роста производства товаров и услуг в реальном секторе экономики на основе внутреннего спроса. Одним из основных условий создания такой политики является наличие в Центральном банке эффективной системы анализа экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий, позволяющей в оперативном режиме получать объективные оценки важнейших тенденций в экономике, на основе которых должны вырабатываться меры воздействия на эти процессы посредством инструментов денежно-кредитной политики.

В этой связи приобретает особую актуальность мониторинг предприятий, что имеет место в центральных банках многих зарубежных стран, экономика которых развивается по рыночным законам.

Следовательно, в целях дальнейшего совершенствования финансового анализа в рамках мониторинга в системе Банка России целесообразно учесть опыт центральных банков стран с рыночной экономикой, активно использующих результаты мониторинга для целей обеспечения важнейших направлений своей функциональной деятельности Так, первый этап работы по внедрению системы мониторинга предприятий в России был связан с проектом «Центр мониторинга предприятий» по программе TACIS, который осуществлялся группой экспертов Европейской комиссии. В основу проекта было положено изучение опыта Франции по организации мониторинга финансового положения предприятий и оценки на микроуровне изменения экономической конъюнктуры.

Во Франции работа по мониторингу предприятий является составной частью мониторинга хода реализации денежно-кредитной политики, макроэкономического, структурного и микроэкономического анализа реального сектора и осуществляется в целях оценки кредитоспособности предприятий.

В рамках этой работы во Франции создана база данных FIBEN, которая, по оценкам экспертов, представляет собой самую полную и обширную базу данных по предприятиям в мире, сформированную государственным органом управления. Помимо балансов 150 тысяч предприятий она содержит информацию о просроченных банковских кредитах, взаимоотношениях банков, задержках в расчетах и о двух видах оценки кредитных рисков — на основе метода, взятого из дискриминантного анализа, и более распространенного метода рейтинга фирм.

Эта база данных была организована для оценки роли частных коммерческих долговых расписок как инструмента  рефинансирования, но она также доступна и для коммерческих банков. Целью предоставления банкам доступа к базе FIBEN является обеспечение банковской системы обширной информацией о «кредитной истории» для поддержания стабильности в финансовом секторе страны.

В настоящее время является целесообразным организация мониторинга стоимости кредитов, предоставляемых региональными коммерческими банками. В этой области можно было бы воспользоваться опытом Франции. Систематизация и анализ данных о

состоянии и динамике процентных ставок в регионе по ссудам, депозитам, межбанковским кредитам, дифференциации процентных ставок по кредитам клиентов в зависимости кредитование банков под залог государственных ценных бумаг лишает таких заимствований средние и мелкие региональные банки.

Коммерческий кредит привлекается предприятиями, как правило, в условиях недостатка оборотных средств. Объемы коммерческого кредитования во всех странах увеличиваются обычно в период ограничения банковского кредитования с целью сдерживания инфляции. Все это имеет место в российской экономике, а значит, можно предположить, что вексельное обращение будет расширяться. Следовательно, необходимо создавать условия, позволяющие предприятиям и банкам оценивать и снижать риски вложений в векселя. Мониторинг предприятий существенно помог бы в решении этой задачи.

Так, в Германии, мониторинг предприятий служит основой рефинансирования, осуществляемой Бундесбанком.

При этом надежность действующей в Бундесбанке системы рефинансирования основывается на четко отработанной методологии проверки платежеспособности и финансового состояния предприятий-кредитозаемщиков. Процедура проверки надежности залоговых операций, являющихся в настоящее время основным инструментом политики рефинансирования центрального банка страны, ужесточена в соответствии с требованиями Европейского центрального банка, который стандартизировал аналитические подходы для центральных банков, входящих в Европейский валютный союз.

Оценивая выше изложенное с позиции возможного использования опыта Бундесбанка Банком России в части методологии и инструментов оценки финансового состояния предприятий для целей рефинансирования, необходимо отметить следующее.

Несмотря на достаточно эффективную организацию и технологию проведения оценок

платежеспособности предприятий, в настоящее время крайне затруднено использование такого инструмента проведения этой работы, как дискриминантный анализ. Это обусловлено, главным образом, тем, что для правильного построения дискриминантной функции необходимо проведение дополнительных работ по формированию критериев выборки и последующей оценке известных платежеспособных и неплатежеспособных предприятий.

Кроме того, для обеспечения математических расчетов и последующего сравнения по ним результатов необходимо сформировать базу данных, состоящую из показателей, позволяющих дать объективную оценку платежеспособности и финансового положения

каждого предприятия, входящего в оценочную систему Центрального банка.

Разработка и использование в российских условиях такого программного обеспечения, как экспертная система, требует более глубокого ее изучения. Следует отметить, что проведение экспертных оценок с использованием соответствующего программного обеспечения не только в целях государственного, но и делового управления является в нашей стране серьезной проблемой.

Решение вопросов, связанных с использованием принятых в мировой практике методов и инструментов осуществления оценок платежеспособности и финансового положения предприятий реального сектора, как на основе бухгалтерской отчетности, так и с использованием качественной информации возможно при условии создания и последовательного развития системы мониторинга предприятий.

Заслуживает внимания опыт Японии по мониторингу предприятий на предмет фактических и предполагаемых инвестиций. Такая информация нашла бы спрос у коммерческих банков, способствуя снижению рисков по их долгосрочным вложениям. Была бы сформирована информационная база для привлечения иностранных инвестиций. Данные о спросе на инвестиции, связанные с информацией о финансовом состоянии предприятий и информацией о получении кредитов предприятиями реального сектора, позволили бы выявить перспективные предприятия региона, создающие основу экономического роста страны в целом.

Кроме того, интересен опыт США в области предоставления информации о платежеспособности предприятий. В США, которые имеют большую территориальную протяженность, многочисленное административное деление, различия в законодательстве многих штатов, вопрос о представлении информации решен довольно жестко: предприятия обязаны представлять свою отчетность в соответствующие органы. Учитывая этот опыт, будет уместно поставить вопрос о законодательном закреплении обязательного представления предприятиями финансовых отчетов либо других утвержденных документов Центральному банку Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что такие документы (анкеты) в своей цифровой части должны быть максимально приближены к формам и статьям типовой финансовой отчетности и не требовать громоздких вычислений, тем самым будет снижен «психологический барьер» неприятия дополнительной нагрузки. В первое время и для Банка России информация будет та же, что и для других служб. Однако, когда большая часть руководителей поймет, что Центральный банк не преследует цели уличить или наказать, а использует цифры и ответы в анкетах исключительно для анализа сложившейся ситуации в реальном секторе на данный момент времени, это позволит приблизить позитивные перемены во взаимоотношениях данных экономических субъектов. Насколько длительным окажется период недоверия, во многом зависит от политики Банка России в ближайшее время.

Таким образом, при имеющихся отличиях в целях, формах и инструментах осуществления мониторинга предприятий центральными банками отдельных стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие задачи, которые решаются в ходе проведения работы по внедрению системы мониторинга предприятий. К ним следует отнести:

оценку системных рисков в банковской системе, возникающих под воздействием,

прежде всего, структурных сдвигов в реальном секторе экономики;

решение практических задач, связанных с основными функциями центрального

банка конкретной страны (рефинансирование, переучет векселей и другое);

оценку эффективности проводимой денежно-кредитной политики с учетом реального развития общеэкономических процессов как на уровне страны в целом, так и отдельных регионов;

анализ и прогноз экономической конъюнктуры на основе оценки финансового положения предприятий, изменения спроса и предложения на уровне субъектов страны, формирования под воздействием указанных процессов инвестиционного климата.

И в заключение следует отметить, что изучение опыта зарубежных стран в области мониторинга предприятий реального сектора и его применение в России, несомненно, позволит снизить системные риски в банковском секторе и положительно воздействовать на инвестиционный климат в регионах и в стране в целом.