ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

С. Лебедев

Самарский государственный аэрокосмический университет
http://www.informika.ru/text/magaz/higher/2_98/5razdel.html

Специфика программных продуктов для обучения заключается в том, что они, с одной стороны, должны быть технически корректны — правильно и безошибочно работать, с другой — хорошо обучать. Поэтому их нужно оценивать одновременно в нескольких аспектах — качество самой программы, по которой работает компьютер, качество построения обучающего процесса и качество обучающего материала. Два последних критерия — удел скорее гуманитарных наук, чем технических.

Под качеством программного обеспечения понимается совокупность свойств программных средств (ПС), характеризующих способность ПС удовлетворять потребности пользователей в обработке данных в соответствии с назначением. В стандарте предусмотрены несколько показателей качества, по совокупности которых определяется качество программного обеспечения: надежность работы, показатели удобства сопровождения и применения программы, а также показатели эффективности.

Для оценки надежности работы применяется бета-тестирование оцениваемого программного продукта.

Для определения удобства применения и сопровождения наиболее универсальным и дающим наиболее “реальные” оценки, является метод экспертизы.

Для оценки показателей эффективности целесообразно применять тестирование и экономические методы.

При экспертной оценке можно привлекать специалистов в области сертификации программного обеспечения и представителей заказчика. Качество построения обучающего процесса — это оценка методики и порядка передачи знаний для достижения наилучшего качества обучения. Для полноценного использования всех возможностей данного метода обучения необходимо учитывать достижения современных теорий обучения, применять интенсивные методики.

Поскольку обучение с помощью персональных компьютеров стало возможным сравнительно недавно, оценка в этой области затруднена в силу недостаточной разработки соответствующих стандартов. На сегодняшний день самым надежным — и практически единственным — методом является экспертный.

Под качеством обучающего материала мы понимаем адекватность информации по изучаемой дисциплине современному уровню ее развития и удобство подачи материала. В первую очередь важно, чтобы весь материал был, по меньшей мере, правильным и не устаревшим. Кроме того, большое значение имеет порядок его подачи. Здесь также применим экспертный метод оценки и предварительное тестирование программного продукта на обучаемых. Итак, качество программных продуктов для обучения — понятие неоднозначное. В него входят как чисто технические показатели, которые должны оцениваться точными численными методами, так и “нечеткие” показатели типа качества построения процесса обучения, которые трудно поддаются формализации и должны оцениваться одновременно специалистами по теории обучения и специалистами в области изучаемой дисциплины.