ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ



"Оптимизация управления оперативной деятельностью предприятия"
Автор: Юрченко А.Л.
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большое внимание уделяется экономической деятельности производственного характера. Основным критерием оценки деятельности является объем продаж. Это традиционный для маркетинга показатель, который обеспечивается различными функциями маркетинга (анализ рынка, сегментирование рынка, установление номенклатуры продукции, ценообразование и др.). Однако рыночная экономика становится наиболее эффективной только в случае ускорения оборачиваемости оборотных средств. Это ускорение в значительной степени обеспечивается решением проблем товародвижения, которые являются основными для новой отрасли знаний - логистики. Элементами системы логистики являются: производственные запасы оборотных средств, проблемы закупки сырья, материалов, работа транспорта как внешнего, так и транспорта внутри предприятия, структура и особенности организации складского хозяйства и другие процессы, связанные с обслуживанием оборотных средств. Логистика в значительной степени может построить рациональные связи между изготовителями продукции и потребителями, обеспечить эффективную доставку готовой продукции и комплектующих изделий своевременно и с минимальными затратами. Логистика решает многие задачи, которые являются типовыми для производственных предприятий, посреднических организаций и торгово-закупочных фирм.

Актуальность данной работы выявляется в том, что выбор той или иной логистической модели для управления материальным потоком осуществляется в разрезе интеграционных процессов на предприятии. Несмотря на исключительное внимание к процессам интеграции всевозможных характеров и уровней, в настоящее время этот вопрос все еще не получил научного понимания, прежде всего в силу незначительного периода его изучения.

Цель данной работы – показать необходимость интеграции управленческих процессов на оперативном уровне, обозначить возможные варианты усовершенствования работы малого предприятия путём оптимизации управления его сбытовой функцией.

1 АНАЛИЗ РЯДА РАБОТ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

1.1 Майкл Дж. Шроек (Michael J. Schroeck). Статья “Анализ клиентской базы приносит пользу CRM: повышается ценность интегрированных решений CRM”. Сентябрь 2005 года.

В данной статье рассматриваются преимущества, которые дает понимание имеющихся и потенциальных клиентов, как с экономической, так и с поведенческой точки зрения. По существу, большинство компаний считают управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) важным элементом своей корпоративной стратегии. Чтобы задействовать CRM-программы фирмам приходится вкладывать средства в ориентированные на клиента решения, такие как: автоматизация торговой деятельности, центры обслуживания клиентов, автоматизация маркетинга, Web-сайты, ориентированные на поддержку отношений между компанией и клиентами (B2C), и другие. В статье выделяются CRM-цели, в том числе:

· необходимость единого представления о клиенте;

· необходимость наличия согласованной и точной информации о потребителях в рамках всей компании;

· необходимость построения замкнутого цикла операций с клиентами;

· необходимость интеграции по нескольким каналам.

1.2 Ричард Стайн (Richard Stein). Статья “Потребность в организационных данных: модель комплексного управления эффективностью бизнеса”. Апрель 2005 года.

В данной статье рассматривается как путем адресной поддержки конкретных нужд каждой группы потребителей данных в пределах отдельной организации разработчики систем управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management - BPM) могут улучшить способность этих систем укреплять корпоративную стратегию. Цель систем управления эффективностью бизнеса - помощь организациям в осуществлении их бизнес-стратегий. Эти программные продукты должны предоставлять готовую для использования информацию, необходимую для улучшения процесса принятия тех решений, которые влияют на передачу бизнес-информации, согласованность работы подразделений и осуществление бизнеса в целом. Для того, чтобы создать системы BPM, которые могут успешно достичь этих целей, разработчики данных систем должны понимать нужды корпоративных потребителей данных. В любой организации существует две группы потребителей бизнес информации: те, кто непосредственно принимают решения, и те, кто готовит для них эту информацию. Хотя представители второй группы явно и не принимают управленческие решения, они определяют способы обработки данных и представления окончательных результатов, что, в свою очередь, влияет на последующий процесс принятия решений. Таким образом, термин "потребители данных" более полно охватывает круг сотрудников, нуждающихся в информации. Модель использования данных, представленная ниже, определяет практические нужды каждой из семи групп потребителей данных. В статье выделяется основное преимущество технологий BPM. Оно заключается в том, что технологии BPM предоставляют общую платформу, обеспечивающую потребителей данных бизнес-аналитикой (возможностями Business Intelligence). За счет выявления разносторонних нужд потребителей данных эта модель использования данных может использоваться в качестве руководства для разработки и внедрения комплексных решений BPM. Кроме того, эта модель предоставляет разработчикам BPM систем перечень операций, помогающих оценить сложность организации информации в той или иной компании. Таким образом, пользователи BPM систем могут использовать эту модель для создания более сильных экономических проектов и лучшего обеспечения требований заказчиков, а также для более успешного внедрения BPM технологий в целом.

1.3 Бхагат Найнани (Bhagat Nainani). Статья “Полный цикл управления бизнес-процессами с применением инструментов, поддерживающих стандарты”. Октябрь 2005 года.

В данной статье бизнес-процессы на предприятии рассматриваются как основа любой успешной компании. Эти процессы объединяют системы, партнеров и сотрудников для достижения ключевых стратегических и тактических целей. Возрастающее число компаний присматриваются к Web-сервисам и сервис-ориентированной архитектуре (Service Oriented Architecture, SOA) для решения проблем интеграции, возникающих при соединении приложений. BPEL и другие стандарты в области Web-сервисов предлагают открытый, переносимый и стандартизованный способ решения типичных проблем развития приложений. Они позволяют создавать решения на базе SOA, которые обеспечивают гибкость бизнеса при максимальном использовании уже задействованных ресурсов и минимизации стоимости развертывания новых приложений. Согласно статье, желание располагать адаптивными бизнес-процессами, которые могут быть тонко настроены и оптимизированы, чтобы соответствовать изменяющимся условиям бизнеса, нормативным требованиям законодательства и давлению конкуренции, привело к системам управления бизнес-процессами полного цикла (closed loop Business Process Management (BPM) systems). Далее в статье перечисляются и подробно рассматриваются задачи жизненного цикла бизнес-процесса.

1.4 Уэйн Экерсон и Синди Хоусон (Wayne Eckerson и Cindi Howson). Статья “Business Intelligence становится корпоративным инструментом”. Январь 2006 года.

Согласно статье, в начале 1990-х годов, когда технология Business Intelligence (BI) только зарождалась, ее целью было предоставить бизнес-пользователям прямой доступ к информации вместо необходимости обращаться в IT-отдел для получения отчетов или обзоров информации. Основной идеей было дать дополнительные возможности бизнес-пользователям, позволив им обращаться к репозиторию интегрированных данных (например, Хранилищу или витрине данных) и создавать свои собственные отчеты. Обеспечение руководителей бизнеса, менеджеров и сотрудников доступом к информации позволило бы им избежать невыполненных заказов в IT-отделе и расширило бы их возможности принимать решения, создавать эффективные планы и оптимизировать бизнес-процессы и производительность. Но в реальности, как утверждает автор статьи, такая технология BI оказалась слишком сложной для большинства пользователей, за исключением самых квалифицированных. Для многих из них специальные инструменты запросов, отчетности и анализа стали излишне трудными или требующими много времени. Поскольку пользователи не очень часто обращались к этим инструментам, они забывали, как входить в систему или использовать те или иные функции и средства. Они часто тратили слишком много времени на поиски необходимого отчета или терялись в бесконечном количестве шагов углубления в данные (drill-down) или списков измерений. В результате пользователи по-прежнему оставались "изолированными" от информации, необходимой им для принятия значимых и своевременных решений. Только теперь роль барьера между ними и данными стали играть инструменты BI, а не IT-отделы. Статья даёт обзор инструментов BI удобных для работы большинства корпоративных пользователей, а не только самых квалифицированных из них. В результате сейчас многие организации могут расширить возможности использования инструментов BI для большинства своих сотрудников по всей корпорации.

1.5 С.Н. Колесников, "Стратегии бизнеса: управление ресурсами и запасами", Москва, "Статус-Кво 97", 2000 год.

Приведенное в книге описание методов функционального и операционного управления и основанных на них методах планирования ресурсами предприятия MRP, ERP и даже CSRP не является описание какой-либо компьютерной системы и даже не основано на одной конкретной системе. Оно базируется на понимании стандартных элементов методологии планирования ресурсов MRP II и анализе особенностей используемых принципов этой методологии, реализованных в наиболее успешных на Российском рынке продуктах для управления ресурсами предприятия. В большинстве случаев отличия реализации методологии в программных продуктах от стандартной указаны явно, как правило кроме ситуаций когда такое отличие стало стандартом де-факто. Описание не затрагивает особенностей реализации процесса для непрерывных производств и производств с побочными продуктами и возвратными компонентами (большая часть которых также относится к непрерывным). Так как наибольшие практические проблемы у менеджеров и пользователей программных продуктов вызывает правильное понимание терминов и их толкование, то для большего удобства использования данного издания в практической деятельности в качестве приложения приведен толковый словарь терминов, наиболее часто используемых в данной предметной области. При его использовании можно существенно ликвидировать пробелы в стандартизации терминологии функционального и производственного управления, имеющиеся на данный момент в русском языке.

2 ДАННЫЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЕВРОПЫ И МИРА, В КОТОРЫХ ВЕДУТЬСЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫ

2.1 Институт Экономических Исследований, г. Галле

Институт экономических исследований, г. Галле (IWH), с момента своего основания в 1992 году посвящает свою деятельность эмпирическим исследованиям экономики. При этом основной упор делается на научное сопровождение процесса преобразований в Восточной Германии и в странах Центральной и Восточной Европы.

2.2 Международный Евразийский Институт Экономических и Политических Исследований

В сферу исследований Международного евразийского института экономических и политических исследований  входят страны с переходными моделями общественно-политического и социально-экономического устройства, находящиеся на пересечении культур Востока и Запада.

2.3 Центр Европейских Экономических Исследований

Экономические научные исследования, квалифицированные экономико-политические консультации, практическая помощь предприятиям и передача знаний являются основными задачами общественно-полезного Центра европейских экономических исследований (ZEW).

3 ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК

Выделим основные задачи исследований производимых в магистерской работе. Во-первых: выявление основных логистических звеньев при формировании материального потока на предприятии. Во-вторых: интеграция бизнес-процессов на предприятии, с целью возможности анализа предприятия как части экономической системы. Выделение пяти уровней совершенства бизнес-процессов на предприятии:

· Хаос – дисбаланс коммерческих, производственных и финансовых целей. Хаос характеризуется отсутствием системного взгляда; предприятие рассматривается как совокупность отдельных элементов;

· Контроль – балансировка коммерческих, производственных и финансовых целей предприятия. Данный уровень подразумевает "налаженный" учет и контроль основных мероприятий на предприятии;

· Оптимизация – оптимизация (упрощение) основных бизнес-процессов на предприятии, что ведет к снижению издержек;

· Адаптация – адаптивность бизнес-процессов к условиям внешней среды;

· Мировой класс – возможность предприятия формировать рынок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Лысенко Ю.Г. Экономика и кибернетика предприятия: Современные инструменты управления: Монография. – Донецк: ООО “Юго-Восток, Лтд”, 2006. – 356 с.В.Д.Сербин. Основы логистики: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
  2. Колесников С.Н. Стратегии бизнеса: управление ресурсами и запасами. Москва: "Статус-Кво 97", 2000 год.
  3. Майкл Дж. Шроек (Michael J. Schroeck). Статья “Анализ клиентской базы приносит пользу CRM: повышается ценность интегрированных решений CRM”. Сентябрь 2005 года.
  4. Ричард Стайн (Richard Stein). Статья “Потребность в организационных данных: модель комплексного управления эффективностью бизнеса”. Апрель 2005 года.
  5. Бхагат Найнани (Bhagat Nainani). Статья “Полный цикл управления бизнес-процессами с применением инструментов, поддерживающих стандарты”. Октябрь 2005 года.
  6. Уэйн Экерсон и Синди Хоусон (Wayne Eckerson и Cindi Howson). Статья “Business Intelligence становится корпоративным инструментом”. Январь 2006 года.
ВВЕРХ