КОГНИТИВНЫЕ FLASH–АЛЬБОМЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Малыхина Д.А., Аноприенко А.Я.

Донецкий национальный технический университет

Тезисы доклада на Вторую Международную студенческую научно-техническую конференцию "Информатика и компьютерные технологии 2006".

В докладе рассматриваются актуальность и примеры использования средств когнитивной компьютерной графики в учебном процессе.

1. Введение

Многие специалисты в области психологии мышления убеждены, что именно наличие двух способов представления информации (в виде последовательности символов и в виде картин-образов), умение работать с ними и соотносить оба способа представления друг с другом обеспечивают сам феномен человеческого мышления.

Возникает необходимость появления специальных средств работы со зрительными представлениями и способы перехода от них к текстовым представлениям и обратного перехода. Так была поставлена основная задача, из которой сейчас возникает новая проблемная область – когнитивная графика [1].

Основной задачей когнитивной графики является создание таких моделей представления знаний (когнитивных моделей), в которых была бы возможность однообразными средствами представлять как объекты, характерные для алгебраического мышления (возможность работать с абстрактными цепочками символов), так и образы-картины, с которыми оперирует геометрическое мышление (способность работать с чувственными образами и, прежде всего, со зрительными образами). Эти комбинированные когнитивные структуры – основные объекты когнитивной графики.

2. Когнитивная функция мультимедиа

Графика выполняет не только привычную, традиционную иллюстративную функцию, но и другую, не менее важную, когнитивную, или способствующую познанию, функцию.

Однако, сегодня уже не вполне корректно говорить о феномене порождения нового знания в голове человека вне его (этого феномена) существенной зависимости от современных технологий информационного обеспечения этого процесса.

Средства когнитивной графики связаны со многими новейшими информационными технологиями, включая авторские технологии – гипертекст и мультимедиа [2].

Когнитивная функция мультимедиа состоит в том, чтобы с помощью некоего объекта мультимедиа получить новое знание или, по крайней мере, способствовать интеллектуальному процессу получения этого знания.

Несомненно, также, что компьютерные изображения выполняют, прежде всего, когнитивную, а не иллюстративную функцию, поскольку в процессе учебной работы с компьютерными системами процедурного типа у студентов формируются сугубо личностные, т.е. не существующие в таком виде ни у кого, компоненты знаний [3].

Средства Macromedia Flash предоставляют ряд возможностей для реализации когнитивных Flash-альбомов. На рис.1 приведен фрагмент такого альбома. В данном фрагменте отображена схема передачи одного байта информации между двумя компьютерами.

Рис.1 - Фрагмент когнитивного альбома

3. Заключение

Когнитивно-компьютерно-графическая технология не есть всего лишь очередное новое техническое средство, с помощью которого ученый может наглядно представлять сложные научные абстракции. Это скорее уникальный по своей мощности и креативным (порождающим) возможностям канал связи человека с миром научных абстракций.

Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации студентам и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное "чутье", образное мышление.

Литература

  1. Зенкин А.А. Когнитивная компьютерная графика/ Под ред. Д.А. Поспелова, Наука, Москва, 1991.

  2. Зенкин А.А., Знание-порождающие технологии когнитивной реальности. - Новости Искусственного Интеллекта, 1996, No. 2, стр. 72-78.

  3. Соловов А.В. Когнитивная компьютерная графика в инженерной подготовке , Журнал "Высшее образование в России", МГУП, Москва, 1998, № 2, с. 90-96.