Магистры ДонНТУ Пивнык Татьяна Анатольевна

   Оценка индекса человеческого развития (ИЧР) с учетом всех необходимых показателей


Данная статья была представлена на III Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Компьютерный мониторинг и информационные технологии» 12 декабря 2006 года.

Объектом исследования данной работы является индекс человеческого развития. Специальный индекс человеческого развития объединяет три показателя:

1) валовой внутренний продукт на душу населения;

2) грамотность населения;

3) продолжительность предстоящей жизни.

ИЧР дает композитную оценку человеческого прогресса. Впервые данный показатель был предложен в 1990 г. группой исследователей Программы развития ООН. Кроме общего ИЧР, рассчитывается ИЧР для мужчин и женщин, различных этнических и социальных групп, регионов.[1]

На сегодняшний день ИЧР модифицирован в двух своих компонентах:

1) показателях образования;

2) показателях дохода (ВВП на душу населения).

Показатель образования определяется как грамотность населения с учетом среднего числа лет обучения. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения. Если страна находится выше среднемирового значения ВВП, то увеличение дохода на душу населения рассматривается в качестве уменьшения ее предельного вклада в человеческое развитие.

Считается, что страны с ИЧР:

- менее 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития;

- 0,5-0,8 - средний уровень;

- 0,8 и выше - высокий уровень развития.[2]

Однако индекс человеческого развития, рассчитанный по трем вышеперечисленным показателям, не дает полного представления человеческого прогресса. Поэтому необходимо использовать еще и такие показатели, как: развитие человеческого потенциала продиктовано заботой о человеке, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень грамотности взрослого населения, уровень грамотности молодежи, коэффициент чистого показателя поступивших в начальную школу, коэффициент чистого показателя поступивших в среднюю школу, число детей, окончивших 5 классов, совокупный валовой показатель числа поступивших в учебные заведения первой, второй и третьей ступени, ВВП на душу населения, индекс ожидаемой продолжительности жизни, индекс уровня образования, индекс ВВП. [3]

А также значение индекса развития человеческого потенциала, рейтинг ВВП на душу населения, коэффициент младенческой смертности, детская смертность в возрасте до 5 лет, вероятность того, что при рождении, ожидаемая продолжительность жизни составит 65 лет, зарегистрированный уровень материнской смертности, расходы на общественное образование в % от ВВП, расходы на общественное образование в % от объема общих государственных расходов, расходы на дошкольное и начальное образование, расходы на среднее образование, доля поступивших в учебные заведения в естественных, математических и прикладных наук третьего уровня, магистральные телефонные линии, число абонентов сотовых мобильных сетей, пользователи системы Интернет, выданные населению патенты, поступления роялти и лицензионные выплаты, расходы на научно-исследовательскую работу и опытно-конструкторскую разработки. [4]

Кроме того, такие показатели, как ученые и инженеры, занимающиеся НИОКР, ежегодные темпы роста ВВП на душу населения, в %, среднегодовое отклонение индекса потребительских цен, год получения женщинами права голоса, год избрания или назначения первой женщины в парламент, женщины в органах управления на министерском уровне, в %, уровень экономической активности женщин, занятость по отраслям экономики (сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг). [5]

Поэтому необходимо создание программы вычисления индекса человеческого развития с учетом всех вышеперечисленных показателей, что позволит дать более точную оценку человеческого прогресса.

Цель работы – создание программы, которая позволит вычислять индекс человеческого развития с учетом многих факторов.

    Литература

1. Саградов А.А.. Роccия и индекс человеческого развития. Журнал "Мир России",№3, 2000 г.

2. Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н.. Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад.- М.: Аспект Пресс, 2003.

3. Доклад о развитии человека за 2003 год, Нью-Йорк, Оксфорд, Оксфорд юниверсити пресс, 2003.

4. Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире./ Пер. с англ.- М.: Издательство «Весь мир», 2004 – 328с.

5. Доклад о развитии человека 2005. Международное сотрудничество на перепутье: помощь, торговля и безопасность в мире неравенства. ./ Пер. с англ.- М.: Издательство «Весь мир», 2005 – 416с.

© 2007 ДонНТУ, Пивнык Т.А.