История фотографии

Голуб Т.В.

            

Я немного увлекаюсь фотографией, поэтому мне было интересно написать про историю фотографии. Как возникла фотография и кто является ее отцом. 

7 января 1839 г. Академия наук в Париже собралась на очередное заседание. Взявший слово астроном и физик Луи-Франсуа Араго представил собранию новый процесс воспроизведения изображений, получаемых чисто "механическим" путем в приборе, похожем на приспособление, известное как "камера-обскура" (лат. "темная комната"), и с XVI в. использовавшееся художниками в качестве своего рода рисовальной машины.

Поразительное изобретение

Новость и в самом деле произвела достаточно сильное впечатление. В парижских газетах, правда, еще в 1835 г. появлялись краткие сообщения, но суть изо­бретения оставалась в тайне. Только в кругах столичных художников и ученых много лет ходили неясные слухи о небывалом изобретении. Но лишь немногие люди, бывшие накоротке с Дагером, видели картинки полученные по новому методу. Волнение газетчиков по поводу нового открытия переросло в восторг, когда они узнали, что изобретатель - человек не безвестный: Дагер вот уже пятнадцать лет работал директором Диорамы, заведения, развлекавшего публику зрели­щами, основывавшимися на хитроумных обманах зрения и изощренной игре со светом и главное - очень полюбившимися парижанам.

О новом способе получения изображений по-прежнему толком ничего не знали, и возникла странная мысль о природе, которую якобы застави­ли воспроизводить себя, да еще в мельчайших под­робностях, безо всякого приложения рук человече­ских. Между тем не один Дагер мечтал о чем-то по­добном. Многие и прежде него пробовали запечат­леть игру света, но особенных успехов не добива­лись. Дагер сумел воспользоваться достижениями науки, прежде всего химии и физики, в частности оптики, и мечта об остановившемся мгновении смогла, наконец, в первой половине XIX в. осущест­виться. В чисто техническом смысле фотография может выглядеть плодом продолжительного процесса, начало которому было положено в XVIII в., когда чувствительность солей серебра (нитрата се­ребра и хлористого серебра) к воздействию света обнаружили немцы Шульце (1687-1744) и Шеле, а также житель Женевы Жан Сенебье и англичанин Уильям Луис. Зная об этом, Томас Уэджвуд научился, в самом начале XIX в., получать отпечатки предметов, в том числе растений, просто прикладывая их к листку светочувствительной бумаги. Правда, отпечатки эти не были долговечными, но подобные опыты очень скоро получили широкое распространение в науч­ных кругах Европы. Так что к 1839 г. кое-что о том, что требуется для получения фотоизо­бражения, уже было известно. Задолго до то­го, как было обнародовано открытие Дагера, англичанин Томас Янг, еще в 1803 г., а через несколько лет - до 1822 г. - и на другом бе­регу Атлантики Сэмюэл Морзе умели полу­чать негативные отпечатки, пусть очень бледные и нестойкие. А в самом начале 1830-х гг. в том же направлении начали работать американец - астроном Джон Дрэпер и англичанин - Джеймс Б. Рид.

Ньепс

Ньепс и Дагер

Над задачей закрепления отпечатка, прида­ния ему долговечности трудился с середины 1820-х гг. Нисефор Ньепс. Отпрыск знатного семейства из городка Шалон-на-Соне (Шалон-сюр-Сон) занялся исследованиями в этой области поздно, только в 1816 г. (в возрасте 51 года). После непродолжитель­ных опытов с получением - по примеру Уэджвуда -простеньких негативных отпечатков предметов, прикладывавшихся к листам светочувствительной бумаги, Ньепс приступил к попыткам получения изо­бражений с помощью камеры-обскуры. Его изыска­ния затянулись, изобретательные и утонченные опы­ты порой перемежались продолжительными перио­дами застоя, но иногда ему удавались внезапные и значительные прорывы. Опробовав на светочувстви­тельность множество химических соединений, Ньепс к началу 1820-х гг. остановился на разновид­ности асфальта, которую называют битумом изживалась в камере-обскуре, а потом обрабатывалась парами ртути. В конечном счете возникало - прояв­лялось - очень четкое и изобиловавшее многими подробностями изображение.

Запоздалое недовольство

Заявление Араго, прозвучавшее в на­чале 1839 г., удивительным образом подстегнуло ход истории. Умышлен­ное сокрытие сведений о способе из­готовления отпечатков как бы развя­зывало руки и языки, и любители строить догадки и выдумывать объяс­нения пустились во все тяжкие. Были и просто сомневающиеся, были тол­ковавшие о шарлатанстве или кол­довстве, но хватало и таких, которые, выходя из мрака безвестности, заяв­ляли о своих притязаниях на при­оритет. По крайней мере стало ясно, что подобные идеи к тому времени носились в воздухе.

Серьезнейший из протестов по по­воду декларации Араго прозвучал из Англии, где 31 января 1839 г. Уильям Хенри Фокс Толбот представил Коро­левскому обществу в Лондоне свой метод получения фотоснимков - на бумаге. Этот литератор и ученый приступил к экспериментированию со светом в 1834 г. Уже в 1835 г. Тол-бот располагал первыми «светорожденными рисунками», то есть нега­тивными отпечатками предметов и растений на све­точувствительной бумаге, покрытой составом из со­лей серебра. Чуть позже Толбот начал применять не­большие камеры-обскуры, в которых он получал то­же негативные изображения. Но англичанин, похо­же, недооценил важность своих достижений, иначе он не прервал бы свои опыты со светом, чтобы вер­нуться к ним только в конце 1838 г.

Вид окна Лейкокского аббатства. 1835 г.Обнародование парижского открытия побудило Толбота удвоить свои усилия и направить их не только на собственно исследования, но и на то, чтобы о них узнали и чтобы общество знало о них как мож­но больше, прежде всего из газет. Уже в феврале (1839 г.) Толбот доставил в Академию наук в Париже свои «фотогенные» (греч. «светорожденные») изо­бражения и сообщил детали своего метода, оказав­шегося очень оригинальным. Так, он, подобно Дагеру, применял в качестве фотосенсибилизато­ров (светочувствительных веществ) соли серебра, но у него сразу же (без негативов и без перехода от негативного изображения к позитивному) получа­лись нормальные - позитивные - изображения на бумаге. Само применение бумаги в качестве подлож­ки или основы уже превращало его методику в нечто непохожее на процесс у Дагера. Правда, картин­кам Толбота было еще далековато до дагеротипов, если сравнивать четкость и иные качества снимка, и все же тогда именно в Толботе видели самого серьезного соперника Дагера.

Но конкуренцию Дагеру в то время мог бы составить и Эркюль Фло-ранс. Уроженец Ниццы, Флоранс по  1 образованию был живописцем. До 1820 г. он эмигрировал в Бразилию и потому по-настоящему историки фотографии открыли его лишь в 1970-е гг. Судя по уцелевшим записям, еще в 1833 г. он научился закреплять образы, получавшиеся в каме­ре-обскуре, и уже думал о какой-то процедуре пере­хода от негативного изображения к позитивному. В октябре 1839 г. он описал свое открытие в газете, вы­ходившей в Сан-Паулу.

Фотографические процессы любого рода и на все вкусы

За известием об изобретении Дагера, и особенно после обнародования некоторых секретов методики Толбота, очень скоро последовали заявления многих других изобретателей, претендовавших на приори­тет в открытии фотографии: порой и в самом деле можно было говорить об определенных достижени­ях, а то и о самобытности предлагаемой процедуры. Но случалось и так, что ни один из снимков по заяв­ленной методике не сохранился, так что насчет обоснованности притязаний в таких случаях теперь судить затруднительно. Именно так обстоит дело с заявками на изобретение метода фотографии, кото­рые представили в Академию наук в Париже на про­тяжении 1839 г. поляк Максимильян Страш и фран­цузы Демаре, Лассень и Вериньон. От других оста­лись разрозненные снимки, среди таких везунчи­ков - члены Академии наук в Мюнхене Карл Август фон Штайнхелль и Франц фон Кобелль, еще один мюнхенец, астроном Якоб Карл Энзлен, а также шот­ландцы из Эдинбурга: Андру Файф и Манго Понтон. И этот список далеко не закончен. В лондонской га­зете «Атениум» в июне 1839 г. писали, что «не прохо­дит и дня, чтобы в нашей почте не было очередного письма, извещающего об открытии или якобы мно­гое улучшающем свершении, имеющем касательство к искусству фотогеничного (греч. «рожденного све­том» или «рождающегося от света») рисования».

Из всех объявившихся в том же 1839 г. изобретате­лей особо стоит упомянуть два имени - это Джон (Фредерик Уильям) Гершель и Ипполит Байяр. Объе­диняет их оперативность: оба за очень краткие сро­ки в самом начале названного года сумели развить оригинальные и очень надежные процессы получе­ния фотоотпечатков непосредственно на бумаге 

Подборка снимков,1930 г.

Первый из них, английский астроном и физик, был близок к Толботу. 14 марта 1839 г. Гершель доложил Королевскому обществу о своей методике, ссылаясь на исследования, которые он начал за шесть недель до доклада обществу. Примечательно большое влияние, оказанное этой методикой и ее создателем на разработки Толбота. Это и обеспечило Гершелю почет­ное место в истории фотографии. В 1831 г. они вдвоем экспериментировали, и Гершель заметил, что со­ли платины чувствительны к свету, и сообщил об этом другу. А в 1839 г. он, снова первым, применил гипосульфит натрия (серноватистокис-лый натрий) для окончательного закрепления полученных изображений. Эту методи­ку сразу же освоил Толбот, а несколько позже ее пе­ренял и Дагер.Второй изобретатель, Ипполит Байяр, происходил из совсем иной среды. Он служил в министерстве финансов и вращался в кругах столичных деятелей искусства. Услыхав о сообщении Араго, Байяр через несколько дней после этого известия решился само­стоятельно приступить к собственным исследованиям и стремительно добился блестящих успехов. Пятого февраля 1839 г. он уже у Сезара Депре в Академии наук и показывает ему свои пробные снимки. Прошло каких-то два месяца после того, как он начал свои опыты, и вот 20 марта у него получаются первые, причем сразу же позитивные изо­бражения, и он снимает, в частности, мертвую натуру: скульптуры и гипсо­вые слепки - и пытается снять человеческие фигуры. Успехи ошеломля­ющие, тем более что добился их самоучка, у которого не было даже запаса знаний по химии, да и в оптике он тоже вроде бы не разбирался.

Что же получается: фотография или фотографии? Гелиография Ньеп-са, дагеротипы Дагера, «фотогенич­ные - светорожденные - рисунки» Толбота... Сама разноголосица в словаре красноречиво свидетельствует о расколе. Причем о термине «фотография» пока и не слышно, хотя его уже используют британские физики Уит-тон и Гершель и немецкий астро­ном фон Медлер. Похоже, что и Эркюль Флоранс тоже пользовался этим термином с 1833 г . Слово «фо­тография» поначалу воспринимали лишь как обобщающий, родовой тер­мин, так что укорениться оно смогло не ранее конца 1850-х гг.

Дар человечеству

Как бы то ни было, дагеротип пока| затмевал все прочие искания и наход­ки. Сам Дагер перенес тяжелый удар: по­жар уничтожил его Диораму. Еще и поэтому деятельность соперников тревожила его как никогда раньше. Так что Дагер подзуживал Араго, а тот, в свой черед, давил на кого мог. И 14 июня Дагера принял министр внутренних дел и заключил с изобретате­лем соглашение, по которому последний передавал государству права на фотографические процессы и  тайны Диорамы взамен на выплачиваемый пожиз­ненно пансион Дагеру и наследникам Нисефора Ньепса. Ввиду участившихся нападок Араго пришлось поспешно отвергнуть заявки Толбота и Байя­ра. Но все-таки приходится признать, что в 1839 г. методика Дагера позволяла получать намного более четкие изображения, чем методики его главных со­перников. Парижское ученое сообщество нимало не убедили отпечатки, представленные Толботом: физик фон Гумбольдт назвал их «белесыми потеками» и «выцветшими старыми гравюрами, по которым погу­лял локоть».

Наконец, 19 августа 1839 г . во время объединенной сессии обеих Академий - наук и изящных искусств -Араго раскрыл тайны формирования дагерова изо­бражения. Французское государство, приобретя фо­топроцесс у его изобретателя, преподнесло его в дар всему роду человеческому. Отныне всяк вправе, бес­препятственно и без ограничений, как во Франции, так и за ее рубежами, внедрять и использовать на­званный процесс - за исключением Англии, где дагеров процесс оставался под защитой патента.

Через считанные дни после сессии «оптические лавки заполонили толпы разгоряченных любителей, питавших надежды получить хоть какой-нибудь дагеротип; повсюду снимали памятники. Всяк желал скопировать вид, открывающийся из его окна [...]. Самые убогие оттиски... принимались с несказанной радостью, коль скоро процесс этот был еще вно­ве и представлялся сущим волшебст­вом». В сентябре во дворце д'Орсе про­шло несколько демонстрационных се­ансов. По этому случаю сам Дагер снял несколько видов на Сену и набереж­ные, причем, по словам свидетелей, время, уходившее на снимок, - длительность вы­держки - составляло всего-то около пятнадцати ми­нут. Тогда же платные показы новшества были устроены и в провинции - предприимчивые организаторы чаще всего называли себя учениками Дагера. К этому времени у не­скольких парижских оптиков, включая Ше­валье, Леребура и самого Дагера, имелись комплекты фотооборудования, а обходился такой комплект в кругленькую сумму - около 300 франков; в то время, чтобы получить та­кие деньги, рабочему надо было трудиться 100 дней. Очень скоро процесс Дагера перешагнул за грани­цы Франции: виды Парижа и фотонатюрморты были отправлены государям Австрии, Баварии, России, Пруссии и Бельгии, узнавшим о новинке и пожелав­шим поскорее узнать о ней поподробнее. 11 сентября некий загадочный француз - г-н Сент-Круа -устроил первую публичную презентацию процесса в Лондоне. И новшество повсюду встречало востор­женный прием. А потом, словно растекающаяся вода или расходящийся в воздухе пыль­ный шлейф, оно вышло за пределы Европы: художники Орас Берн и Фредерик Гупиль-Феке, отправляясь по морю в Египет, прихватили с со­бой дагеров аппарат и «дагеротипи-ли там, как львы», да еще и показали новое приспособление египетско­му паше. Однако вряд ли где-то еще к Дагеру отнеслись с большим вни­манием, чем в Соединенных Шта­тах: именно там изобретение имело успех самый скорый и самый проч­ный. На исходе октября 1839 г . в од­ной витрине на Бродвее уже был выставлен первый американский дагеротип. С новым способом соз­дания изображений начали экспе­риментировать упоминавшийся Сэ-мюэл Морзе, астроном Джон Уиль­ям Дрэпер и Роберт Корнильюс из Филадельфии. В декабре того же года Франсуа Гуро, которого Дагер отправил за океан с особым задани­ем - наладить коммерческий сбыт оборудования для дагеротипии, - организовал в Нью-Йорке первую об­щедоступную выставку дагеровых фотопластинок из Франции. А в конце того же месяца дагеротип добрал­ся до Южной Америки.

Что стало с неудачливыми соперниками

Оглушительный успех дагеротипии затмил все про­чие конкурирующие процессы. Для Толбота 1839 г . вообще выдался несчастливым: из-за скверной пого­ды опыты его стали редкими и неплодотворными. Никакой поддержки со стороны властей не наме­чалось. Лишь к осени следующего года замаячил ус­пех, причем настоящий и очень значимый: Толбот открыл совершенно новый процесс перехода от не­гатива к позитиву. Сначала он получал в камере-об­скуре негативное изображение, потом проявлял его и затем печатал позитивные изображения, тем са­мым открыв для фотографии эру тиражирования отпечатков.

 Кроме того, методика съемки негативного изображения с проявлением скрытого образа позволила ему разделить процесс и превратить его в ряд самостоя­тельных операций, заметно сокра­тив требуемую выдержку, - через несколько дней, в октябре 1840 г ., он наконец смог создать первые фотопортреты своей жены Кон­станс. Наученный горьким опытом и так и не получая никакой поддержки от британ­ских властей, в начале 1841 г . он решил понадежнее защитить свое детище, окрещенное «калотипией» (от греч. «калос» - красивый), и взял на него несколь­ко патентов.

Что до Байяра, то, хотя снимки, которые он выстав­лял в Париже в июне 1839 г ., и были замечены прес­сой, власти по-прежнему не спешили с поддержкой, не обращая внимания даже на Академию изящных искусств, хвалившую работы Байяра за высокое каче­ство. Через два года Свободное общество изящных искусств отметило старания изобретателя медалью. Невелики награды за труды, тем более по сравнению с торжеством Дагера, и не диво, что обида Байяранашла необычный выход: в октябре 1840 г . он создал «Автопортрет самоубийцы». Как бы то ни было, с начала 1840-х гг. начинает казаться, что дагеро-тип теряет свое исключительное положение.

Дагеротипомания. 1839 г. Журнал "Карикатюр".

Литература:

1. Кантент Бажак. Возникновение фотографии; Пер. с франц.А.Кавтаскина.- М.: "Астрель",2003. - -159.